Заметки на полях: дизайнерские блокноты как бизнес-проект

Прочтёте за 6 мин.
28 октября 2015

Энди Мартин и Елена Шварова личным примером доказывают, что и в кризис люди готовы платить за эстетику и качество

IT-инструменты, которые используются в проекте Bookovsky

  • Битрикс24
  • Сервисы Google
  • Вконтакте, Instagram

Казалось бы, разумно ли в наш бурный цифровой век вкладываться в бумагу? На фоне разворачивающегося экономического кризиса думать об эстетике продукта и «особом качестве»? Заново изобретать велосипед блокнот? Беспокоиться о тактильных ощущениях покупателей? Двое петербургских смельчаков – Энди Мартин и Елена Шварова, совладельцы компании BOOKOVSKY - на все эти вопросы ответили «да». И вот что из этого вышло.

Досье

Энди Мартин, 43 года, совладелец компании BOOKOVSKY, выпускающей блокноты и скетчбуки (альбомы для записей и рисования). Родился в 1972 году, учился в СПбГТИ (специальность – инженер-механик). Дизайнер, фотограф. Арт-директор в студии брендинга ODB. Не женат. Елена Шварова, 25 лет, совладелец BOOKOVSKY. Родилась в 1989 году в Петербурге. Окончила ФИНЭК (теперь СПбГЭУ), факультет маркетинга.  Работала в различных рекламных и брендинговых агентствах. Управляющий партнер в студии брендинга ODB. Не замужем.

Как всё начиналось

Все-таки судьба выводит предпринимателей к стартовой точке извилистыми путями. Мог ли знать 18-летний студент, выбравший увлекательную стезю инженера-механика, что не быть ему ни инженером, ни механиком, а быть графическим дизайнером Энди Мартином (псевдоним, ставший именем), арт-директором студии брендинга, да еще и основателем собственной марки имиджевой канцелярской продукции? Вряд ли. И тем не менее.

Энди Мартин.jpg 
Энди Мартин

За последние 20 лет Энди Мартин успел поработать в разных дизайн-студиях Москвы и Петербурга, получить несколько профессиональных наград и даже стать совладельцем брендингового бюро ODB. Зачем ему при всем этом понадобился BOOKOVSKY – сложно сказать в двух словах. 

«Интерес к карандашам и хорошей бумаге у меня был всегда. Это ощущение - соприкосновения с волшебством – родом из детства, во всяком случае - советского. Я долго носился с мыслью, что блокнот - это не просто тетрадь или ежедневник, он может быть частью стиля, идентификатором, показателем статуса. В какой-то момент я решил: надо уже или делать свои блокноты, или выкинуть их из головы». 

В июне 2014 года Энди придумал концепцию первого блокнота. После того, как появился прототип, к делу подключилась Елена Шварова, ставшая в итоге партнером и совладельцем компании. Она придумала название BOOKOVSKY, Энди сделал логотип: «Потом уже было просто трудно остановиться».

Елена Шварова.jpg 
Елена Шварова

Была еще одна причина, почему появился BOOKOVSKY. Два десятка лет Энди занимался брендингом, работая с чужими продуктами. «В конце концов, мне захотелось посмотреть на ситуацию изнутри». 

Наконец, сыграла свою роль и теоретическая подготовка - Энди несколько лет читал журнал «Секрет фирмы», до сих пор у него сохранилось два ящика журналов. На этот интерес в свою очередь повлияла книга «Законы Паркинсона» (Сирил Паркинсон - автор сатирических работ по проблемам бизнеса, менеджмента и политологии), прочитанная как-то в 90-х. Но еще большее впечатление на начинающего предпринимателя произвела история основателя Starbucks: «Меня просто поразило, с каким упорством человек может добиваться свой цели». Елена похожий эффект испытала от книги «К черту всё, берись и делай» - манифеста экстравагантного Ричарда Брэнсона. 

Впрочем, добавляет Энди, истории про чужие успехи и интересные стартапы могут добавить мотивации предпринимателю, но не научат хитростям бизнеса. Когда владельцы BOOKOVSKY столкнулись с непониманием, когда и как стоит снижать стоимость или повышать ее, какие есть подводные камни в договорах с крупными сетями и т.д. – реально ценную информацию они получали от друзей-предпринимателей. 

Специфический рынок 

Мысль именно делать продукт, а не просто продавать - возникла из наблюдений за российским рынком блокнотов. По словам предпринимателей, этот рынок, с одной стороны, разношерстный, с другой – чрезвычайно консервативный: много однотипного товара от разных производителей. Большую часть предложения на нем составляет канцелярия, производимая в промышленных масштабах. Здесь активны и международные бренды (Moleskine, Leuchtturm, Arwey), и российские (InFolio). Нишу оригинальной продукции почти полностью занял hand-made: крафт, переработанная бумага, тесьма и т.п. 

«Такой интересной серийной продукции как у Smythson, Midory, Field Notes в России никто не производит. Оригинальная «канцелярка» у нас выглядит примерно так: это сшитые листы бумаги или даже просто сложенные, завернутые в лист из кожи и перетянутые резинкой. Это hand-made без стандартов. Мы решили показать, что небольшая марка может быть сопоставимого качества с большими брендами. Что может быть оригинальный продукт, но не hand-made в привычном смысле».

Масс-маркет предполагает большие тиражи, и, как правило, китайские сборку и печать – так дешевле. Крупные игроки (как правило, это московские компании) берут объемами, а не идеями – чем универсальнее модель, тем лучше она продастся. Как раз такую продукцию мы видим в большинстве канцелярских магазинов. Оригинальные производители больше любят работать с книжными магазинами, где вход попроще и конкуренция пожиже.

«У нас не было задачи «порвать» других, мы хотели предложить рынку альтернативу, сделать серийные блокноты, но с выраженной индивидуальностью. Продукт, по качеству не уступающий крупным брендам, при этом собранный не в промышленных масштабах где-то в Китае, а мелкими партиями в Петербурге, где мы сами могли контролировать качество и весь процесс производства»

По словам Елены, эту нишу нельзя назвать тихой: в последнее время рынок канцелярских предметов развивается как раз за счет новых брендов, которые выпускают блокноты, скетчбуки ручной работы. Однако, хоть игроков здесь и много, их продукция очень похожа.  Профильного сообщества малых производителей канцелярии нет - каждый сам за себя. Активное взаимодействие идет с поставщиками бумаги и типографиями – они больше заинтересованы в сотрудничестве и обмене идеями.

Первые шаги

Продажи предприниматели собирались вести при помощи партнеров – предоставив свою продукцию розничным и интернет-магазинам в Петербурге и Москве. Первые четыре месяца ушли на производство тестовых образцов: просчитывали конструкции, делали концепты, искали лицо продукта - чтобы не получить то, что и так уже есть на рынке.  

«Я все думал: что мы хотим сделать, для кого? Деньги же не могут быть целью бизнеса. У него должна быть идея. Если вы хотите заработать, вы должны придумать бизнесу смысл»

Смысл бизнеса был сформулирован в слогане: Live your life till the last page. «Он говорит потребителю о том, что мы разделяем его увлеченность, его жажду жизни. Вдохновляем, поддерживаем, храним самые важные мысли и самые ценные эмоции» - расшифровывает Елена.

Казалось бы, кому в наш насквозь цифровой век нужны блокноты?

Изначально продукция BOOKOVSKY позиционировалась как блокноты для городской жизни -  компактные, удобные, которые хочется носить с собой, поскольку они - часть стиля. Кому это нужно? Студентам, журналистам, деловым людям. Им важно, чтобы каждая деталь соответствовала образу. 

«Это творческие люди, для которых важно самовыражение, эстетика. – объясняет Елена. - Им не все равно, где они пишут или рисуют. Блокнот сам тебя вдохновляет. И тут важное значение имеет качество бумаги». 

Bookovsky I.jpg

«Это сложно объяснить, - добавляет Энди, - чтобы понять разницу, надо провести рукой по обложке или попробовать, как пишет карандаш по бумаге. Кроме того, мы осознанно ушли от линованных или клетчатых листов, чтобы оставить человеку простор чистого листа и больше возможностей для творчества. При этом в блокноте есть специальный вкладыш с разлиновкой. Человек может подложить его под лист и писать ровно. Мелочь же, но приятно, что о тебе подумали. Это тоже стандарты бренда». 

В выборе бумаги Энди использовал богатый опыт общения с полиграфистами. Кроме того, предприниматели выделились нестандартными размерами и пропорциями блокнотов - таких на рынке просто не было. При тестировании некоторые виды бумаги отвергли по техническим причинам - одни плохо биговались (биговка – выдавливание линий, по которым потом легко сгибается лист), у других при резке крошилась кромка. 

Чтобы угодить взыскательной аудитории, нужно было учесть тысячи нюансов. Так, скетчбук предназначен в первую очередь для рисования, поэтому листы у него должны подходить для зарисовок любым материалом - карандашом, тушью, акварелью. В поисках оптимальной плотности пришлось испытать много разной бумаги. Предприниматели рисовали и смотрели, чтобы бумага, например, не сворачивалась от намокания. Рисовали, пока не нашли то, что нужно. 

«Блокнот – это вообще приятный способ сохранить самое важное. Особенно для эстетов-кинестетиков»

Первые продажи

Производство блокнотов BOOKOVSKY полностью сосредоточено в Санкт-Петербурге. Все модели, прототипы, графику Энди делает самостоятельно. На Елене - идеология и общение с магазинами.

Первая «официальная» серия блокнотов BOOKOVSKY была выпущена осенью 2014 года. Она  обошлась партнерам в тысячу долларов – столько стоили бумага, пружины, проволока, заказ обложек в типографии. Однако первые продажи случились еще раньше – тестовые образцы у предпринимателей скупили знакомые, которые рассказали о бренде своим знакомым, а те - своим. Так заработало сарафанное радио. В ноябре была открыта группа в «ВКонтакте»: здесь можно было оформить заказ. На тот момент в ассортименте петербуржцев было две модели блокнотов и фирменные черные карандаши. Свой интернет-магазин тогда казался излишеством.

И сегодня Instagram и группа в «ВКонтакте» являются основными каналами продвижения бренда. Впрочем, к эффективности последнего есть претензии – так что BOOKOVSKY присматриваются к Facebook.

В упомянутой первой партии было всего по 100 штук двух видов блокнотов: City Notes и Coffee Notes. Первый – городской блокнот для записей, заметок и зарисовок. Отличительная особенность – обложка, выполненная из приятного на ощупь материала (touch cover), который со временем вытирается и становится еще приятнее. На обложке изображена карта Лондона – это уловка: людям хочется взять блокнот в руки и разглядывать карту, искать знакомые названия. Coffee Notes с отрывными листами выполнена по принципу «заметки на салфетках», когда надо быстро записать свои мысли или кому-то оставить номер телефона.

Bookovsky X.jpg

В январе 2015-го BOOKOVSKY решили предложить свои блокноты магазинам. Первым был книжный «Подписные издания» - просто потому, что нравился самим - за атмосферу и хорошие книги. «Издания» взяли на реализацию пробную партию - 10 блокнотов каждой модели и 10 карандашей. Партия была продана за месяц. В следующую поставку уже вошла новая модель блокнотов - скетчбук на пружине.

Сегодня таких точек продаж у компании около двадцати - в основном, это книжные магазины в центральной части города, хотя блокноты петербургского бренда можно встретить и в магазинах модной одежды, таких как ЛУУК и «Большой».   

Поход по магазинам

«Знакомые предупреждали, что «встать на полку» будет очень не просто. – рассказывает Елена, - Когда мы шли договариваться в первый магазин, были готовы к отказу. На самом деле 9 из 10 магазинов охотно берут блокноты на реализацию. Правда, потом, бывает, возникают сложности с контролем выплат. Ну, от этого, наверно, никуда не деться».

По словам предпринимателей, во все магазины, где сегодня предлагается продукция BOOKOVSKY, их пустили без входной платы. Такой подход Энди и Елена объясняют профилем деятельности: канцелярские и книжные магазины - это не сетевая розница: если продукт нравится, берут с интересом. Однако, только на условиях реализации, накидывая сверху свои 50-100%. Никто не хочет брать на себя дополнительные риски. 

Уже год BOOKOVSKY присматриваются к Москве – там наибольший интерес для петербургского бренда представляют крупные, в том числе сетевые магазины. Увы, это значит, наценка от 150% и то, что деликатно называется «не всегда комфортные условия выплат» - те же просрочки по платежам. Так что пока покорение столицы отложено. 

Несколько месяцев назад производители блокнотов начали сотрудничать с иллюстратором Екатериной Хозацкой, которая ведет проект о заведениях Петербурга Between the Bars Теперь они делают блокноты с иллюстрациями Екатерины на обложке. Работают по предзаказу, изготавливая блокноты с иллюстрацией на выбор, а их уже более 40 с изображениями различных баров и кафе. Покупают такие блокноты, во-первых, поклонники творчества госпожи Хозацкой. А, во-вторых, BOOKOVSKY предлагают заведениям, изображенным на иллюстрациях, реализовывать продукцию как промо в своих барах. 

«Наши конкуренты сейчас - те с кем мы оказываемся рядом на полках в магазинах. Это и производители нашего ранга – например, Voodoo Book и Memorandum, и крупные бренды вроде Moleskine. Но мы не ориентируемся на них в производстве. Нам ближе всего по духу американский Field Notes. Они другие, совершенно независимые»

Семейство BOOKOVSKY

Сегодня создатели BOOKOVSKY предлагают покупателям шесть моделей блокнотов и скетчбуков. Скоро появятся еще две – скетчбук и тетрадь А5 размера. Отличительной особенностью всех блокнотов петербургской марки являются нелинованные листы. В ассортименте три разновидности – на пружине (для рисования и скетчей), на скрепке (для записей и зарисовок), отрывные (для заметок). Кроме того, есть фирменные карандаши - их жесткость лучше всего подходит для бумаги, которая используется в блокнотах. Они выполнены из черного дерева, то есть когда вы точите карандаш, он по-прежнему остается черным. Карандаш дополняет блокнот, они выполнены в одном стиле.

Bookovsky VI.jpg

Основа марки - три базовых модели. BOOKOVSKY City Notes – это черный блокнот на скрепке, с молочной бумагой внутри, формата 105х145. Это блокнот на каждый день, с оригинальной обложкой, которая со временем вытирается как джинсовая ткань. BOOKOVSKY Cafe Notes – узкий блокнот для записей, отрывной с перфорацией, с обложкой под кожу. Представительный и выглядит как аксессуар. BOOKOVSKY Sketchbook Travel - это квадратный 20х20 см альбом для эскизов и иллюстраций.

«Сейчас планируем выпуск фирменного ежедневника. Он будет недатированный и нелинованный. Не «канцелярский» ежедневник, а скорее партнер на каждый день. Для меня в этом смысле эталоном является блокнот Smythson и их философия, традиция использования блокнота как помощника в путешествии. Если перефразировать фразу из фильма Гая Ричи, если ты достал на встрече «Смитсон», то сразу видно: ты - человек воспитанный, у тебя есть вкус, и с тобой можно иметь дело. Мы тоже стараемся делать такие блокноты», - говорит Энди.

Ручная сборка

Все модели блокнотов BOOKOVSKY стандартизированы, то есть по каждой заранее известно, что за бумага используется, какая будет обложка, какие размеры и т.д. Как правило, все начинается с покупки необходимого объема бумаги, потом предприниматели заказывают отдельно в типографии обложку.  После готовности начинается сборка: бумагу режут, бегуют, скрепляют вместе внутренние листы и обложку, опять подрезают. На последнем этапе у блокнота скругляют углы. 

«Собственная сборка в отличие от типографской позволяет контролировать качество, - объясняет Энди. – Конечно, пришлось купить кое-какие приспособления (скруглители, резаки, брошюровщики, штампы, прессы, установщики скрепок), но мы даже рады. Какие-то идеи вообще в типографии реализовать сложно – например, никто не делает блокноты с отрывными листами в обложке». 

