Заглянуть в будущее: как бизнесу построить планы на следующий год

Прочтёте за 5 мин.

Рекомендации Наталии Меркуловой

IT-инструменты, которые использует Наталия Меркулова

  • Консультант+
  • ChatGPT
  • Zoom

В условиях политической и экономической непредсказуемоcти российским компаниям всё равно необходимо думать о дальнейшем развитии. Планирование на 2025 год становится не просто рутинной задачей, а настоящим искусством, требующим креативности, гибкости и новаторства. О том, как провести глубокий анализ прожитого года и прописать шаги к достижению новых целей, заместитель гендиректора по персоналу компании «ХимЭнерго» Наталия Меркулова рассказала Biz360.ru.

Досье

Наталия Меркулова – бизнес-эксперт, заместитель генерального директора по персоналу компании «ХимЭнерго». Имеет более 15 лет опыта работы в департаментах HR, маркетинга и PR в крупных международных корпорациях (Coca-Cola, PepsiCo, Davidoff, West).

Наталия Меркулова

Каким в идеале должен быть бизнес-план  

Бизнес-план должен содержать финансовые показатели на год и описание задач, которые необходимо решить в перспективе. Вместе с тем он должен учитывать текущие и возможные сложности, что в ситуации высокой непредсказуемости кажется невыполнимой миссией. Опишу, как сделать бизнес-план дорожной картой развития вашего проекта. 

Гибкость и адаптивность 

Бизнес-план должен быть достаточно гибким, чтобы адаптироваться к резким изменениям внешней среды. Разработка нескольких сценариев, учитывающих различные возможные события, позволит компании лучше подготовиться к неожиданностям. 

Вопросы для анализа: 

  • Какой бизнес-план у вас есть на сегодня?

  • Как он выполняется?

  • Что стоит учесть при разработке следующего? 

Например, в 2024 году компании столкнулись с дефицитом кадров. Найти новых сотрудников было крайне сложно и затратно по времени и ресурсам. Приходилось перепрофилировать имеющихся специалистов или усиливать процесс онбординга. При анализе текущего года и в планах на 2025-й стоит учесть, что поиск новых сотрудников будет занимать ещё больше времени, а их адаптация на новом рабочем месте должна проходить быстрее и эффективнее. 

Управление рисками 

Тщательный анализ возможных угроз является неотъемлемой частью планирования. Необходимо определить факторы, которые могут повлиять на деятельность вашей компании, и разработать стратегию минимизации рисков. 

Вопросы для анализа: 

  • Кто отвечает за риски в вашей компании?

  • Как быстро компания реагирует на негативные внешние изменения?

  • Насколько готова ваша стратегия к минимизации рисков? 

Диверсификация 

Рассмотрите возможности диверсификации продуктов, услуг или рынков сбыта. Это поможет снизить зависимость от одного источника дохода и уменьшить уязвимость перед нестабильностью. 

Вопросы для анализа: 

  • Что может послужить для вашего направления возможной диверсификацией?

  • Что всегда хотелось вашей компании попробовать ещё и, наконец, появилась возможность рискнуть? 

Например, кофейня в спальном районе может при небольших усилиях предлагать сервис по обжарке кофе. Это снизит её зависимость от количества посетителей, а для сотрудников новое направление станет шансом не потерять работу и расширить навыки. 

Фокус на локальный рынок

В условиях неопределённости работа на локальном рынке может приносить менее рискованный и более стабильный доход. 

Вопросы для анализа: 

  • Насколько проработан локальный рынок в вашем направлении?

  • В какую сторону ещё можно посмотреть? 

Технологическая готовность бизнеса 

Внедрение цифровых технологий может помочь оптимизировать операции, улучшить взаимодействие с клиентами и повысить эффективность компании. 

Вопросы для анализа: 

  • Как давно вы меняли рабочие инструменты или повышали технологичность компании?

  • Что конкретно сделали в этой области за 2024 год?

  • Есть что улучшить в 2025?

Не стоит пренебрегать автоматизацией процессов. Она избавляет сотрудников от рутинных задач, сокращает влияние человеческого фактора и помогает в конкурентной борьбе. 

Управление капиталом и финансами 

Эффективное управление оборотным капиталом, планирование расходов и оптимизация налоговой нагрузки повышают устойчивость бизнеса. 

Вопросы для анализа: 

  • Кто занимается управлением финансами в вашей компании?

  • Насколько эффективен этот специалист?

  • Как давно он проходил обучающие курсы по своей специальности? 

Привлечение и удержание талантов 

В нестабильные времена важно поддерживать мотивацию команды. Предложения по развитию навыков и созданию благоприятной рабочей атмосферы помогают удерживать сотрудников. 

Вопросы для анализа: 

  • Как давно вы давали возможность команде высказаться о своих предложениях по работе?

  • Что удалось осуществить после этого? 

Важно заниматься развитием и повышением квалификации своей команды. Так можно сохранить или вырастить таланты, что избавит компанию от затрат на поиск новых специалистов. 

Запасной план 

Разработайте чёткие планы действий для различных чрезвычайных ситуаций, включая финансовые кризисы и политические изменения. 

Вопросы для анализа: 

  • Какие сценарии стоит проработать?

  • Как будете действовать в каждой неожиданной ситуации? 

Факторы риска, как правило, достаточно банальны. Падение покупательской способности, ухудшение состояния экономики, подорожание кредитов, резкий отток специалистов, скачок доллара… Стоит рассмотреть наиболее явные риски, связанные с вашей сферой деятельности. 

Предположим, вы оказываете бухуслуги на аутсорсинге крупным компаниям. Всегда есть риск, что они в какой-то момент создадут собственный штат бухгалтеров, а ваша компания лишится из-за этого значимой части дохода. Стоит подумать, как в данной ситуации вы будете сокращать собственные расходы, как станете искать клиентов в других сегментах рынка или переключитесь на средний бизнес. 

Нетворкинг 

Развивайте связи с другими предпринимателями и отраслевыми ассоциациями. Сильная сеть контактов может обеспечить поддержку и дать ресурсы для преодоления трудностей. 

Вопросы для анализа: 

  • Насколько вы окружены конкурентами или деловыми партнёрами?

  • Как часто вы встречаетесь друг с другом и по каким поводам?

  • Как можете быть полезны друг другу? 

Рекомендации и дружеская помощь всегда будут бесценны. Вместе с нетворкингом придёт узнаваемость, а следом за ней и рост интереса к корпоративному или личному бренду. 

Как составлять план на год

Среди предпринимателей малого и среднего бизнеса наиболее популярными методами создания бизнес-планов остаются самостоятельная работа и помощь бизнес-коуча. У каждого варианта есть свои преимущества и недостатки. Разберём их. 

Преимущества самостоятельной работы: 

  • глубокое понимание своего бизнеса, его возможностей и истинных потребностей;

  • экономия средств: не придётся тратиться на консультации специалистов по планированию;

  • гибкость и адаптивность: можно при необходимости оперативно вносить изменения в собственный план;

  • развитие навыков стратегического планирования у собственника и команды;

  • полный контроль над процессом разработки бизнес-плана. 

Недостатки самостоятельной работы: 

  • отсутствие подобного опыта и нехватка знаний в некоторых важных областях например, финансовый анализ, маркетинг или стратегическое планирование;

  • ограниченные ресурсы в виде достаточного времени на планирование;

  • недостаток объективности: излишний оптимизм или пессимизм в оценке перспектив и рисков;

  • недостаточное исследование рынка и конкурентов, если оно проводится только своими силами;

  • неполный анализ. 

Преимущества составления бизнес-плана с коучами: 

  • формулирование стратегических целей и приоритетов;

  • выявление «слепых зон» в бизнесе, которые могут быть незаметны руководству;

  • разработка стратегий с учётом рисков и выработка адекватных мер реагирования на негативные сценарии;

  • улучшение коммуникации в команде благодаря совместной работе;

  • личностное и профессиональное развитие всех участников планирования;

  • постановка долгосрочных целей.

Недостатки планирования с бизнес-коучем: 

  • высокая стоимость услуг;

  • качество услуг бизнес-коучей может варьироваться;

  • сопротивление изменениям со стороны собственника бизнеса и команды;

  • ограниченное понимание коучем вашей специфики бизнеса;

  • зависимость от коуча в принятии дальнейших решений;

  • психологические барьеры в работе с внешним экспертом. 

Можно комбинировать эти варианты. Например, один раз составить бизнес-план с коучем, а затем заниматься планированием самостоятельно. 

Вместо заключения

Планирование помогает определить краткосрочные цели в бизнесе и формирует стратегическую основу для достижения долгосрочных амбиций. Конец декабря и начало января – самое время, чтобы проанализировать сделанное и прописать шаги к достижению целей.

2024-2025

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

25 декабря 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов