В кризисном 2022 году спрос на франшизы вырос на 67% – на фоне ухода иностранных брендов и слома логистических цепочек предприниматели стали активнее искать возможности для роста. И один из способов сделать это эффективно – продажа франшизы. О том, какому бизнесу стоит масштабироваться по франчайзинговой модели и по каким признакам понять, что вы к этому готовы, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал управляющий партнёр сети COFFEE LIKE Антон Макаров.
Антон Макаров – предприниматель из Москвы, частный инвестор, управляющий партнёр сети COFFEE LIKE. На данный момент сеть объединяет 928 кофе-баров в 138 городах России и странах СНГ.
Вместо предисловия
С каждым годом всё популярнее становится масштабирование бизнеса по франчайзинговой модели: на начало 2023 года в России насчитывалось 3249 франшиз. Это на 5% больше, чем годом ранее.
Продажа собственной франшизы позволяет компаниям кратно увеличивать сбыт своей продукции, услуг, а также увеличивать доходы за счёт прибыльности бизнеса франчайзи. При этом масштабирование происходит быстрее, чем при открытии собственных точек продаж, а также с минимальными вложениями.
Однако не каждому бизнесу подойдет такая модель. Предлагаю чек-лист из пяти пунктов, по которому можно понять, что уже можно запускать франшизу.
Если бизнес успешен, то нужно понять, что позволяет быть ему таким. Если всё завязано на личности руководителя или членов команды, то франшиза – не ваш вариант. Ведь при франчайзинге вы продаёте бизнес-модель, отталкиваясь от которой франчайзи со стопроцентной гарантией сможет построить своё прибыльное дело.
Лакмусовая бумажка для проверки работоспособности бизнеса – количество собственных офисов или точек продаж. Их должно быть не меньше пяти, чтобы исключить любые «везения» и случайности – и передавать партнёрам опробованную в разных условиях и без малого идеальную инструкцию по ведению вашего бизнеса.
Франшиза позволяет бизнесу расширяться. И в том числе географически. Если продукт, который вы предлагаете, пользуется популярностью в вашем городе, то будет ли он так же востребован в другом регионе? Предлагая партнёрам свою франшизу, вы должны быть уверены, что франчайзи найдёт клиентов в своем городе.
Кроме того, если продажа франшизы предполагает сбыт или поставку собственной продукции, должна быть продумана логистика. Насколько выгодно потенциальному партнёру будет работать с вами и на ваших условиях?
Например, в COFFEE LIKE мы держим цены на наши товары (стаканчики для кофе, кофейные зерна и прочее) ниже рыночных – это возможно за счёт оптовых закупок для всей сети из 928 кофе-баров.
Кроме работоспособной бизнес-модели, франчайзи продаёт возможность пользоваться брендом компании – его зарегистрированным товарным знаком, а также паблицитным капиталом, лояльностью аудитории. Часть клиентов придёт к партнёру только потому, что они доверяют бренду компании.
Но этот принцип работает и в обратную сторону: клиент будет судить обо всей сети по одной её точке. Именно поэтому для франчайзи устанавливаются строгие требования к соблюдению стандартов качества.
Например, мы поставляем партнёрам кофейные зерна собственной обжарки, чтобы быть уверенными, что и в Архангельске, и во Владивостоке вкус кофе будет одинаковым.
Масштабирование по франчайзинговой модели – это не просто создать «методичку по бизнесу» и продавать её всем желающим. Франчайзинг требует перестройки многих процессов. Нужны сотрудники, которые будут консультировать партнёров во время всего периода вашего сотрудничества. Должна быть продумана система обучения для франчайзи. А ещё – не обойтись без контроля за соблюдением стандартов качества.
Вашим главным делом становятся бизнесы франчайзи – а это означает серьёзные структурные изменения в управляющей компании, найм новых сотрудников. Есть ли у вашего бизнеса ресурсы для этого? Если есть, а качество продукта не пострадает от нового подхода, то можно смело запускать свою франшизу.
Продажа собственной франшизы – это вовлечение множества новых людей в ваш бизнес. С ними вы делитесь коммерческой информацией, нюансами функционирования бизнеса, даже секретами рецептуры. И всё это сопряжено с риском утечки данных из-за недобросовестности или невнимательности партнёра. Готовы ли вы нести такие риски? Насколько они критичны для вашего бизнеса?
Ещё один недостаток франшизы – это возможность репутационного ущерба из-за действий партнёра. Это может быть как несоблюдение требований брендбука, так и нарушение стандартов качества – в любом случае, тень может пасть на всю сеть. Поэтому перед запуском франшизы нужно продумать систему контроля: это могут быть как камеры наблюдения в точках продаж, так и система тайных покупателей.
Продажа франшизы – хорошая возможность для бизнеса, чтобы вырасти в объёмах и доходе. Но важно понимать, что не каждая бизнес-модель подходит для такого масштабирования. Необходимо оценивать все возможности и риски, чтобы запустить и развивать собственную сеть.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».