За год производство блокнотов BOOKOVSKY почти не изменилось: они собираются вручную в мастерской, которая является частью офиса. Ведется учет сбыта и остатков на складе. Кстати, на время сборки штат компании вырастает до трех человек – есть приходящий помощник. Сложные внутренние блоки с перфорацией отдаются на аутсорсинг. 


В основном, петербуржцы используют импортную дизайнерскую бумагу, чаще всего - немецкой фабрики Gmund. Блокнотов из таких материалов на рынке не так много. В масс-маркете обычно используется более простая и дешевая бумага. 

«Бумагу мы покупаем у компаний «Берег», «Анталис» и немного у «Дубль В». Материал импортный, поэтому цены привязаны к валюте. Если год назад лист цветной бумаги 100х70см стоил около 200 рублей, то сейчас 400-500. Выбрать более дешевую бумагу мы не можем - нам очень важны тактильные ощущения от соприкосновения с брендом. Бумага, которую мы выбрали – это составляющая бренда, стиль, по которому узнаются наши блокноты. Увы, в России не производят дизайнерскую бумагу. С тонированной вообще проблемы - ее мало. Тонированная бумага - это особая эстетика, после такой на обычную офисную даже смотреть не хочется». 

Переждать бурю

Наценка, которую закладывают в отпускную цену производители - плавающая, зависит от модели. Себестоимость они стараются держать не более двух долларов - это от 20 до 50% от цены блокнота (средняя цена – 300 рублей). По словам предпринимателей, в одной точке продается от 5 до 10 экземпляров ежемесячно. Конечно, показатели скромные. К тому же из-за кризиса прибыль снизилась – бумага подорожала, а поднимать цены на блокноты петербуржцы не стали. Логика проста: надо переждать бурю.

«Канцелярия не является предметом первой необходимости, поэтому сейчас многие экономят на таком удовольствии, – признает Елена. – Но как только экономическая ситуация в стране выправится, спрос на стильную канцелярию начнет расти».

Себестоимость блокнотов в основном формируется за счет материалов и затрат на печать. Приличных вложений потребовала и закупка оборудования. И хотя предприниматели обошлись без кредитов и внешних инвестиций (да и желающих инвестировать не было), все, что зарабатывают, сегодня вкладывают в развитие. 

Отсутствие штата – существенная экономия на заработной плате. «Мы начинали дело вдвоем, сейчас так и работаем. Модели блокнотов разрабатываем сами, группы в социальных сетях ведем сами, договариваемся с магазинами и ведем отчетность тоже самостоятельно. Пока справляемся» - резюмирует Елена. 

Бизнес оставляет партнерам время на другие дела. И Энди, и Елена продолжают разрабатывать стратегии и дизайн в студии брендинга. 

Работа над ошибками

«Я думал: вот сделаем крутой продукт, и он сразу будет востребован потребителем. Практика показала, что не все так просто, надо еще дойти до этого потребителя. – вспоминает Энди. - Например, поначалу мы ударились в корпоративные продажи. Казалось, что это будет эффективнее. У нас и сейчас есть доля таких заказов, но теперь я уверен, что массовый рынок - куда более верный путь для нашего продукта. Он интересен своим разнообразием, дает свободу маневра. В корпоративных продажах, как правило, востребованы 1-2 модели и только». 

Кроме того, производители столкнулись с настороженным отношением аудитории к бренду. 

«Блокнот из хорошей бумаги, собранный вручную – не дешевое удовольствие, - признает Елена. - Многие пока не понимают, за что платят. То есть людям нравятся отдельные модели, и они были бы рады получить в подарок что-нибудь от BOOKOVSKY, но купить самому для себя не всегда готовы, говорят – «дорого».  Кроме того, потребитель привык к тому, что если бренд не массовый, то это явно выраженный хенд-мейд – с использованием крафта, кожи, тесемочек и прочего. К серийной канцелярии, которая собирается вручную, только начинают привыкать». 

