Одни бизнес-идеи лежат на поверхности, а другие не так очевидны и у многих людей вызывают удивление. Юлии Черных удалось совместить оба этих подхода в своём проекте. Она решила открыть кофейню, отталкиваясь не от запросов и ожиданий потенциальных клиентов, а от потребностей будущих сотрудников. Девушка хочет создать инклюзивную кофейню, в которой будут работать бариста на колясках. О том, как возникла идея необычной кофейни и какие задачи позволит решить объявленная крауд-кампания, Юлия Черных рассказала порталу Biz360.ru.
Юлия Черных – 28 лет, социальный предприниматель, автор проекта инклюзивной кофейни Coffee Hero в Москве. Окончила экономический факультет МГУ, работала менеджером международного отдела в «Росэнергоатоме» и аналитиком в «Утконосе». В 2021 году решила создать кафе Coffee Hero, где могли бы работать люди с ограниченными возможностями. Сейчас Юлия
собирает средства для этого проекта на краудфандинговой платформе Boomstarter.ru.
Идея открыть кофейню, где могли бы работать люди с ограниченными возможностями, появилась у меня примерно полгода назад. Я случайно увидела в интернете ролик о минской кофейне «Инклюзивный бариста». Персонал этой кофейни – люди, которые передвигаются на инвалидных колясках, а менеджер – человек с синдромом Дауна.
Мне стало очень интересно, как человек на коляске может работать в кофейне? Я начала искать информацию об этом заведении. Её основал Александр Авдевич, известный в Белоруссии активист-колясочник.
Меня эта идея просто поразила. Такая кофейня не просто предоставляет колясочникам рабочие места – она позволяет всем нам посмотреть на этих людей иначе. Я, наверное, в первый раз в своей жизни увидела на фото и в ролике о кофейне Авдевича «других» людей с инвалидностью: модных, весёлых, открытых.
Раньше я работала в больших компаниях. Моей главной задачей было делать «сложные процессы простыми». И я увидела, что Александр придумал довольно простой взгляд на очень сложную проблему. Многие люди с инвалидностью заперты в четырёх стенах, не работают (даже если физически могут это делать) и полностью зависят от государства. Значит, нужно просто создать для них рабочие места! Инвалиды – не иждивенцы, многие из них могут и хотят себя обеспечивать, если им предоставить для этого условия.
Я и раньше смотрела в сторону некоммерческого сектора и социального предпринимательства. Мне эта тема всегда нравилась – при том, что у нас в стране она развита очень слабо. Можно вспомнить про Гузель Санжапову, которая создала предприятие в своей деревне Малый Турыш на Урале – там работают местные жители. Но подобных примеров в России крайне мало.
При этом социальное предпринимательство – довольно эффективная вещь. Она решает проблемы интересным образом – не через благотворительную помощь, а через включение людей в бизнес и активную жизнь. Конечно, «обычная» благотворительность – это очень круто, но она решает проблемы через слёзы, боль и жалость. Как правило, человек должен кого-то пожалеть, чтобы перевести ему деньги.
А в инклюзивной кофейне люди не нуждаются в жалости. Надо просто дать им возможность зарабатывать и обеспечивать себя. Я умею считать и понимаю, как работает бизнес. Мне этот подход показался очень интересным, и я решила создать свой проект в этом направлении. Всё-таки если идея тебя сильно «задевает» – значит, на неё нужно обратить внимание и постараться её осуществить.
Название Coffee Hero пришло само собой. Для меня герой – это любой человек, кто преодолевает себя и идёт к цели, несмотря на все сложности.
Первое, что я сделала – обратилась к людям с инвалидностью. Я хотела понять, как эти люди живут, какие у них проблемы. Среди них уже появились единомышленники моей идеи. Например, Алла Нурмагомедова – очень эффектная и классная девушка, которая участвовала в съёмках для презентации моего проекта на краудфандинговой платформе Boomstarter.ru. Она преподаёт английский язык и является амбассадором бренда LG. Среди других известных людей с инвалидностью также нашлись те, кто меня поддержал.
Затем я связалась с фондом «Перспектива», который уже более 10 лет занимается трудоустройством людей с инвалидностью. Специалист фонда Алёна Назарова помогла мне составить опросник, который я разослала потенциальным кандидатам в сотрудники моей кофейни.
Я хотела не только узнать, готовы ли они работать в проекте типа «Инклюзивная кофейня». Мне нужно было в первую очередь понять их ценности. Поэтому я включила туда довольно много вопросов, чтобы определиться, куда мне двигаться. Меня интересовало, работают ли они сейчас, что их устраивает или не устраивает в их работе, что им нужно в первую очередь от работы, готовы ли они менять рабочее место и т.д.
Результаты анкетирования подтвердили старую истину: все люди разные. Некоторые писали: «Я не работаю, потому что у меня инвалидность». А другие работают на нескольких работах – фрилансером, фотографом, преподавателем и т.д. И они всё успевают! Люди настолько разные, что их нельзя объединять только по признаку инвалидности.
Базовое обучение сотрудника кофейни несложное, оно длится три дня. После этого человек может приступать к работе. Как показывает опыт основателя минской «Инклюзивной кофейни» Александра Авдевича, на обучение нужно будет взять большую группу – примерно по два-три человека на вакансию. Дело в том, что многие люди с ограниченными возможностями охотно учатся чему-то новому, для них это как развлечение. Они посещают много курсов, тренингов, семинаров. Но реально работать после обучения готовы немногие.
Конечно, упрекнуть их в этом сложно. Им гораздо тяжелее, чем нам, приезжать каждый день на работу к 8 утра. Тем более профессия бариста с точки зрения технологичности не такая интересная. Она больше про общение. Но для тех, кто хочет работать, именно общение – очень важный фактор. Они хотят встречаться с другими людьми, разговаривать с ними, интегрироваться в общество. Кстати, через этот опрос я познакомилась с двумя молодыми людьми, которые готовы работать в кафе «хоть сейчас».
Конечно, моих небольших накоплений не хватит для запуска инклюзивной кофейни. Поэтому я создала кампанию на краудфандинговой платформе Boomstarter.ru. Для полноценного старта мне нужно 930 000 рублей.
Но в сумму сбора на краудфандинговой платформе я включила трёхмесячную зарплату персонала, налоги, комиссии и себестоимость некоторых вознаграждений. Поэтому заявленная сумма – 1 3000 000 рублей. Если мне удастся собрать хотя бы 500-600 тысяч, на эти деньги я смогу арендовать помещение и начать ремонт.
Параллельно ищу бизнес-ангелов, которым мой проект понравится как имиджевая история. Возможно, буду сотрудничать с большими компаниями, которые развивают инклюзию, если получится «вписаться» в их маркетинговые активности. Например, тот же Александр Авдевич сотрудничает в Минске с банком, который предоставляет им помещения для кафе на льготных условиях.
Краудфандинг – это не только про деньги, но и про маркетинг тоже. На мой взгляд, это способ красиво рассказать про свой бизнес. После размещения на Boomstarter о нас узнает довольно много людей. Причём речь идет именно о моей целевой аудитории: это люди, которые интересуются краудфандингом и социальными проектами.
Ещё один плюс краудфандинга – с его помощью можно понять, нужен наш проект или нет. Самый надёжный способ выяснить, «цепляет» ли ваша идея других – если люди голосуют за неё рублём. Как говорят специалисты, выводы о популярности моего проекта можно будет сделать уже через несколько недель после запуска краудфандинговой кампании. Если за это время удастся собрать какую-то весомую сумму – значит, инклюзивная кофейня нужна, и я её обязательно сделаю.
Пока я рассчитываю только на собственные накопления и на краудфандинг. На этапе сбора средств государство не может поддержать социальный бизнес. Существуют меры господдержки для предприятий, в штате которых есть сотрудники из числа уязвимых категорий населения. Например, компенсация до 1 млн. рублей по кредиту на покупку или лизинг оборудования, на коммунальные услуги. Но чтобы воспользоваться этими мерами, нужно сначала нанять персонал и вступить в реестр социальных предпринимателей.
Наверное, самая большая сложность моего проекта – выбор помещения. К нему очень много требований с точки зрения доступности. Во-первых, там должна быть удобная парковка, чтобы люди с инвалидностью могли доехать и удобно высадиться, «стихийная» парковка здесь не вариант.
Для входа в здание с улицы должны быть пандусы или подъёмный лифт. Туалет в инклюзивном кафе нужно оборудовать для людей с инвалидностью. Он больше обычного, там шире дверные проёмы, рядом с унитазом – ручки и поручни, дверь должна удобно закрываться.
Все барные стойки будут ниже, чем в обычных кафе – примерно на высоте письменного стола. Поэтому вся мебель будет создаваться на заказ и, возможно, придётся поднимать пол из-за конфигурации помещения. Всё оборудование, которое может понадобиться клиенту или сотруднику, должно быть в радиусе вытянутой руки. Все полки в шкафах должны выкатываться, лишних дверных створок там не должно быть. Открывать дверцы шкафа человеку на коляске не очень удобно – для этого ему надо больше места.
В минской инклюзивной кофейне есть даже откидная кровать за шторкой. Большинство людей не способны сидеть в коляске больше нескольких часов, им нужно менять время от времени положение тела. Спина может затекать, так как мышечный каркас у многих колясочников слабый. Я тоже хочу учесть этот момент и сделать у себя что-то подобное.
Я решила создать кафе в Москве, хотя изначально думала о Питере. Именно в Санкт-Петербурге открыто первое в нашей стране инклюзивное кафе «Огурцы», где работают люди с ментальными особенностями. В целом в северной столице люди более принимающие, атмосфера – более расслабленная. Но с точки зрения доступности и инфраструктуры всё намного хуже, чем в Москве.
Я рассчитываю привлечь в кофейню самую разную публику, в том числе и людей с инвалидностью. Ведь если кафе «заточено» под сотрудников на колясках, то и клиентам на колясках у нас будет удобно.
Подобные кафе нужно открывать в самых удобных локациях, чтобы о них узнало как можно больше людей. Поэтому я ищу пространство в центре Москвы. Я понимаю, что найти нужное помещение по разумной цене будет очень сложно. Но ведь у нас не просто бизнес, а социально-имиджевая история.
Поиском помещений я буду заниматься в течение всего краундфандинга. Может, получится договориться с какими-либо организациями о льготной аренде.
Любой социально ориентированный бизнес старается найти себе партнёров, и мой проект – не исключение. Я сразу кинулась искать кофейные франшизы, которые могли бы нас поддержать. Писала во множество компаний, и одна из них предложила мне сотрудничество. Её представители готовы предоставить нам необходимое оборудование, а также проработать дизайн-проект.
С кофе никаких проблем не будет. И в Москве, и в Питере очень много обжарщиков. Надеюсь, с ними получится сотрудничать на маркетинговой и социальной основе. Но сначала мне нужно понимать, какое будет оборудование (кофемолка, кофемашина), сколько будет клиентов, какие мы будем предлагать напитки. С этими нюансами мы будем определяться чуть позже.
Мой соратник – Григорий Полещук, преподаватель в «Академии Бариста». Когда я собиралась снимать промовидео, он мне написал и бесплатно предложил площадку для съёмок в своём учебном центре. Его тоже эта тема волнует. Он для нас как информационный партнёр. Он рассказал о кофейне многим своим друзьям и ждал, когда я запущу краудфандинг, чтобы привлечь как можно больше людей.
С подготовкой к запуску кофейни меня очень поддерживает муж – предприниматель Владимир Черных. Он помог с бизнес-планом и расчётом финансовой модели, рассказал про нюансы налогообложения. Очень рассчитываю на его помощь и в дальнейшем. К тому же он помогает мне не только моральной поддержкой и своими знаниями. Сейчас я не работаю, иначе не смогла бы уделять проекту нужное количество времени. Мы с мужем договорились, что пока будем жить на его доходы.
Сроки открытия Coffee Hero зависят от успешности краудфандинговой кампании. Но я при любом исходе настроена серьёзно. Сейчас у меня уже вырисовывается стратегия. И мне понятно, что я буду делать дальше, чтобы достичь своей цели.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».