Василий Жайворонок сделал впечатляющую карьеру в «Почте России», где был топ-менеджером и отвечал за развитие электронной торговли. Но в какой-то момент он понял, что его призвание – совсем в другой сфере. И вместе с женой Мариной и её сестрой Ириной в 2022 году открыл на Ставрополье ферму альпак. Дело пошло – и сейчас в сеть «Ферма Альпак» входит уже одиннадцать пикник-парков в разных уголках России. О том, как складывается экономика агротуристической фермы и какие сложности есть в этом бизнесе, Василий Жайворонок рассказал порталу Biz360.ru.
Василий Жайворонок – основатель сети пикник-парков «Ферма Альпак», президент Ассоциации заводчиков альпак. До запуска собственного бизнеса работал топ-менеджером в «Почте России», отвечал за развитие электронной торговли. Проект «Ферма Альпак» запустил в 2022 году, сейчас в сеть сейчас входит 11 пикник-парков в Москве, Подмосковье, Краснодарском крае, Татарстане и других регионах России. Василий развивает бизнес вместе с женой Мариной и её сестрой Ириной.

До 2022 года я работал топ-менеджером в «Почте России», развивал там электронную торговлю. Когда началась пандемия и был объявлен локдаун, мы с женой и детьми почти на полгода переехали в Геленджик. Там я понял, что в погоне за карьерой мало бываю с семьёй и из-за этого могу упустить важную часть жизни.
Мы стали думать, как совместить карьеру и семью – и в этих разговорах и размышлениях вышли на то, что было бы здорово приобрести землю и открыть на ней какой-то бизнес.
Сначала думали про глэмпинг, но как-то попали на экскурсию на ферму альпак – и паззл сложился! Мы были очарованы этими прекрасными животными – и вот сейчас у нас несколько своих ферм в разных уголках России, куда приезжают люди, общаются с альпаками и другой живностью, и уезжают довольными и счастливыми.
Первую ферму мы открыли в станице Темнолесской в Ставропольском крае: купили землю за 1,5 млн, отстроили вольеры, склады, чилл-зоны, помещения для персонала и другие необходимые объекты, приобрели первых альпак. А потом уже масштабировали проект по всей России, открыв ещё десять ферм.
- Альпака – жвачное животное семейства верблюдовых, родом из Южной Америки. Внешне напоминает лам или миниатюрных верблюдов. Одомашнена индейцами Перу около 6 тысяч лет назад ради шерсти, из которой делали одежду и одеяла, чтобы выжить в суровом климате. Альпака – очень дружелюбное животное, поэтому его часто используют в агротуризме.
На наших пикник-фермах живут и радуют людей не только альпаки, но и другие животные: ламы, бараны, козы, капибары, кролики, гуанако, северные олени, пони и прочая живность.
В последние годы в России многие предприниматели, как и я, вдохновлённые опытом зарубежных агротуристических ферм, вкладывают средства в разведение необычных для нашей страны животных, чтобы привлечь туристов. Среди таких экзотических видов – страусы, северные олени, некоторые даже выращивают крокодилов.
Что касается наших альпак, то их разведение требует довольно значительных инвестиций: для небольшой фермы-хобби с 4-5 животными потребуется 5-7 млн рублей, а для коммерческой фермы с 30 и более особями – уже 40-50 млн.
Давайте на примере моей первой фермы посмотрим, куда ушли первоначальные 18,5 млн рублей инвестиций:
-
покупка земельного участка – 1,5 млн;
-
благоустройство фермы – 2 млн;
-
строительство (заборы, загоны, здания, склады, входная группа) – 6 млн;
-
покупка животных – 9 млн (10 голов альпак и несколько других животных).
Рассмотрим подробнее основные статьи расходов и доходов фермы альпак.
Первоначальные инвестиции
-
Покупка земли: стоимость земельного участка зависит от региона, местоположения и площади. Ориентировочно стоит рассчитывать на сумму от 3 млн рублей.
-
Благоустройство территории: подготовка земли, создание пастбищ, установка ограждений – от 4 млн рублей.
-
Строительство фермы: загоны, здания для содержания животных, склады для кормов, инфраструктура для посетителей – 15 млн рублей. Важно учитывать климатические особенности региона и обеспечивать комфортные условия для животных в любое время года.
-
Покупка альпак: стоимость одной альпаки варьируется от 800 тысяч до 1 млн рублей в зависимости от возраста, пола и родословной.
-
Оборудование и инвентарь: закупка оборудования для стрижки, ухода за животными, хранения кормов – 1 млн рублей.
Текущие расходы
В целом расходы на содержание животных являются одной из ключевых статей бюджета фермы, а их оптимизация напрямую зависит от собственного штата специалистов и грамотного планирования кормовых закупок.
-
Корм: 3,6 млн рублей. в год. В среднем одна альпака потребляет до 1 кг специализированного комбикорма и до 3 кг сена в день. Соответственно, в год животное «съедает» примерно 220 тысяч рублей. Итого на 60 альпак затраты на корм составляли у нас около 9 млн рублей. в год. Это много, так что для себя мы решили, что оптимально иметь от 10 альпак на одной ферме, а кроме них разводить других животных: у нас есть бараны четырёх пород, козы с разных стран – 3-4 породы по несколько особей, а также ламы, кролики, капибары, мары. И теперь у нас на корм уходит около 300 тысяч рублей в месяц.
-
Ветеринарные расходы: 1,5 млн рублей в год. Методом проб и ошибок мы выяснили, что на коммерческой ферме от 60 голов выгоднее держать в штате ветеринара, который за зарплату будет проводить регулярные осмотры и профилактику заболеваний. В этом случае они составляют около 1,5 млн рублей в год. Для любительской фермы в 5-7 голов проще договориться о регулярных осмотрах, вакцинации и лечении с ближайшей ветклиникой.
-
Персонал: 3 млн рублей в год. Кроме ветеринара коммерческая ферма с альпаками в среднем обеспечивает 10-15 постоянных рабочих мест и дополнительно до пяти сезонных в периоды туристического пика. Постоянный штат: администратор, кассир, экскурсовод, кипер (специалист по уходу за животными), хозяйственный работник. Сезонные сотрудники: дополнительные экскурсоводы, кассиры, аниматоры и помощники на мероприятиях. Мы всегда формируем уровень заработной платы, исходя из среднерыночных показателей в регионе и регулярного анализа локального рынка труда.
-
Маркетинг: 5 млн рублей в год. В месяц уходит в среднем 400 тысяч рублей в зависимости от региона. Маркетинг и реклама классические для туристической индустрии: сайт, продвижение в социальных сетях, организация мероприятий для привлечения посетителей и т.д.
Доходы
-
Агротуризм: организация экскурсий на ферму, мастер-классов по прядению шерсти, фотосессий с альпаками. Стоимость билета на экскурсию может варьироваться от 500 до 1,5 тысяч рублей. При средней посещаемости 200 человек в неделю (около 10 тысяч человек в год) годовой доход от агротуризма составляет до 15 млн рублей с одних билетов. Плюс дополнительные услуги и мероприятия – праздники, фотосессии, корпоративы (инфраструктуру для них следует предусмотреть при строительстве фермы).
-
Продажа шерсти: с одной альпаки можно получить до 5 кг шерсти в год. Средняя цена шерсти альпаки – около 15-20 тысяч рублей за кг. Таким образом, годовой доход от продажи шерсти с 10-15 альпак составит 900 тысяч рублей в лучшем случае. Учитывая стоимость содержания, это совершенно неэффективно. Поэтому мы делаем ставку не на продажу шерсти, а на изготовление и продажу сувениров из шерсти посетителям нашей фермы. Для этого достаточно упомянутых 10-15 альпак, шерсть которых позволит удовлетворить спрос на сувениры (дизайнерские шапки, шарфы, рукавицы, жилетки и другие товары из шерсти) в магазинчике при ферме.
Как видно из этих цифр, для создания коммерчески успешной фермы альпак требуются значительные первоначальные инвестиции (от 40-50 млн рублей) и существенные текущие расходы (порядка 9-10 млн рублей в год). Доход от продажи шерсти незначителен, поэтому основным фактором окупаемости является агротуризм, способный приносить до 15 млн рублей в год при грамотном управлении и привлечении достаточного количества посетителей.
Работа с экзотическими животными в сфере агротуризма сопряжена с рядом достаточно серьёзных рисков. Они касаются законодательных ограничений, ветеринарных требований, этических аспектов и финансовых затрат.
-
Законодательные ограничения. С 1 сентября 2025 года в России действует перечень животных, запрещённых к содержанию в домашних условиях. В него входят, например, многие виды змей, черепах, млекопитающих, парнокопытных и т.д. Также ограничено содержание редких видов, занесённых в Красную книгу. Для коммерческой международной торговли охраняемыми видами требуется разрешение СИТЕС.
-
Ветеринарные требования. Необходимо обеспечить условия, максимально приближенные к естественным: например, для рептилий – террариумы с поддержанием оптимальной температуры, влажности и освещённости. Важно полноценное и сбалансированное кормление по схеме, согласованной с ветеринаром, регулярные осмотры и вакцинация, а также изоляция больных животных.
-
Этические аспекты. Многие экзотические виды испытывают стресс в неволе. Некоторые из них могут быть опасны для людей.
-
Финансовые риски. Высокие затраты на содержание животных, включая их стоимость (от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей), расходы на оборудование (террариумы, аквариумы), затраты на корма (например, живой корм для рептилий) и сложности с поиском квалифицированного ветеринара.
Государство предлагает гранты и субсидии на развитие проектов в сфере агротуризм в размере до 10 млн рублей. Конечно, этих средств часто недостаточно для полноценного запуска и развития бизнеса, необходимы более существенные вложения. Кстати, эти вложения могут быть и внешними, ведь участки, купленные по низкой цене и обустроенные в качестве бизнес-проектов, со временем могут подорожать в 5, 10 и более раз, что делает локацию привлекательной для инвесторов.
Открыть агротуристическую ферму, особенно с необычными животными – это может быть выгодно и интересно, но тут требуется серьёзный подход и хорошая подготовка. Вот несколько рекомендаций, основанных на опыте наших ферм:
-
Прежде чем инвестировать, тщательно изучите рынок, определите целевую аудиторию и составьте подробный бизнес-план. Учитывайте все затраты – от покупки земли до маркетинга.
-
Ориентируйтесь на животных, содержание которых не запрещено законом и для которых вы сможете создать условия, максимально приближенные к естественным. Изучите требования к их содержанию и ветеринарному обслуживанию.
-
Не полагайтесь только на продажу животных или шерсти. Активно развивайте туристическую составляющую: экскурсии, мастер-классы, фотосессии, интерактивные программы.
-
Разработайте эффективную маркетинговую кампанию. Используйте современные технологии: социальные сети, сайт с онлайн-бронированием, виртуальные туры. Создавайте уникальные предложения, которые будут выгодно отличать вас от конкурентов.
-
Постоянно совершенствуйте свои знания в области животноводства, ветеринарии, а также в сфере туризма и гостеприимства. Найм квалифицированного персонала, особенно ветеринаров для крупных ферм, в долгосрочной перспективе будет оправдан.
-
Изучите возможности получения грантов и субсидий. Налаживайте сотрудничество с местными властями, ассоциациями и другими участниками рынка для обмена опытом и реализации совместных проектов.
Агротуризм с альпаками – это нишевый и очень непростой бизнес, требующий глубокой подготовки в области маркетинга, организации развлечений и грамотной стратегии. Но если всё сделать грамотно, то агротуристическая ферма будет приносить вам не только стабильный доход, но и удовольствие – и от общения с животными, и от осознания того, что вы дарите людям настоящую радость.
В статье использованы фото Виолетты Чабановой, Русалины Кулахметовой, с сайта и из социальных сетей «Фермы Альпак», из личного архива Василия Жаворонка.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».