С новой стороны открылись соцсети. Изначально предприниматели думали, что активнее всего продажи будут строиться через группу в «Вконтакте», но в итоге оборот в офлайн-магазинах оказался значительно выше.

«Сейчас основной акцент в продажах смещен именно на работу с магазинами. – рассказывает Елена. – В планах увеличить количество точек, начать сотрудничество с московскими магазинами. Также мы убедились в том, что без собственного интернет-магазина не обойтись - это, прежде всего, комфорт потребителя: там он может самостоятельно оформить заказ и сразу оплатить удобным ему путем. В современном мире все к этому привыкли, так что приходится соответствовать уровню.  Мы как раз сейчас занимаемся запуском интернет-магазина».

Bookovsky Site.jpg

Канцелярский бизнес – как и любой другой – имеет свою специфику. Здесь нужно не только разбираться в материалах. Нужно также угадывать еще несформированные желания аудитории, постоянно мониторить рынок, и не только российский, знакомиться с новинками и подходами других производителей.  Нужно понимать природу спроса. Выяснилось, что в продажах представительской «канцелярки» тоже есть фактор сезонности, хотя и не очень выраженный. В сувенирных магазинах пик продаж блокнотов приходится на туристический сезон. Кроме того, канцелярские товары активно закупаются студентами перед началом учебного года, правда в высоком ценовом сегменте заметного всплеска спроса не наблюдается.

Прошедший год многому научил Энди: «Скажем, особенность наших типографий - они всегда стремятся все упростить. Сделать так, как удобнее им. Если вам нужна тонированная бумага определенного сорта, проследите, чтобы в конечном тираже оказалась именно она, а не похожий аналог. Мы, в конце концов, теперь всю бумагу покупаем сами - еще и дешевле выходит». 

Еще один важный вывод, который сделали для себя владельцы BOOKOVSKY - нельзя быть брендом для всех одновременно. 

«Мы пошли на поводу у рынка - выпустили целую серию «подарочных» блокнотов с цветными обложками, фактурной бумагой, тиснением. Потратили много времени, но эти блокноты оказались не очень востребованы. Я много раз читал, что когда фирма кроме базовых моделей начинает выпускать какие-то модные или сезонные позиции, в результате размывается понимание - кто она, для кого и для чего. Конечно, когда читаешь об этом, то думаешь - я так не поступлю, но на реальном рынке ошибки неизбежны. Надо было оставаться в рамках своего стиля». 

«Видели-видели, молодцы»

Продвижение BOOKOVSKY выстроено, в основном, через интернет. В этом смысле хорошо работают группы в соцсетях. Кроме того, компания сотрудничает со студенческим конкурсом по маркетингу «Маркеториум» - это прямой контакт с целевой аудиторией.

Совсем скоро будет запущен полноценный сайт с интернет-магазином, где можно будет купить любую модель блокнотов и скетчбуков. Наконец, магазины – это тоже канал продвижения, где человек может посмотреть и потрогать (что немаловажно) все блокноты.

«Вот приходишь в новый магазин договариваться о сотрудничестве, а тебе говорят: «мы о вас слышали» – приятно. Вообще сами магазины – хороший инструмент для продвижения: даже если люди не покупают, то все равно видят бренд, запоминают»

На узнавание бренда работает и участие в фестивалях-маркетах - проходимость там высокая. Однако как канал продаж для блокнотов BOOKOVSKY маркеты оказались неэффективны: аудитория приходит туда именно за «хендмейдом», или просто поглазеть. 

Елена уверена, что BOOKOVSKY можно будет вывести на западный рынок – стиль бренда и качество вполне соответствует европейскому уровню.  Кроме того, есть мысли продавать франшизу. Купить бизнес петербуржским производителям концептуальной «канцелярки» пока никто не предлагал. Хотя от крупных игроков рынка доходили приятные отзывы – мол, видели-видели, молодцы.

Bookovsky V.jpg

Читайте также:

Как петербургский часовщик конкурирует со швейцарскими брендами.
Как построить бизнес из деталей детского конструктора.
Как устроен интернет-магазин для женщин с пышным бюстом.




Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
Все материалы