И нашим, и вашим: в каких случаях фирме выгодна работа по бартеру

Прочтёте за 3 мин.

Софья Гаева – о плюсах и минусах «натурального обмена» в бизнесе

IT-инструменты, которые использует Софья Гаева

  • Битрикс24
  • Скорозвон
  • Скриптогенератор

В 90-х годах бартер был популярнейшей  формой оплаты продуктов и услуг, однако некоторые практикуют его и сегодня. Обмен может оказаться выгоднее классической оплаты деньгами, но может стать и рискованным мероприятием. Директор красноярской веб-студии «Оптимизация» Софья Гаева не понаслышке знает и о плюсах, и о минусах бартера. О том, с какими подводными камнями она при этом столкнулась, Софья Гаева рассказала в своей авторской колонке.

Досье

Софья Гаева, 27 лет, предприниматель из Красноярска, основатель digital-студии «Оптимизация». Окончила институт филологии и журналистики Сибирского федерального университета. Компании «Оптимизация» четыре года, за это время она продвинула на первые строчки в интернет-поисковиках более 350 сайтов, заняла второе место в рейтинге веб-студий по Красноярску по версии CMS-magazine и попала в список 100 лучших фирм России по версии SEOnews. Софья замужем, воспитывает сына.

Софья Гаева

Мы вам сайт, вы нам - таджиков

В первый раз мысль попросить клиента сделать ремонт офиса пришла сама собой. Клиент год исправно платил нам за услуги продвижения сайта, сам занимается ремонтом, наши услуги его устраивали и были по-прежнему нужны – все доводы были «за». Понятно, что я сначала сделала расчёт сметы и у других фирм. У одной было чуть дешевле, но на бартер там не соглашались.

В итоге пришли к такому уговору:  я оплачиваю материалы, это по смете стоило 33 тысячи рублей. Остальной ремонт стоил 78 тысяч. Эту сумму мы и использовали в счёт бартера, оказав на неё свои услуги.

Видимо, проблемы начались из-за того, что не я выбирала подрядчика. Во-первых, таджикские специалисты залили водой наш роутер - представьте себе веб-студию без интернета. Конечно, они сказали, что его не трогали, доказать ничего было нельзя, и нам пришлось покупать новый. Во-вторых, они испачкали наши белейшие рулонные шторы, хотя их можно было просто снять. В-третьих, они «забыли» покрасить одну стену в зелёный цвет.

Забыли. Покрасить. Стену.

Оптимизация

Стену я попросила доделать, и это заняло ещё месяц. Сначала директор уезжал за город, потом он забывал, потом были заняты рабочие. Это доставляло мне неудобства, потому что каждую неделю я тратила время на то, чтобы подготовить им пропуски в офис.

Но в конце концов ремонт нам сделали, сайт мы сдали и на этом этапе распрощались с клиентом. И свою экономию я получила.

Мы вам сайт, вы нам - мебель

Год спустя, когда тот опыт начал забываться, я рискнула заказать по бартеру мебель для офиса. Надо же было воплощать полностью свой дизайн-проект.

Я скачала базу всех мебельных фирм города и сделала им рассылку. Трое ответили, что готовы рассмотреть наше предложение, и я съездила ко всем на встречу. С одной из фирм мы заключили договор.

Здесь тот же минус: исполнителя выбираете не вы. Кто согласился, с тем и работаете. Второй минус – это сроки. Исполнитель не слишком торопился ни с расчётами, ни с выполнением заказа. К примеру, рассылку я сделала в июне 2017 года, а мебель мне привезли только в феврале 2018-го.

Кто не платит деньги - не находится в приоритете. Можно месяцами ждать коммерческое предложение, выезд замерщика. Я не знаю, как с этим бороться. Но именно в нашей ситуации мы могли и подождать. Мебель-то у нас была, просто хотелось получше.

