Артём Киселёв любил собак с детства. Сначала ходил в клуб собаководства, затем начал сам дрессировать животных, даже в армию пошёл со своей собакой, после чего работал в найме – тоже с собаками – и в конце концов пришёл к созданию собственного кинологического центра «Псарь». О том, как зарабатывать на передержке и занятиях с животными, Артём Киселёв рассказал порталу Biz360.ru.
Артём Киселёв – 26 лет, предприниматель из Самары, основатель кинологического центра
«Псарь», кинолог, инструктор по дрессировке, ринговый тренер. В настоящий момент проходит обучение на факультете ветеринарии. Центр «Псарь» специализируется на дрессировке, коррекции поведения собак, подготовке к выставкам и передержке.
Я люблю собак с детства, был активным членом клубов собаководства. Ещё подростком точно знал, чем хочу заниматься: развивать кинологию, путешествовать по миру и хорошо зарабатывать. Но в среде, в которой я рос, на мои планы смотрели скептически: считалось, что удел кинолога – работа на зонах с караульными собаками и зарплата в 25 тысяч рублей. В общем, бесперспективняк.
С 14 лет я занимался дрессировкой собак, которых мне отправлял крупный кинологический центр. Мы тренировались на улице: зимой в минус 20 за 1,5 часа занятия зарабатывал 250-300 рублей, добирался на трамвае по 40 минут в одну сторону.
А в 16 мне предложили работу, о которой можно было только мечтать: на летних каникулах нужно было ездить с собаками клиента по международным выставкам. Дома к этому отнеслись, как к шутке. Но оказалось, что всё серьёзно: оформление доверенности, загранпаспорт, Шенген.
Было крупное турне по Европе: мы посетили 17 стран, познакомились с работой европейских кинологов. Это совершенно другой мир, и, конечно, другой уровень, чем у нас. Мне этот опыт дал очень многое, я стал активно интересоваться зарубежными методами дрессировки.
Пытался реализовать это в Самаре, получалось далеко не всё и не всегда, зато методики так тестировались. В общем, в 17 лет я уже плотно занимался дрессировкой, учёба отошла на второй план.
Поступил в университет на специальность «Информационные системы в области безопасности». Но ко второму курсу понял, что это мне перестало быть интересным. Родители проявили принципиальность: либо берёшься за учебу и бросаешь своих собак, либо идёшь в армию. Что я с готовностью и сделал.
Дело в том, что одно из немногих мест в России, где можно получить серьёзное кинологическое образование – 470-й ордена Красной Звезды методико-кинологический центр Вооружённых сил РФ. Я подал заявку, нас с собакой приняли, и в 2013 году мы отправились служить. А через год вернулись.
После службы в армии меня пригласили работать в крупную компанию «Самарские сетевые коммуникации», где я с нуля выстраивал питомник служебных собак. Они искали специалиста широкого профиля, и я занимался всем: от обустройства мест содержания и формирования поголовья до создания команды.
Оклад, к слову, был приличным – порядка 100 тысяч рублей, но через два года я ушёл. Хотелось сделать что-то масштабное и достичь большего. Я очень чётко понимал, что хочу открыть собственный центр, но для этого пока нет возможностей: ни финансов, ни инвесторов.
Я стал заходить с другой стороны: работать на предпринимателей, которые открывали свои центры для собак. Готовил открытие, помогал развиться, разрабатывал новые программы, тестировал гипотезы. В общем, нарабатывал опыт. Таких центров в моей практике было три, но мне всегда хотелось создать свой – именно как бизнес-проект.
Тогда я принял для себя первое большое стратегическое решение – развивать свой виртуальный кинологический центр. Это случилось в 2017 году, меня очень поддержала мама, взяв на себя бухгалтерию и финансовый учёт. Еще через два года к семейному бизнесу подключилась жена.
Наш центр «Псарь» занялся тем же, что я обычно и делал в других центрах: оформление документов, подготовка собак, консультации специалистов и т.д. Поскольку я уже наработал репутацию, то к нам стояла очередь, клиенты были. А наши недостатки решили превратить в преимущества.
Нет помещения? Выезжаем и работаем с вашей собакой и с вами на вашей территории, в естественной среде обитания. Это с одной стороны, стало нашей фишкой и помогло отстроиться от конкурентов, с другой – повысить цену на эту услугу в два раза. Так мы заняли свободную нишу и увеличили средний чек.
Ещё мы первыми стали привозить мобильные снаряды для занятий, их можно было загружать в машину и расставлять в любой локации, организуя площадку там, где это необходимо.
У меня были связи, поэтому стали проводить разные обучающие семинары, приглашали на них крупных специалистов со всего мира. Это было не очень сложно: арендовали помещение, проводили мероприятия, на этом зарабатывали.
Кстати, наш основной инструмент привлечения клиентов – сарафанное радио. Платную рекламу использовали лишь однажды – когда запускали онлайн-курсы. Региональные СМИ нередко рассказывают про центр в новостях – просто потому, что даём инфоповоды с разными интересными проектами.
К 2019 пришло понимание – центр нужно серьёзно развивать. И хотя зарабатывали мы неплохо – порядка 170 тысяч в месяц, всё-таки этого было недостаточно. На открытие стационарного центра требовалось около 2 миллионов рублей. Инвесторов на горизонте не наблюдалось, поэтому решили поучаствовать в конкурсах.
Подали заявку на «Iволгу» – крупнейший грантовый конкурс в Приволжском федеральном округе. Заявились с проектом центра для реабилитации собак, выиграли первое место и грант на 300 тысяч рублей.
Деньги решили потратить на специальное оборудование для реабилитации собачек – водно-беговую дорожку, очень крутую инновационную штуку. Заказали, и её изготавливали для нас около года. В итоге она обошлась нам в 1,5 млн. рублей. Сначала хотели привлечь инвесторов, но потом я просто взял деньги в долг. Но, главное, оборудование надо было куда-то ставить. Так что встал вопрос помещения.
Тут в дело вмешалась пандемия. Тогда мы открыли наш «волшебный сундучок». Есть у нас такая папочка с проектами: когда появляется какая-то крутая идея, мы обязательно её фиксируем и расписываем пути решения в поверхностных алгоритмах. Вот одной из таких идей были видеокурсы. Созвонились с коллегами в Москве, собрали команду, погрузили собак в машину и отправились в столицу. Съёмка курса по дрессировке заняла две недели.
Запустили его на тест-группе, всё прошло успешно. Тогда вывели курс на рынок, начали запускать и привлекать холодный трафик через сайт, с обычной посадочной страницы. Привлекли двести участников со средним чеком в 1,5 тысячи рублей, дошло до конца программы сто человек.
В принципе, проект выстрелил. Но мы столкнулись с проблемой: наша аудитория в Самаре тоже попала в зону таргетинга, и начался отток офлайн-клиентов – им дешевле было купить онлайн-продукт, чем заплатить за реальное обучение за 25 тысяч рублей.
Поэтому проект мы свернули через два с половиной месяца, просто чтобы не демпинговать самим себя. А отснятый материал начали использовать как видеоуроки при работе с домашним заданием, что тоже сработало как конкурентное преимущество.
Мы относимся к тем немногим проектам, для которых 2020-й год был прибыльным. Во-первых, как показала потом статистика, количество владельцев собак увеличилось в два раза по сравнению с 2019 годом. Можно сказать, случился догги-бум.
Во-вторых, наша изначальная бизнес-модель была заточена на выездную работу, всё было отлажено. А спрос на услуги вырос: многие люди переехали в загородные дома, и, не имея возможности путешествовать, стали искать себе хобби дома, заниматься с питомцами.
Так что в период коронакризиса нам удалось поднять стоимость наших услуг на двадцать процентов и увеличить прибыль.
Главная ошибка, которую мы периодически допускали – неправильная кадровая политика. Была такая установка – создать работу мечты для сотрудников на аутсорсе: грумеров, тренеров и т.д. Мы брали людей – способных, но неизвестных специалистов, активно помогали развивать личный бренд и зарабатывать, предоставляли свой трафик клиентов и получали комиссию. Но в итоге всегда получалось так, что когда росла стоимость услуг, специалист снижал объёмы работы.
Эта ситуация повторялась неоднократно – при больших зарплатах происходило снижение уровня мотивации. Эти ошибки дорого нам обошлись, поскольку, расторгнув договорные отношения с таким сотрудником, мы неминуемо теряли часть аудитории и создавали себе конкурента. Сейчас работаем над тем, как грамотно выстраивать кадровую политику.
Были и направления, которые мы свернули. Например, в 2014-м году мы запустили агентство собак-моделей. Эта тема отлично зашла – и мы очень круто бомбанули рынок. Идея была в том, чтобы привлекать собак с элементарными навыками дрессировки на фотосессии. К нам обращались фотографы и клиенты, а мы договаривались с владельцами собак и брали свой процент.
За день одна собачка могла 10 тысяч рублей заработать, я смеялся, что сам столько не всегда зарабатываю. Это и сейчас очень прибыльное дело, но мы от него отказались, потому что в какой-то момент наши трудозатраты уже не окупались агентским процентом (часто именно нам, а не владельцу приходилось готовить собаку к съёмкам), а масштабировать направление мы не стали.
В 2017 году, когда я стал работать исключительно на себя, быстро вышел на самоокупаемость – как только набрал первых десять клиентов. Поскольку никаких больших вложений не было, проект развивался поэтапно. Так было до 2020-го года, пока не решили открыть локацию и поставить оборудование. На данный момент расходы на оборудование составили порядка 2 млн. рублей, аренда помещения – около 100 тысяч месяц, в ремонт вложили миллион . Это было самое крупное вливание в нашей истории, но оно необходимо для масштабирования бизнеса.
Понятно, что нам нужно сейчас кратно вырасти, чтобы вложения окупились. Есть опасения, что это произойдёт не так быстро, как планируем, из-за ковидных ограничений. Но на случай форс-мажора у нас есть онлайн-продукт, который мы существенно доработали. И он ждёт выхода на более широкий рынок.
Зачем я вообще решил масштабироваться, хотя был доволен уровнем прибыли – порядка 200 тысяч в месяц? Дело в том, что наш рынок – быстрорастущий, да и мне самому стало интереснее заниматься управленческими решениями. На данный момент «Псарь» – многопрофильный центр с четырьмя направлениями: дрессировка, коррекция поведения собак, подготовка к выставкам и передержка, которая у нас представлена в виде тренингового центра. Передержка – это, пожалуй, наиболее доходное из наших направлений, одновременно решающее проблему летнего спада клиентов.
Наша задача в ближайшее время расширить число направлений до одиннадцати, развить современную реабилитацию животных после травм и создать единственную в Самарской области замкнутую эко-среду для владельцев собак.
В чём специфика нашего дела? Сейчас довольно много предпринимателей начинают бизнес с собаками, не являясь кинологами, или, как минимум, заводчиками – и я смотрю на это скептически. Почему? Потому что, когда не понимаешь механику изнутри, очень сложно контролировать все процессы. Найти человека, который будет управлять другими людьми, тоже не так уж просто. Это узкий рынок узких специалистов.
В нашем деле критически важно понимать, какой будет КПД, какой будет социальный эффект, как люди реагируют на тенденции, какой продукт стоит запускать именно сейчас, куда движется рынок. Даже если вы просто владелец собаки – этого недостаточно, нужно быть очень в теме.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook, аккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».