Жадность, невежество, лень: 10 смертных грехов при автоматизации бизнеса

Прочтёте за 6 мин.

«Ориентируйтесь на результат, а не на экономию»

IT-инструменты, которые использует Вячеслав Лобаев

  • 1С:Комплексная автоматизация
  • 1С:Управление торговлей
  • Timetta

Автоматизация должна экономить время, сокращать издержки и ускорять рост бизнеса. Но почему тогда многие компании малого и среднего бизнеса либо не получают от неё ожидаемого эффекта, либо вовсе сталкиваются с провалом? Проблема не в технологиях, а в типичных ошибках, которые совершают предприниматели, пытаясь сэкономить, ускорить процесс или просто не разобравшись в деталях. О том, как избежать этих ошибок, основатель и гендиректор компании «НЭП» Вячеслав Лобаев рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Вячеслав Лобаев – основатель и генеральный директор компании «НЭП». По образованию – экономист-математик, окончил Институт экономики, права и естественных специальностей КубГУ. Имеет степень EMBA. В сфере автоматизации бизнеса – более 20 лет. Эксперт в области построения комплексных систем управления предприятием. Проект «НЭП» основал в 2014 году, компания специализируется на внедрении комплексных систем управления ERP, ECM, ЭДО, BPM, CRM и ITIL. «НЭП» – официальный партнёр фирмы «1С» и других вендоров ПО и оборудования.

Вячеслав Лобаев

Грех №1. Сотворение кумира: всемогущество автоматизации

Проблема 

Руководители малого и среднего бизнеса часто верят во всемогущество новых технологий и имеют неверные представления о целях и возможностях автоматизации. Им кажется, что внедрение информационной системы автоматически избавит их от необходимости управлять компанией и развивать бизнес (как в той старой песне: «вкалывают роботы – счастлив человек!»). Но это иллюзия! Система, безусловно, возьмёт на себя часть задач, упростит и ускорит некоторые процессы, но работать за руководителя и без него она не сможет. 

Или ещё одно заблуждение – автоматизация ради автоматизации по принципу «все побежали, и я побежал». Некоторые руководители рассуждают так: конкурент внедрил такую-то систему, значит, она нужна и мне. При этом не выясняют, для каких конкретно целей было реализовано внедрение, есть ли похожие проблемы в своей компании, повлияет ли автоматизация конкретных блоков на общую эффективность предприятия. В вопросах цифровой трансформации бизнеса важны именно конкретика и осознанный подход. Но о них часто забывают, утопая в фантазиях о всемогуществе автоматизации. 

Решение 

Чтобы не впадать в этот грех, нужно, во-первых, повышать собственную IT-просвещённость. Для этого стоит интересоваться новыми технологиями, опытом их внедрения в конкретных отраслях бизнеса, общаться с коллегами, готовыми поделиться своими кейсами автоматизации (со всеми взлётами и падениями). 

Во-вторых, чётко сформулировать собственные цели автоматизации, выяснить, какие конкретно задачи вы хотите решить с её помощью (например, сократить затраты, ускорить операции или улучшить обработку данных).

В-третьих, необходимо сформулировать критерии успешности будущей автоматизации и определить конкретные метрики (например, сокращение времени обработки заказа на 30%). И только после этого решать для себя, поможет ли автоматизация в достижении поставленных целей, как скоро, и готова ли конкретно ваша компания к цифровым переменам. 

Грех №2. Невежество: незнание собственных бизнес-процессов

Проблема 

Если руководство компании не понимает, как бизнес функционирует и что конкретно приносит прибыль, то даже мощная информационная система будет не решать проблемы, а создавать новые. Если начать автоматизацию, не разобравшись в собственных процессах, система станет фиксировать и воспроизводить текущий беспорядок в компании с дублированием операций и ручными правками. И единственное, к чему такая автоматизация приведёт, это к неоправданным расходам и разочарованию в IT-инструментах.

Решение 

Рекомендую ещё до старта проекта автоматизации провести тщательный аудит своих бизнес-процессов. Необходимо выделить процессы с высокой повторяемостью и значительным влиянием на бизнес, описать их и только потом автоматизировать. Иногда оказывается более целесообразным сначала немного изменить устоявшийся процесс вместо того, чтобы пытаться запустить систему по старым «ржавым рельсам». Даже если аудит бизнес-процессов не был вами проведён, хороший интегратор никогда не приступит к внедрению информационной системы без проведения такого анализа. 

Грех №3. Безрассудство: неверный выбор программного продукта

Проблема 

Часто предприниматели и руководители малого и среднего бизнеса ошибаются с выбором программного продукта. Они решают внедрять решение, которое не соответствует масштабам или специфике бизнеса: выбирают слишком «тяжёлую» систему для малого бизнеса или излишне универсальную (может не хватать функций и потребуются дорогие доработки). 