Оптимизация

С этим подрядчиком нам повезло. Он выставил цены на мебель в 3 раза ниже, чем у конкурентов. Он хорошо отработал нашу заявку и показал, как можно удешевить производство. Нам всё привезли, подняли на наш этаж и собрали. Честно сказать, я прыгала от восторга, когда увидела свою бартерную мебель. Например, сейчас я пишу за своим новым «генеральским», по-другому не скажешь, голубым столом.

Взамен мы снова сделали сайт. Этот опыт можно без оговорок назвать удачным.

Мы вам сайт, вы нам - претензии

И на «сладкое» я оставила самый яркий случай. Здесь мы с одним консалтинговым агентством обменивались услугами на сумму 100 тысяч рублей. Условия: мы создаём сайт, наш клиент помогает нам с продажами. Нам на выбор было предложено составить скрипты продаж, сделать красивое коммерческое предложение, нанять новых менеджеров по продажам или провести обучение. Я собиралась оплатить их услуги, но директор предложила бартер сама. «Сэкономлю!» - подумала я и согласилась.

Договор разбили на две части пополам. За первую половину сайта они нам пишут скрипты, за вторую - ещё что-нибудь хорошее сделают. Что именно, мы собирались придумать позже.

Мы приступили к первой части работы, они к своей. И тут начался ад.

Для начала про нас просто забыли на месяц. Когда дело дошло до исполнения обязательств, менеджеры начали пропадать, увольняться, уходить в отпуск, идти вверх по карьерной лестнице так, что до простых клиентов им не было дела (я не придумываю, это все пояснения директора, почему работа не выполняется).

А со своей стороны они изводили нас правками. Мы переделывали дизайн и прототип сайта несколько раз. При этом их правки нужно было ждать по месяцу, директор была постоянно занята.  

Когда первая часть наших работ подошла к концу, мне было непонятно, что именно выбрать из их услуг и как дальше работать. Но меня уговорили продолжить работу, пока наш заказчик ничего для нас не делал. По-русски говоря, я доверилась и начала работать в долг.

На всё это ушёл год. К концу года наш партнёр решила посоветоваться с маркетологом. Та сказала, что сайт никчёмный и что его нужно полностью переделывать. И нам предложили, по сути, по новой проделать всю работу.

Я в ответ заказала аудит их работы по скриптам, и сторонний специалист нашёл в них кучу ошибок. И тут наш заказчик-партнёр стала упираться: что-что, а их работа выполнена прекрасно, а наша вот ужасно. Мы пригрозили друг другу судом, но в итоге просто разошлись.  

Итог: общая сумма договора составляла 100 тысяч рублей, нам выполнили работ на 28,5 тысяч, а мы выполнили договор полностью и ещё внесли некоторые правки. То есть для нас конечная стоимость составила 130 тысяч рублей.

Выводы

Итак, бартер действительно может быть полезен, но такая форма взаимодействия – это риск. Что можно посоветовать тем, кто на неё решится?

  1. Чётко пропишите договор и следуйте ему.  

  2. Договоритесь об обоюдных и корректных сроках. Пока вы оказываете свои услуги, вам предоставляют свои – и никто не должен забегать вперёд или «тормозить».

  3. Заранее обговорите критерии качества услуг. Тогда, если утверждённый сайт к концу работы вдруг перестал нравиться, это не будет поводом уклоняться от оплаты.

  4. Не работайте с мудаками. Мне, правда, до сих пор не всегда удаётся понять, с кем мы имеем дело на стадии подписания договора. Хоть тест проводи на адекватность.

У вас был опыт работы по бартеру?  С удовольствием прочитаю о нём в комментариях или отвечу на вопросы к этой статье.

Biz360.ru


Читайте также:

75 ошибок начинающего предпринимателя: опыт бывалых.
Бизнес, который лопнул: три реальных кейса о закрытых проектах.
«Продай - или ешь опарышей!»: зачем идут на курсы «Бизнес-молодости».

11 апреля 2018

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов