Четыре правила безопасной сделки: рекомендации эксперта по налоговым спорам

Прочтёте за 3 мин.

Как избежать негативных последствий при заключении контракта

IT-инструменты, которые использует Павел Самсонов

  • Битрикс24
  • 1C:Бухгалтерия
  • Fireflies
  • ChatGPT
  • Telegram

Любая предпринимательская деятельность связана с риском. Он «зашит» практически во все бизнес-процессы. В зоне особого внимания должны быть все сделки, которые заключает компания. Контрагент может оказаться ненадёжным, или в договор включат условия, которые больно ударят по бизнесу в случае форс-мажора. О том, как свести к минимуму вероятность неисполнения договорённостей партнёрами и каких базовых правил заключения сделок стоит придерживаться, порталу Biz360 рассказал управляющий партнёр юридической компании «Ком-Юнити» Павел Самсонов.

Досье

Павел Самсонов – предприниматель, управляющий партнёр юридической компании «Ком-Юнити». Арбитражный управляющий, эксперт в судебных и налоговых спорах, специалист по делам, связанным с банкротствами и урегулировании корпоративных отношений. Сооснователь ассоциации Forensic Alliance, которая специализируется на финансовых расследованиях и защите бизнеса. Отмечен международным рейтингом Best Lawyers в номинации Litigation (судебные споры). Преподаватель в Институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС и ВШЭ.

Павел Самсонов

Правило №1: обязательно читайте договор сами

Юристы, бухгалтеры и внешние консультанты читают соглашения, исходя из своего понимания бизнеса. Зачастую этого понимания недостаточно, чтобы увидеть все возможные подводные камни и скрытые риски, разобраться в деталях проектов и перечне выполняемых работ. Особенно, не зная всей картины. 

Не стоит забывать и о человеческом факторе: не всегда сотрудник или консультант задаст дополнительные вопросы по всем непонятным деталям соглашения. А уточнение собственника «Всё ли там в порядке с юридической точки зрения?» не всегда отвечает интересам компании. 

Простой пример – с юридической точки зрения и стопроцентный аванс, и отсрочка платежа на пять месяцев одинаково приемлемы. Но насколько это соответствует интересам бизнеса и компании, решать предпринимателю. 

Поэтому для предпринимателя крайне важно не доверять только мнению юриста или консультанта, а внимательно прочитать договор самому. 

Правило №2: используйте чёткие формулировки

Все условия сделок должны быть понятны и лаконичны. Не стоит нагружать соглашения абстрактными определениями, такими как: «кратчайшие сроки», «сделать всё возможное», «предпринять максимум усилий» и другими. Условия договора лучше формулировать в стиле SMART-задачи (понятная и конкретная цель с понятными способами её достижения – прим. редакции). 

Правило №3: оценивайте возможные негативные последствия

Возможные негативные последствия от заключения сделки могут быть связаны не только с неисполнением договора контрагентом. Хотя, как правило, основное внимание обращают именно на это. Но, к примеру, договор может быть не исполнен и по вашей вине или из-за форс-мажора. 

Заключая сделку, необходимо понимать, какими будут дальнейшие шаги, если что-то пойдёт не так. Причём, чем существеннее сделка, тем более детальный запасной план стоит иметь. 

Исходя из моей практики, наиболее часто стороны соглашений допускают следующие ошибки: 

  • Не изучают устав контрагента (а бывает, что и свой собственный) на предмет требований к одобрению сделок и выдаче доверенностей. Между тем, сделка, совершенная с нарушением устава организации, может быть в будущем оспорена. В случае корпоративного конфликта (появление наследников, новых собственников и т.д.) участник может предъявить претензии к бывшим партнёрам, коллегам и директору за несогласование сделок согласно уставу.

  • Не просчитываются налоговые последствия сделок. Например, при общей системе налогообложения (ОСН) используется метод начисления налогов. При отсрочке платежа может возникнуть ситуация, при которой оплату за свои товары или услуги компания получит в будущем, а налоги должна заплатить уже сейчас. К сожалению, юристы не всегда идеально разбираются в налогообложении и могут не учитывать особенности отражения операций с точки зрения требования законодательства. Поэтому важно вовлекать в подготовку важных соглашений помимо экспертов компании и юристов специалистов из финансового блока организации. 

Правило №4: тщательно проверяйте контрагента

Имейте в виду, что многие проблемы в бизнесе вашего контрагента могут самым критическим образом сказаться на исполнении контракта и вашем бизнесе. Например, если у контрагента корпоративный конфликт, это может привести к оспариванию сделки. Если на контрагента поданы иски в суд на существенную сумму, в случае его банкротства сделка также может быть оспорена. Все полученные в результате сделки блага могут изъять в конкурсную массу, а ваша компания окажется в общей очереди кредиторов. В случае, если речь идёт об изъятии поставленного оборудовании, это грозит остановкой производственного процесса. 

В рамках банкротства контрагента могут оспариваться сделки глубиной до трёх лет от даты начала банкротства (а суды иногда и продлевают этот срок). Сам процесс оспаривания может наступить через несколько лет после инициирования процедуры. Поэтому важно вести и хранить информацию по всем значимым сделкам даже после истечения срока обязательного хранения документов, предусмотренного законом. Исходя из судебной практики, если документов нет (по любой причине), то их придётся или восстанавливать, или все риски отсутствия доказательств по сделке – это ответственность предпринимателя. 

Если у контрагента проблемы с налогами, выявлены факты необоснованной налоговой выгоды, то уже ваша компания может быть признана выгодоприобретателем, и налоги могут быть взысканы с нас. 

Проверка контрагента по ключевым проектам не только на стадии заключения договора, но и в процессе его исполнения – важная составляющая сделок. Зачастую в компаниях закрывают глаза на этот аспект, хотя даже такое техническое нарушение, как несоответствие юридического адреса контрагента может привести к проблемам уже в вашей организации. Такие события в жизни партнёра как смена учредителей, директора, подача заявление на банкротство, отзыв лицензии должны вызвать моментальную реакцию у нашей компании.

Legal Contract

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

24 октября 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов