Компании, которые создают супруги, не обязательно должны со временем переходить к их детям. Сооснователь сети автосервисов «ВилГуд» Барно Турсунова считает, что дети должны создавать лучшие проекты, чем их родители. Но когда дети набираются опыта в семейной компании и зарабатывают там стартовый капитал – это полезно всем сторонам. О том, как вести бизнес с супругом и как вовлекать в сферу предпринимательства детей, Барно Турсунова рассказала на конференции «Семейный бизнес».
Барно и Шерзод Турсуновы, супруги-предприниматели из Москвы, основатели сети автосервисов
«ВилГуд». Оба закончили физический факультет Ташкентского госуниверситета. В 2001 году переехали в Москву, где начали с торговли обоями на Мытищинском рынке - позднее из этого проекта появилась компания по продаже отделочных материалов «Евродизайн». С 2011 году супруги развивают сеть автосервисов «ВилГуд». Сейчас в сети более 140 точек (собственных и по франшизе) в России, Белоруссии и Казахстане, годовой оборот – 1,6 млрд. рублей. В семье Турсуновых - трое детей.
Мы вместе с мужем делаем бизнес 19 лет. До этого Шерзод занимался бизнесом в Ташкенте сам. После переезда в Москву мы хотели устроиться на работу, но не получилось. У нас было $15 000 на покупку квартиры, мы решили открыть на них своё дело.
Купили контейнер на Мытищинской ярмарке. Выбирали, чем будем торговать – мясом, молочкой или обоями. Решили, что обои – лучше. В первый месяц заработали $3000 чистой прибыли. Поняли, что это очень выгодно и купили на следующий месяц второй контейнер – за $3000. Через год у нас было 28 магазинов на нескольких рынках.
Потом мы открыли на Мытищинской ярмарке офис для оптовых продаж стройматериалов. Я была менеджером по продажам, а всю остальную организацию работы обеспечивал мой муж. Эту компанию мы назвали «Евродизайн». Она начала стремительно развиваться. Шерзод занимался автоматизацией, чтобы люди с меньшими ресурсами работали эффективнее. Мы вошли в тройку самых крупнейших компаний операторов по оптовой торговле. У нас были филиалы в семи городах, мы делали 8 миллиардов оборота.
Всё было хорошо, но пришёл кризис 2008 года. И плюс на рынке появились магазины Castorama и LeroyMerlin. Когда крупный игрок заливает рынок деньгами, он у тебя забирает всех клиентов. Когда на Мытищинской ярмарке построили первый LeroyMerlin, мы ещё тогда решили продать все свои точки на рынке.
Мы продали свою часть компании партнёру и стали развивать нишу авторсервисов. Мы хотели быть ближе к рознице и заниматься таким бизнесом, который не «падает» в кризис. Если случится кризис, то продажи машин снижаются, но чинить их всё равно не прекращают. Шерзод говорил: «Нам нужна ниша, которую нельзя забрать деньгами, а можно только мозгами».
Почему я работаю вместе с мужем? Сначала Шерзод попросил помочь ему. А я просто хотела быть рядом с мужем, и всё. Я хотела держать руку на пульсе, потому что у меня успешный муж. Ну, вы понимаете.
Я до сих пор выполняю роль его помощницы, хотя у него есть три помощника. Считаю, что я помощник «уровня бог». Закрываю много вопросов, а самый главный – продажи.
В «Евродизайне» Шерзод говорил: «Я буду делать из тебя бренд. Ты будешь лицом нашей компании, тебя люди любят, ты умеешь общаться». Он у нас серый кардинал – его никто не видит, он мало с кем общается, кроме своих программистов. Он не тусовщик, не посещает деловых мероприятий.
На самом деле я в нашей компании вывеска, говорящая голова, а наш мозг – это мой муж. Я в нашем бизнесе отвечаю за операционное управление и коммерческие вопросы, а на Шерзоде – стратегия, архитектура и финансовая модель.
Семейный бизнес – это значит, что я плохая мама. Я не уделяла много времени своим детям. Что мы им давали – так это вкладывались в их образование. Они вечно были заняты кружками, репетиторами, учились в хороших иностранных школах.
Шерзод подсадил наших детей с малого возраста на хозрасчёт. Он им сказал: «Давайте, я вам буду платить за «пятёрку» 50 рублей, за «четвёрку» – 4, за «тройку» – 3, за «двойку» – 2, за единицу – рубль. Все оценки подходят, единственное, что «пятёрка» стоит сильно больше. Но у вас больше нет никаких карманных денег: у вас есть доход, и есть расход. Кино, чай или кофе – это ваши расходы, и вы теперь должны сами себя окупать». Доступ к холодильнику бесплатный.
Дочь на эту систему быстро перешла, потому что она была отличница. Средний сын сопротивлялся. Когда он попросил у меня денег в кино, я сказала: «Переходи на хозрасчёт, денег я тебе не дам. Но могу занять». И он возмущался: «Да почему все родители дают своим детям деньги, а мои - не дают?». Столько слёз было. Я на это смотрела тяжело, я прямо сама потом плакала. Но Шерзод говорит: «Не порть детей».
Такая жёсткость есть. Но наши дети точно знают, что если они заняли, то должны отдать в срок, когда обещали. Что бы ни произошло. С 14 лет они работают на летних каникулах в нашей компании. Они зарабатывают деньги, но всё равно начинают искать варианты подработки. Когда они поступают в вуз, то мы им платим стипендию – чтобы хватало на бензин и еду.
Сейчас с нами работает старшая дочь. Она начинала с финансового директора. У нас уволился прежний финансовый директор, и папа сказал, что она займёт его место. Дочь тогда училась в магистратуре, не хотела бросать учёбу, но выхода не было. Сейчас она у нас директор по маркетингу.
Средний сын тоже работает с нами, а младший пока учится. Дети сейчас работают с нами, потому что считают это лучшим вариантом для себя. Они помогают, зарабатывают и набираются опыта. Но в жизни они хотят заниматься своим бизнесом: у них уже есть логотипы и названия их будущих компаний.
Скорее всего, наши дети не будут заниматься семейным делом, потому что семейный бизнес - это всё-таки муж с женой. Дети должны создавать компании лучше, чем у их родителей. Стартовый капитал они, думаю, заработают, а советы о ведении бизнеса мы им даём бесплатно.
- Материал подготовлен на основе выступления Барно Турсуновой на конференции
«Семейный бизнес», организованной газетой «Малый бизнес» и ТПП Москвы.
Читайте также:
Семейный бизнес: как совместно развивать компанию и не развестись.
Неформат: десять вдохновляющих историй о нестандартных бизнесах.
Плюсик в карму: как и зачем малый бизнес занимается благотворительностью.