Барбершопы сейчас есть практически в каждом крупном городе России - взыскательные клиенты полюбили этот формат мужских салонов красоты за стиль и качество услуг. Молодые и шустрые предприниматели из Воронежа пошли дальше, максимально расширив горизонты этого нишевого сервиса и включив в линейку услуг нестандартные позиции. О том, как удалось превратить нишевой салон красоты в мужской клуб, порталу Biz360.ru рассказал сооснователь проекта Men`s Club & Barbershop Олег Любивый.
Олег Любивый, 33 года, предприниматель из Воронежа, сооснователь мужского салона красоты
Men`s Club & Barbershop, генеральный директор группы компаний People Community Group, куда помимо барбершопа входят стейк-хаус, рекламное агентство, вейпшоп и другие проекты.
Два года назад в Воронеже было больше сотни парикмахерских и салонов красоты, в том числе и известных сетевых брендов. Они открывались почти каждый месяц, заманивали суперскидками, а потом так же легко закрывались, не выдерживая конкуренции и не получая ожидаемого дохода.
Основатели Men`s Club & Barbershop раскусили этот тренд и поняли: чтобы быть успешными в данном сегменте, надо прежде всего учесть особенности регионального клиента. Рядовому воронежцу, как правило, не очень интересны ни стильные чёлки, ни маникюр, ни косметика для ухода за бородой. Да и платить за такие прибамбасы больше тысячи рублей он просто не готов.
Однако есть и нерядовые воронежцы - местные предприниматели, чиновники, богема - люди, которым хорошо выглядеть нужно по статусу. Их-то и взяли в расчёт.
«Мы подумали, что будет здорово открыть не просто парикмахерскую, пусть и с профессиональными барберами, а именно мужской клуб, в котором будут сигарная комната, бар, каминный зал, кальянная, где удобно вести переговоры, - рассказывает Олег Любивый. - Так и получилось: к нам приходят не просто подстричься, а именно приятно и с пользой провести время. Попутно выпить кофе или что-то покрепче, почистить обувь и привести в порядок руки».
«Наш клуб стал для мужчин, скорее, именно местом общения. И, конечно, изначально мы понимали, что наша целевая аудитория преимущественно бизнесмены. Исходя из этого, выбирали и локацию: это должно было быть только офисное здание класса «А» в непосредственной близости к деловой части города, обязательно с парковкой и удобно расположенное».
В результате выбрали в самом центре Воронежа здание, примыкающее к огромному бизнес-центру, с парковкой, красивыми дорожками и туями. Озеленяли территорию и покупали брусчатку для дорожек, кстати, тоже сами, и это была часть концепции. Ещё одним обязательным пунктом было просторное помещение. «Нашли мы его достаточно быстро, - продолжает Олег. Это было третье или четвёртое место, которое мы приехали смотреть, самое большое по площади. К тому же до нас здесь тоже был салон красоты. Паззл сложился».
Арендная плата за удачный антураж - 100 тысяч рублей в месяц. 6-7 миллионов стартовых инвестиций, полгода ремонта, рекламная кампания по всем фронтам - и торжественное открытие Men`s Club & Barbershop. Но обо всём по порядку.
надо сразу всё делать правильно»
Под свой джентльменский клуб команда проекта в итоге получила 150 «квадратов»: снесли всё, что было внутри, и построили заново по самым современным стандартам. Причём сразу, что называется, на совесть. И это, подчёркивает Олег, чрезвычайно важно. «Когда мы строили наше заведение, в местном Роскомнадзоре нам дали действительно ценный совет: «Чтобы не было потом проблем, делайте сразу всё хорошо». Мы послушались и не прогадали».
По словам Олега, Men`s Club & Barbershop сейчас чуть ли не единственный барбершоп в городе, в котором есть мощная лаборатория по стерилизации. У мастеров на столах стоят сухожаровые шкафы: все ножницы и приборы всегда находятся именно в них (а не просто на столах, как зачастую можно увидеть в других салонах).
«У нас открытые ультрафиолетовые лампы, и помещение мы кварцуем каждое утро, вечером и в обед, - рассказывает Олег Любивый. - На столах у мастеров стоят колбы для инструментов с антисептическим средством Barbicide. Мы не боимся, что к нам придёт какая-то инстанция с проверкой, потому что у нас и договоры все есть, и пробы каждый месяц берутся, и проблем ни разу не было. Придраться, по сути, не к чему».
Вытяжка и вентиляция тоже сделаны по всем нормативам, и то и другое дорогостоящее, но без этого никуда. «Этот вопрос категорически нельзя игнорировать, - констатирует Олег Любивый. - Да, в каких-то сферах, наверно, можно «договориться», но только не в нашей. У нас работа с людьми. И тут просто нельзя делать плохо. Проблемы у клиента - это такое пятно на заведение, что можно сразу закрываться. Так что мой совет: нужно вложиться и сразу сделать все согласно нормативам и правилам».
Между тем при такой стерильности и строгих регламентах джентльменский клуб вовсе не выглядит как санаторий: брутальный дизайн и эксклюзивная отделка из натурального дуба, боксёрские перчатки и дартс на стенах, необычный кирпич – все детали интерьера подбирали очень тщательно.
Параллельно с ремонтом искали и персонал. Точнее, не совсем так. «Старший барбер у нас был на старте, - говорит Олег. - Барбершоп в формате мужского клуба - это отчасти и его идея. Он привёл с собой часть команды. Остальных набирали - тестировали, смотрели. Главным требованием был уровень подготовки. Раз уж мы замахнулись на мужской клуб, было важно, чтобы мастер умел не только стричь, но и работать с бородой, усами и бровями».
Всё на полном серьёзе: в линейку услуг воронежского барбершопа входят классическое бритьё и коррекция бровей, тонирование бороды и усов, дизайн бороды и даже уход за лицом. Сходу укомплектовать салон профи-универсалами оказалось не так-то просто. Но основатели не пали духом - и открыли свою школу барберов, уроки в которой вёл как раз тот самый старший мастер, который стоял у истоков.
«Мы не обучаем с нуля, - поясняет Олег Любивый. - Это, скорее, курс повышения квалификации, который подтягивает до нужного уровня уже опытных и перспективных парикмахеров. Учиться приходят мастера не только из Воронежа, но и приезжают из других городов. Конечно, выпускники часто просятся сразу на работу, но на сегодняшний день наш штат полностью укомплектован. За два года текучки у нас практически никакой. Так что пока мы не расширяемся».
Штат барберов Men`s Club & Barbershop сегодня - это девять человек, причём трое из них девушки. Клиентская база у них не меньше, чем у парней. В смене работают одновременно шесть барберов (для Воронежа это достаточно много). Кстати, повышают квалификацию мастера не только в собственной школе, но ездят в Москву и за границу. Ежегодно, по словам Олега, на это выделяется около 80 тысяч рублей.
Конечно, такой проект не мог обойтись и без правильно выстроенных клиентских коммуникаций. На стадии открытия первостепенным был вопрос телефонии. «Нас выручила виртуальная АТС от Mango Office, - рассказывает Олег. - Помимо многоканального телефона, там, например, есть очень много полезных функций. Первой мы для себя открыли возможность с помощью центра обработки вызовов мгновенно идентифицировать звонящих нам клиентов. Естественно, человека сразу можно приветствовать по имени, но главное, ещё на этапе дозвона вы можете выделить в очереди звонков постоянного или важного клиента и ответить ему в приоритетном порядке».
На старте проекта предприниматели часто использовали функцию записи разговоров в Mango Office как инструмент для тренинга персонала. «Звонки мы прослушивали постоянно и подробно разбирали общение администраторов с клиентами, - вспоминает Олег. - Это был самый настоящий элемент тренинга и обучения персонала: корректировали интонации, формулировки, саму подачу информации. И это очень помогало. Сейчас такие «прослушки» для нас уже не так актуальны».
Еще из IT-очевидного и незаменимого - онлайн-запись на приём, страницы в соцсетях и каналы в мессенджерах. Кроме того, у Men`s Club & Barbershop есть мобильное приложение собственной разработки и беспроигрышный софт, тоже удачно подобранный на старте. «Это не какая-то секретная разработка, а достаточно известная программа Y-Clients, - рассказывает Олег, - очень удобная для учета клиентов и формирования клиентской базы».
Уже через пять месяцев воронежский Men`s Club & Barbershop не просто знали, он начал приносить устойчивую прибыль. Казалось бы, можно праздновать успех. Однако у основателей немного другой взгляд на это.
«Выдыхать в бизнесе вообще никогда нельзя, это неправильно, - убежден Олег. - Нельзя просто открыться, получить первых клиентов и решить, что вот сейчас к нам люди пойдут. Просто так никто не придёт: надо постоянно клиентов мотивировать - проводить какие-то акции, создавать атмосферу. У нас, например, изначально были очень большие скидки: 10–15–20 процентов! И это принесло свои плоды, людям понравилось, к нам стали ходить. Потом мы перешли на бонусную систему и начали экономить только на наших оборотах почти 200 тысяч рублей в месяц. То есть раньше мы делали скидку на эту сумму, а сейчас мы эти деньги экономим».
Как и в любом статусном заведении, в воронежском барбершопе есть своя карта лояльности, которая действует и в других проектах People Community Group, к примеру, в стейк-хаусе RED Steak&Wine. Назвали её под стать имиджу барбершопа - «Карта мужика». Для постоянных клиентов она именная: как говорится, пустячок, а приятно.
Приятной фишкой стала и собственная косметическая линия, которую воронежские предприниматели запустили совместно с партнёрами прямо в городе. Ещё несколько сотен тысяч инвестиций, собственные технологии, местное производство и сертификация, всё на натуральных органических маслах. Воск, бальзамы для ухода за бородой, масла и другие косметические продукты повседневного потребления - теперь всё это можно купить прямо в барбершопе.
«Инструментов успеха очень много, - продолжает Олег Любивый. - Один из них, безусловно, реклама. Без неё никуда. А так как у нас основной бизнес тесно связан с рекламой, мы про неё много знаем, понимаем, как сделать её интересной и запоминающейся. В продвижение мы вкладываемся всегда. Только на старте это были порядка 200 тысяч рублей. И всегда хочется заработать ещё и ещё, чтобы вложиться в новую рекламу».
«На старте это была обширная комплексная рекламная кампания: и онлайн, и офлайн, и наружка, и радио. Причём мы любим скандалы, шум. Считаем, что реклама должна быть взрывной, сумасшедшей. Недавно нам не дали повесить наш рекламный плакат на «улице, по которой ездит мэр». Но мы не сдаёмся. Чем больше шума, хайпа, тем лучше для заведения. Можно весь город обклеить стандартными скучными баннерами, а можно повесить один, но вроде знаменитого макета «Евросети», который взорвёт город и запомнится надолго. По опыту знаю, только такие, агрессивные и дерзкие, макеты и помнят. А для барбершопа креативная рекламная кампания - неплохой приём для выхода на рынок».
но кое-что рассказать мы можем»
На каком-то этапе стало ясно, что историю воронежского барбершопа можно тиражировать и в других регионах. «Мы сделали не совсем обычную франшизу (назвали её антифраншизой): у нас нет роялти, нет паушального взноса, - рассказывает Олег. - Есть единовременная фиксированная плата (совсем небольшая), за которую мы готовы поделиться нашим опытом. Нет какой-то таблетки от всех болезней, но кое-что рассказать мы можем. Надо работать по всем фронтам. Мы не подсаживаем партнёров на постоянную кормушку, но предоставляем достаточно большой пакет незаменимых знаний и нюансов, которые они никогда сами не просчитают, не находясь внутри этого бизнеса».
«У нас есть определённое требование к торговой марке. Мы предоставляем партнёрам наш сайт, делимся программным обеспечением. Помогаем с изготовлением дизайн-макета и наружной вывески. Показываем на месте, как оборудовать салон изнутри, что обязательно должно в нём быть. Как элемент кейса идёт и косметическая линия. Словом, предоставляем весь необходимый багаж знаний, чтобы открыть мужской салон красоты в своём городе, не платя за это никакое роялти».
Нельзя назвать какой-то один фактор быстрого успеха проекта, считает Олег, всё должно быть в совокупности: локация, правильный ремонт, грамотный персонал, мощная реклама.
«Конкуренция сейчас очень высокая. Когда мы открывались, это был третий или четвёртый барбершоп в Воронеже, - вспоминает Олег, - а сейчас их около 20 или 30. Но надолго они не задерживаются, потому что зачастую их открывают не предприниматели, а сами мастера, которые не знают кухни этого бизнеса, не имеют управленческого опыта и финансовых возможностей. Да, можно открыть барбершоп и за 800 тысяч, но надолго таких вложений точно не хватит».
Какой опыт могут перенять у Men`s Club & Barbershop
коллеги-предприниматели из других городов:
-
Концепция мужского клуба. Клиенты приходят в барбершоп не только сделать стрижку или маникюр, но и пообщаться, хорошо провести время, отдохнуть от суеты.
-
Соблюдение всех норм и стандартов. Сделать ремонт и создать обстановку с учётом всех требований законодательства, конечно, недёшево, но это более практично, чем сэкономить на старте и потом работать под угрозой штрафов и закрытия заведения.
-
Программа обучения мастеров. Собственная школа барберов позволяет постоянно повышать квалификацию своих мастеров и зарабатывать на обучении мастеров из других заведений.
-
Автоматизация бизнес-процессов. Современные IT-инструменты способны в разы повысить эффективность работы бизнесов, связанных с оказанием услуг. Бухгалтерия, работа с клиентами, логистика – любой участок работы можно автоматизировать так, что это позволит оптимизировать расходы и зарабатывать больше.
- Активный маркетинг. В конкурентном секторе маркетинг – один из инструментов для того, чтобы получить конкурентное преимущество. Программы лояльности, бонусы, нестандартная реклама – то, за счёт чего можно понравиться клиентам.
Как в Краснодаре работает барбершоп Chop-Chop.
Мотайте на ус: как автоматизация вдвое повысила эффективность сети барбершопов.
Как в небольшом городе запустить модную цирюльню и студию маникюра.