Например, небольшой магазин приобретает «1С:Управление торговлей» с аналитикой для целой сети, хотя ему хватило бы «1С:Розницы». Без чёткого понимания особенностей программного продукта компания покупает «навороченную» конфигурацию, но использует 20% её возможностей. В итоге бизнес получает сложный интерфейс с лишним функционалом и переплачивает за программу.

Решение 

Чтобы не ошибиться с выбором, для начала стоит проанализировать рынок систем, подходящих для решения ваших задач. Стоит фокусироваться именно на решении бизнес-задачи, и только затем на стоимости и популярности решения. Если среди предложений имеются отраслевые решения – рекомендую рассмотреть и их. 

Иногда лучше комбинировать решения разных производителей, концентрируясь на бизнес-результате, а не на одном вендоре. И просто необходимо проконсультироваться у IT-экспертов, которые знают специфику разных программных продуктов и смогут порекомендовать то, что лучше всего подойдёт конкретно вам.

Грех №4. Неразборчивость в связях: неправильный выбор IT-подрядчика

Проблема 

Предприниматели нередко выбирают интегратора, руководствуясь ложными принципами. Например, только ценой. Но низкая стоимость часто может означать низкоквалифицированных исполнителей, шаблонные решения без адаптации и скрытые платежи в ходе проекта. И наоборот. Выбор слишком крупного интегратора с громким именем может сыграть злую шутку, так как малый бизнес и его «скромные» проекты оказываются для них «неприоритетными». Крупные игроки часто берут проекты поточным методом, поэтому из-за очереди из других клиентов приходится месяцами ждать доработок и исправления ошибок.

Решение 

Выбирать исполнителя с положительной репутацией на рынке, имеющего опыт в вашей нише и говорящего на языке ваших проблем, а не одних лишь технологий. Важно помнить, что интегратор – это не только продавец софта, но и надёжный партнёр, который призван решать ваши задачи. 

Грех №5. Небрежность: отсутствие чёткого ТЗ на автоматизацию

Проблема 

Отсутствие чёткого технического задания при автоматизации ведёт к цепочке критических последствий, которые больно бьют по ограниченным ресурсам. При такой реализации проекта деньги компании уходят на ненужные доработки, переделки и «костыли». К тому же, не стоит забывать, что последующие переделки системы парализуют работу компании на месяцы.

Решение 

Чтобы избежать перерасхода бюджета, хаоса в процессах и долгих переделок, малому и среднему бизнесу нужно хорошо написанное ТЗ. Как правило, такая задача практически нереализуема своими силами: ТЗ либо слишком абстрактное («Нужна крутая CRM»), либо перегружено ненужными деталями. Рекомендую воспользоваться услугами IT-партнёров, которые «собаку съели» в данном вопросе. 

Грех №6. Жадность: чрезмерная экономия на внедрении и настройке системы

Проблема 

Часто слышим от предпринимателей: «Мне не нужен целый проект по внедрению и интеграции информационной системы, мне только развернуть коробку». Желая сэкономить, они забывают, что лучше один раз вложиться в правильно смоделированную конкретно под процессы компании систему, чем постоянно потом «латать дыры» и терять деньги из-за новых доработок. 

Другое проявление данной проблемы – недобросовестные интеграторы сознательно занижают цену внедрения IT-решения в маркетинговых целях. Их задача – войти в проект любыми средствами, а уж потом «добрать» сэкономленные заказчиком деньги через дополнительные соглашения. Помните также, что дешёвые, но не проверенные временем и пользователями решения могут оказаться уязвимы к сбоям, взломам и потере данных.

Решение 

Самое главное – ориентируйтесь на результат, а не на экономию. Не забывайте, что скупой платит дважды. 

  • Определите бюджет на автоматизацию, уточнив среднерыночную цену.

  • Выбирайте проверенные IT-решения с прозрачной политикой лицензирования.

  • Выбирайте проверенных интеграторов с хорошей репутацией и многолетним опытом.

  • Начните с пилотного внедрения. Оцените удобство, скорость, ошибки – и только потом масштабируйте решение. 

Грех №7. Нерадение о ближнем: отсутствие обучения сотрудников

Проблема 

Когда малый и средний бизнес внедряет новую IT-систему, но забывает об обучении сотрудников, это приводит к скрытым потерям, которые часто превышают стоимость самого обучения. 

Во-первых, это неизбежно приведёт к ошибкам и некорректности работы системы, а значит, дополнительным расходам. Во-вторых, незнание системы рядовыми пользователями ведёт к увеличению нагрузки на внутреннюю IT-службу и руководство компании. Руководителям придётся тратить время на «разжёвывание» базовых вещей вместо развития системы и стратегического управления. В-третьих, – и это самое неприятное, – неумение работать с системой может спровоцировать саботаж сотрудников и даже повлечь волну увольнений. В итоге внедрение будет провалено, а система заброшена.

Решение 

Обязательно включите в бюджет проекта автоматизации расходы на обучение пользователей. Проводите обучение постепенно, в несколько этапов по формуле «выработка навыка – устойчивое взаимодействие с системой – коллективная работа в системе». Диверсифицируйте обучение в соответствии с уровнем компьютерной грамотности сотрудников: поддерживайте новичков, поощряйте уверенных пользователей, мотивируйте «драйверов» обучать своих менее опытных коллег. Никогда не забывайте, что каких бы высот не достигли технологии, без людей они лишь мёртвый неподвижный код. 

Грех №8. Лень: пренебрежение обновлениями системы и техподдержкой

Проблема 

Отказ от регулярных обновлений и технической поддержки информационных систем может постепенно разрушить бизнес, особенно в малом и среднем сегменте. Почему? Во-первых, устаревшее ПО содержит дыры в безопасности системы, и хакеры активно используют их. Утечка персональных данных клиентов может привести к штрафам за нарушение 152-ФЗ, а это дополнительные расходы и риск потери репутации для бизнеса. 

Во-вторых, нежелание обновлять систему ведёт к накоплению ошибок и сбоям в её работе. Например, бухгалтерия долго не обновляла свою базу 1С, и после смены банка платежи перестали выгружаться, что повлекло задержки расчетов с поставщиками. 

В-третьих, впадение в этот грех провоцирует дорогие «пожарные» работы IT-специалистов вместо плановой и «почти незаметной» с точки зрения расходов поддержки.

Решение 

Предпринимателю или руководителю стоит понять, что техническая поддержка – это не роскошь, а страховка вашего бизнеса. Вот простой план, чтобы не забывать про регулярные обновления вашей системы:

  • внедрить в компании регламент регулярных обновлений;
  • заключить договор с IT-партнёром на техническую поддержку или поручить эту работу штатному сотруднику;
  • по возможности подключить автооповещения о необходимости обновлений;
  • использовать облачные сервисы, где автообновления включены. 

Ключевой принцип для избежание данного греха: платите немного за поддержку и обновления регулярно вместо огромных сумм за экстренное восстановление. 

Грех №9. Халатность: некорректная интеграция с другими сервисами

Проблема 

Внедрение новой системы в существующий IT-ландшафт и интеграция между собой нескольких решений – это задачка со звёздочкой даже для крупных компаний. Через информационные системы ежедневно проходят жизненно важные для бизнеса процессы: финансовые операции, логистические цепочки, клиентские уведомления, процессы идентификации и многое другое. И именно на стыках между системами чаще всего возникают сбои – те самые, которые сложно воспроизвести и дорого исправлять. 

Проблема в том, что многие ошибки закладываются не на этапе программирования, а гораздо раньше – на этапе анализа и моделирования. Например, интернет-магазин может ежедневно терять 15-20% заказов, потому что заявки с сайта не попадают в CRM автоматически. И об интеграции с сайтом не подумали до внедрения CRM.

Решение 

Интеграция IT-систем – это не просто «подключил и забыл». Это сложный процесс, где каждая деталь должна быть продумана заранее. Иначе компания рискует получить не работающий инструмент, а головную боль на годы вперёд. 

  • Планируйте интеграции на этапе выбора ПО – смотрите на стандартные связки и возможность бесшовной интеграции.

  • Используйте проверенные платформы.

  • Тестируйте интеграции перед запуском.

  • Привлекайте к интеграции IT-специалистов, а не делайте «костыли» своими силами. 

Не забывайте, что лучше один раз грамотно интегрировать системы, чем годами переплачивать сотрудникам за рутинную работу и терять клиентов.

Грех №10. Недальновидность: невозможность масштабирования системы

Проблема 

В малом бизнесе каждый рубль и час работы на счету. Если выбранная информационная система не способна расти вместе с компанией, это приводит к скрытым убыткам, которые могут поставить крест на развитии. Когда старая система перестанет справляться, растущему бизнесу придётся экстренно переезжать на новую систему, что влечёт затраты на миграцию и простои во время перехода.

Решение 

Малый и средний бизнес выживает за счёт гибкости, поэтому такого рода недальновидность руководства компании – настоящий грех для бизнеса. IT-система должна не тормозить рост, а помогать ему. Малый бизнес должен помнить: «сэкономил» на масштабируемости – заплатил в разы больше за экстренный переход на соразмерную новым реалиям систему. Какой выход? Ещё на стадии выбора программного продукта отдавать предпочтение системам с запасом по количеству пользователей, объёму данных и потенциалом к интеграции и росту.

Notebook in Fire

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».

28 июля 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов