Более 1,2 миллиона предпринимателей в России торгуют на маркетплейсах, при этом количество продавцов, покупателей и предложений непрерывно и достаточно активно растёт. Конкуренция за внимание и кошельки пользователей в этом секторе высочайшая. О том, как селлерам выигрывать её с помощью автоматизации бизнес-процессов, порталу Biz360.ru рассказал Светислав Линговский, методолог сервиса аналитики маркетплейсов EGGHEADS.
Светислав Линговский – 36 лет, методолог сервиса аналитики маркетплейсов EGGHEADS. Окончил Тверской государственный университет. Разрабатывает образовательные продукты, курсы и системы взаимодействия с IT-сервисами. Работал в компаниях SkyEng, «Дом.ру», «Билайн», «Ростелеком».
Главное, что уже автоматизированно при работе с маркетплейсами – это выбор ниши. Ответ на вопрос «Что продавать?» следует давать, основываясь не на интуиции, а на цифрах. Чтобы понять, какая ниша более свободна и прибыльна, сервисы аналитики маркетплейсов собирают данные обо всех товарах, ценах, остатках – и выдают основные параметры по разным товарным группам. Самые важные из критериев следующие:
-
Упущенная выручка – объём выручки, который не получили действующие поставщики, потому что товара не было в наличии. Чем выше этот показатель, тем интереснее ниша. Это значит, что в ней есть спрос, не реализованный другими поставщиками.
-
Процент купленных товаров – объём товаров, которые имели хотя бы один заказ за последние 30 дней. Выбирая категории, в которых этот показатель высок, поставщики значительно сокращают риски как при поставке новых артикулов, так и при переносе товаров из одной категории в другую.
-
Сколько товаров делают 80% выручки – этот показатель показывает степень монополизации ниши. Например, если 5% товаров делают 80% выручки, то в этой нише, очевидно, есть крупные игроки, перетянувшие на себя большую часть аудитории. Конкурировать здесь будет достаточно сложно.
В функционале Wildberries есть лишь общие рекомендации, какие именно товары пользуются спросом и в каких есть недостача. Это отчёт «Что продавать на Wildberries». Однако он очень общий. Когда я к нему обратился, самой дефицитной (то есть выгодной для продажи) мне показали категорию «Аксессуары для животных». Однако непонятно, о чём именно речь – шлейки для собак, наряды для хомячков или ошейники для кошек от блох?
Планируя запуск производства или закупку нового товара, лучше обращаться к системам категорийного анализа. Они собирают и систематизируют данные обо всех товарах и в конкретных цифрах (объёмах и рублях) покажут, что сейчас выгодно продавать.
После выбора ниши селлер начинает работу на маркетплейсе. И ему нужно найти баланс между двух столпов – поставлять столько, чтобы удовлетворить весь спрос, но так, чтобы товар не залежался на складах и не съедал деньги (так как хранение платное, а товары с плохой оборачиваемостью падают в поисковой выдаче на площадках).
При этом важно учитывать, что ходовые товары, то есть хорошо продающиеся и с достаточным количеством размером на складах, алгоритмы маркетплейса продвигают, а неактивные – опускают вниз в поисковой выдаче.
Плюс важно фокусироваться на развитии топовых товаров, которые приносят наибольшую прибыль, учитывать факторы сезонности (мало кто покупает пуховик в середине лета).
Как удержать все эти данные в голове и сделать анализ? Конечно, можно вручную составлять таблицы в Excel и производить расчёты. Однако это объективно долго и сложно. Поэтому продвинутые селлеры автоматизируют этот процесс с помощью таких инструментов:
-
Планирование поставок. IT-системы анализируют текущие продажи, планируемый рост/падение спроса, скорость поставки и ряд других факторов. На основе этих данных они определяют, сколько и какого товара нужно поставить на склад для получения максимальной выгоды от продаж.
-
Планирование производства. Аналогично поставкам специальные сервисы рассчитывают, сколько товара нужно произвести, учитывая сезон, скорость производства и другие процессы.
-
Поставки на разные склады. Так как скорость доставки – важный фактор в ранжировании на маркетплейсах, в зависимости от того, где хранится товар селлера, он может заработать больше или меньше. И при этом на разных складах разная стоимость хранения и логистики. Аналитизуя спрос в конкретном регионе и возможную выгоду, системы планирования поставок на различные склады дают рекомендации, как расширить бизнес и продавать товары не только покупателям в центральной России, но и других регионах и даже странах присутствия маркетплейса.
Так как маркетплейсы – высококонкурентная среда, получать большую прибыль просто потому, что у вас хороший товар, уже сложно. Нужно продвигаться и использовать рекламу – как внутреннюю, так и внешнюю. Главная сложность в том, что реклама на Wildberries и Ozon построена по принципу аукциона. Это значит, что стоимость показа карточки товара у продавцов меняется каждую секунду.
Этот процесс автоматизируется с помощью автобиддеров, когда робот включает/отключает/корректирует рекламу, в зависимости от её стоимости и эффективности.
Автоматизирован и сам процесс настройки рекламы: выбор подходящих SEO-слов для продвижения, необходимых к рекламе товаров, и тех, кому продвижение не рекомендовано. Например, если товара мало на складе или у него низкая маржинальность, рекламировать его может быть невыгодно.
Сюда же можно отнести прогнозаторы участия в акциях, которые умеют просчитывать, насколько прибыльно стать участником той или иной акции площадки.
Алгоритмы и внутренние IT-процессы внутри маркетплейсов постоянно совершенствуются и меняются. Также в динамическом состоянии находятся и стоимость хранения конкретного товара, логистики, отгрузки на тот или иной склад, доставки и так далее. Показателей настолько много, что без автоматизации процессов предпринимателю уже невозможно учесть всё.
Уже существует много сервисов, предлагающих автоматизацию самых разных процессов на маркетплейсах. Важно помнить, что все бизнес-процессы можно условно разделить на три блока и автоматизировать их шаг за шагом:
-
выбор ниши/конкретного товара-новинки;
-
производство и поставки;
-
продвижение.
Системы автоматизации бизнеса на маркетплейсах обычно используют все ваши отчёты о работе, информацию о товарах, себестоимости и другие данные, которые могут являться коммерческой тайной. Чтобы не было утечек данных и работа бизнеса велась корректно, используйте только проверенные сервисы автоматизации бизнеса на маркетплейсах. Например, у Wildberries есть список авторизованных сервисов, работа которых одобрена и проверена площадкой.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».