Рубрики:
  • Финансы
  • Менеджмент
  • Персоны
  • 5

«Жить на свои»: плюсы и минусы развития стартапа без внешних инвестиций

Прочтёте за 3 мин.
08 июня 2017

Андрей Лямин – о том, всегда ли внешнее финансирование приносит пользу начинающему бизнесу

IT-инструменты, которые использует Андрей Лямин

  • LinkedIn
  • Jivosite
  • Facebook
  • Google+

Истории об инвестициях в стартапы сегодня стали настолько привычными, что многие уже забыли о классических схемах развития компании. Реалии таковы, что многих стартаперов больше интересует привлечение внешних вложений, чем органический рост. Но получить инвестиции ещё не означает стать успешным проектом. О том, в каких случаях есть смысл привлекать инвестиции, а когда от этого лучше воздержаться, рассказал директор по развитию сервисов Shiptor, LiteMF и Shopotam Андрей Лямин.

Досье

Андрей Лямин, директор по развитию сервисов  Shiptor (агрегатор услуг служб доставки для интернет-магазинов), LiteMF и Shopotam (доставка покупок из-за рубежа). Образование: Мурманский государственный технический университет (специальность «нефтегазопромысловая геология»); Воронежский государственный университет (специальность «маркетинговые коммуникации»).

Андрей Лямин

Стартап должен быть «полуголодным»

Наши проекты – Shiptor, LiteMF и Shopotam – мы развивали без привлечения инвестиций. Сегодня в компании работает 200 человек, мы открыли склады в России, США, Китае и Германии и работаем с крупными клиентами. 

По нашему опыту хочу сказать, что, когда ты работаешь в «полуголодном» режиме, ты стараешься сделать продукт быстрее, лучше и качественнее, чтобы он скорее развивался и приносил желаемый доход. В этом случае ресурсы жестко ограничены, нет ощущения «подушки безопасности» в виде инвестиционных траншей, и дальнейшее развитие компании полностью зависит от выручки, которую приносит продукт на данный момент. 

Ещё один пример – всем известный интернет-магазин Wildberries. Первый склад компании находился в квартире владелицы Татьяны Бакальчук. Первое время основательница даже заказы развозила собственноручно. Но уже через год их стало достаточно, чтобы арендовать офис, нанять курьеров и операторов. Сейчас Wildberries имеет миллионные обороты и ежегодно входит в топ самых быстрорастущих российских компаний. 

Платформа для онлайн-обслуживания и клиентского сервиса  LiveTex – тоже отличный пример развития бизнеса без инвестиций. Сегодня платформа установлена на многих сайтах рунета, а занимаемая доля рынка – 70%.

Ещё пример и с международной арены. Компания  MailChimp, сервис для создания email-рассылок, за 16 лет превратился в мирового IT-гиганта, принципиально отказываясь вести бизнес в Кремниевой долине и брать деньги венчуров. 

Плюсы работы без инвестиций

1. Иногда компании, которые привлекли инвестиции на старте, чувствуют себя более «расслабленно», так как знают, что на счету есть деньги. Некоторые из них нецелесообразно раздувают штат, а потом увольняют людей, кто-то тратит большие бюджеты на маркетинг, да так, что цена привлечения одного клиента не окупается. Компания без инвестиций не может себе такого позволить, она должна выверять каждый свой шаг. 

2. Безусловно, инвестор помогает, руководит и направляет, но бывают и совершенно иные ситуации. Есть случаи, когда мнения инвесторов полностью расходились с мнением фаундеров. Например, упомянутому выше MailChimp инвесторы всегда предлагали отказаться от клиентов из малого бизнеса и сместить фокус на крупных игроков рынка. В 2016 году Бен Честнант, сооснователь сервиса, рассказал The New York Times: «Каждый наш собеседник видел в крупных игроках золотую жилу, но такое предложение расходилось с нашими взглядами на бизнес, и мы всегда им отказывали». 

3. Со сменой акционеров меняется взгляд на бизнес и политику компании. При органическом развитии компании есть возможность сохранять единую линию и держаться собственных принципов, как в случае с MailChimp.

Минусы «жизни на свои»

1. Не такой взрывной рост, отсутствие возможности активно развивать маркетинг.

2. Иногда отсутствие фокуса на улучшение продукта за счёт постоянной необходимости концентрации на прибыли и выживании компании.

3. Отсутствие возможностей внедрять новые технологии, эффективно производить оптимизацию, в полной мере создавать максимально комфортные условия работы для сотрудников. 

И всё же: в каких случаях
имеет смысл привлекать инвестиции

1. Если у вас есть готовый продукт, чёткая стратегия развития, монетизации и масштабирования, но нет ресурсов на то, чтобы дать хороший старт продукту. 

2. Если вы уже проработали какое-то время на рынке, получили определённый опыт и экспертизу, поняли, как эффективнее распределить нагрузку в команде и сколько человек необходимо для правильного и бесперебойного функционирования сервиса. В этом случае вы не будете «разбрасываться» ресурсами, а сможете расходовать их целесообразно.

Когда инвестиции не нужны

1. Если вы на 100% уверены, что справитесь своими силами, продукт приносит прибыль (пусть и небольшую на первых порах), а компания может развиваться благодаря классическому способу финансирования. В дальнейшем, когда встанет вопрос выхода на новый уровень развития (например, освоение зарубежных рынков), можно будет попробовать привлечь сторонние инвестиции.            

2. Будьте готовы к тому, что ваш взгляд на дальнейшее развитие продукта может как совпадать с мнением инвестора, так и идти с ним вразрез. Если ко второму варианту вы не готовы, и при общении с инвестором, понимаете, что есть спорные вопросы, возможно, стоит отказаться от инвестирования. В особенности, если мнения сторон расходятся по ключевым вопросам. 

P.S.

Всё вышесказанное - не про то, что «инвестиции – зло, и без них лучше», а про то, что и без них у компании есть отличные шансы вырасти и занять свою долю на рынке. В обоих случаях очень важно находить баланс между развитием продукта, его монетизацией, инвестициями в маркетинг, расширением штата и другими сферами. 

Источник: Firrma.

Startup

Читайте также:

В стартап приходит инвестор: к чему нужно быть готовым.
Как вести себя на переговорах с потенциальным инвестором.
Бизнес-акселераторы: что это и чем они могут быть полезны стартапу.



Комментарии

1
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Max Pastukhov 28.08.2017 22:58

    В первую очередь, как мне кажется, стартап не должен "кидать" своих клиентов на деньги.

    Если вкратце, то Shopotam Андрея Лямина получил от меня около $370 по Webmoney еще 17 августа 2017 года. С тех пор они сначала отказались доставлять в Крым, потом - возвращать деньги, потом вообще забанили.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Персоны 23 февраля
    Бизнес с мужским характером: пять историй о мужчинах-предпринимателях
    Прочтёте за 3 мин. Бизнес с мужским характером: пять вдохновляющих историй о мужчинах-предпринимателях
  • Кейсы 22 февраля
    Образование как бизнес-ниша: куда движется рынок и как на нём заработать
    Прочтёте за 10 мин. Образование как бизнес-ниша: куда движется рынок и как на нём заработать
  • Персоны Грибные места Андрея Ловейко: зачем экс-глава IT-компании запускает вёшенковую ферму 22 февраля
    Грибные места Андрея Ловейко: зачем экс-глава IT-компании запускает вёшенковую ферму
    Прочтёте за 4 мин.
  • Кейсы Приключения итальянских продуктов в России: особенности работы дистрибьюторов 21 февраля
    Приключения итальянских продуктов в России: особенности работы дистрибьюторов
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Договор «на автомате»: как устроен онлайн-конструктор юридических документов 21 февраля
    Договор «на автомате»: как устроен онлайн-конструктор юридических документов
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса «Стать инноватором»: пять привычек лидеров, меняющих мир 20 февраля
    «Стать инноватором»: пять привычек лидеров, меняющих мир
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса 20 февраля
    Итоги бизнес-года: как дела у компаний, чей бизнес связан со спортом и активным досугом
    Прочтёте за 9 мин. Итоги бизнес-года: как дела  у компаний, чей бизнес связан со спортом и активным образом жизни
  • Менеджмент Обязательная программа: что должен делать менеджер по работе с клиентами 19 февраля
    Обязательная программа: что должен делать менеджер по работе с клиентами
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Сырозамещение: как заработать на производстве моцареллы и бурраты 19 февраля
    Сырозамещение: как заработать на производстве моцареллы и бурраты
    Прочтёте за 5 мин.
  • Менеджмент Играть – и никаких гвоздей: как заработать на деревянных игрушках 16 февраля
    Играть – и никаких гвоздей: как заработать на деревянных игрушках
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса 16 февраля
    Итоги бизнес-года: как дела у производителей украшений и аксессуаров
    Прочтёте за 10 мин. Итоги бизнес-года: как дела у небольших производителей украшений и аксессуаров
  • Маркетинг 15 февраля Виктория Белякова:
    Ловите волну: как извлечь пользу из бизнес-туров
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Орлы и решки: как заработать на альбомах для нумизматов 15 февраля
    Орлы и решки: как заработать на альбомах для нумизматов
    Прочтёте за 5 мин.
  • Менеджмент Как бороться с вечными отговорками и жалобами менеджеров по продажам 14 февраля
    Как бороться с вечными отговорками и жалобами менеджеров по продажам
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Итоги бизнес-года: как дела у интересных проектов в нише товаров для дома 14 февраля
    Итоги бизнес-года: как дела у интересных проектов в нише товаров для дома
    Прочтёте за 10 мин.
  • Маркетинг «Экономика впечатлений»: как превратить покупку в захватывающее действие 13 февраля
    «Экономика впечатлений»: как превратить покупку в захватывающее действие
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса 13 февраля
    Итоги бизнес-года: как дела у производителей и продавцов мебели
    Прочтёте за 10 мин. Итоги бизнес-года: как дела у производителей и продавцов мебели
  • Маркетинг Лицом к Востоку: как привлечь китайских туристов в российские магазины 12 февраля
    Лицом к Востоку: как привлечь китайских туристов в российские магазины
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Покупать нельзя арендовать: как устроен агрегатор прокатных сервисов 12 февраля
    Покупать нельзя арендовать: как устроен агрегатор прокатных сервисов
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса 09 февраля
    Итоги бизнес-года: как дела у производителей и продавцов одежды и обуви
    Прочтёте за 12 мин. Итоги бизнес-года: как дела у производителей и продавцов одежды и обуви
Идёт загрузка материалов