Производители мебели должны при её изготовлении, выпуске и продаже не только учитывать расход материалов и трудозатрат, но также чётко понимать себестоимость каждой позиции. Иначе можно работать себе в убыток даже при высокой стоимости изделий. О том, как решить основные проблемы небольшого мебельного производства и выстроить более эффективный бизнес, порталу Biz360.ru рассказал Роман Месяткин, основатель компании «Идея».
Роман Месяткин – предприниматель из Калининграда, основатель и директор компании «Идея». По первому образованию – системный администратор, помимо этого учился по специальности «Менеджмент». После учёбы работал в компаниях в найме, занимался внедрением решений 1С. В 2011 году основал свой бизнес. Компания «Идея» является партнёром фирмы «1С», автоматизировала бизнесы более 430 клиентов из самых разных сфер.
-
Индивидуальный заказ. Как правило, компании малого бизнеса из мебельной индустрии не хранят на своих складах десятки позиций готовой продукции – диванов, столов или шкафов. Это дорого. Такое могут позволить себе те компании, которые продают бюджетную и массовую мебель. То есть, у небольшой компании нет больших складских запасов, и её доход каждый месяц зависит от произведённой и проданной продукции.
-
Использование нескольких баз данных. Практически вся мебель изначально проектируется в каких-то графических программах (например, «Базис-Мебельщик», PRO100, AutoCAD, SolidWorks и ряд других). Сначала делается чертёж в программе визуализации, а потом он копируется в ту учётную систему, в которой работает компания. Перенос информации необходим для оформления заказа и расчёта его стоимости.
-
Сдельная заработная плата. Сотрудники получают не фиксированный оклад: их доход зависит от произведённого объёма работ. Иногда он может составлять процент от стоимости заказа, иногда – оплату за произведённые действия (например, за метр поклейки кромки).
-
Расчёт конечной стоимости. Для выполнения каждого заказа приобретаются необходимые материалы. Конечно, на складе хранятся расходные материалы, но индивидуальные всё-таки покупают – например, МДФ нестандартной расцветки. Себестоимость материалов составляет лишь часть конечной стоимости продукции. Компании необходимо учитывать и другие расходы при выполнении заказа – трудозатраты сотрудников, логистические издержки, агентские вознаграждения, зарплату менеджеров, рекламные расходы. И, конечно, учитывать собственную прибыль. Иначе компания рискует работать себе в убыток.
Большинство мебельных компаний, которые работают над выполнением индивидуальных заказов, мечтают рано или поздно перейти к серийному производству. Конечно, о нём не может быть и речи, если компания создаёт уникальную мебель из кожи крокодила и слезы дракона. В таком случае всегда всё будет индивидуально. Но большинство производств имеют дело не с такими особенными заказами, а потому могут поставить их выполнение «на поток».
Для серийного производства необходима автоматизация бизнес-процессов. Одно из решений, которое позволяет это сделать – «1С:Управление нашей фирмой» (далее – «1С:УНФ). Оно содержит в себе многие важные опции, необходимые для автоматизации именно мебельного производства. Рассмотрим их чуть подробнее.
Мебельное производство может выстраиваться следующим образом:
-
Работа с полуфабрикатами. Мебель собирается из элементов, которые компания производит самостоятельно или закупает (например, корпус и фасады для шкафов). Нужно понимать, какие полуфабрикаты и в каком количестве необходимы для той или иной позиции.
-
Работа без полуфабрикатов. У компании есть материалы и фурнитура, из которых создаётся конечная продукция.
Чтобы произвести ту или иную позицию из своего ассортимента, компания должна знать, сколько материалов или полуфабрикатов для неё необходимо и сколько операций нужно выполнить. Это называется спецификацией. И это – основа для автоматизации мебельного производства. В спецификацию можно включать дополнительные расходы на выпуск продукции и собственную прибыль, и тогда этот механизм позволит рассчитывать конечную стоимость.
В решении «1С:УНФ» спецификация может:
-
создаваться вручную (компания вводит параметры мебели, а расчет используемых материалов происходит автоматически);
-
загружаться из программ визуализации;
-
выгружаться из таблиц Excel, которые используются менеджеры и сотрудники.
В решение вносится информация о материалах или полуфабрикатах. При составлении конкретного заказа на производство в программе выбираются нужные расходники (номенклатура), и сразу появляется информация о том, есть ли они в наличии. Если отсутствуют на складе, то можно создать заказ поставщику или поставщикам из программы «1С:УНФ».
При выборе номенклатуры автоматически загружается спецификация: количество необходимых материалов и производственных операций для создания нужной позиции товара. Воспользовавшись механизмом «калькуляция заказа», можно рассчитать себестоимость и розничную стоимость, которая будет включать в себя прибыль компании.
После того, как на производстве появятся все материалы или полуфабрикаты, создаётся документ для сотрудников – «сдельный наряд». В нём отражается, кто именно и какую операцию выполнял, сколько рабочего времени потратил на эту работу. На основе этого документа затем начисляется заработная плата.
Решение «1С:УНФ» позволяет компаниям сделать свою деятельность более прозрачной. Владельцы мебельных производств благодаря функционалу программы могут:
-
сравнивать план и факт по произведённой продукции;
-
видеть все расходы и прибыль по каждому заказу;
-
получать отчёт расходов и доходов по статьям;
-
отслеживать этапы работы над заказом.
Всё это способствует большей эффективности бизнеса и возможности расширять своё производство.
Статья подготовлена по материалам вебинара «Автоматизация учёта в компаниях по производству мебели с «1С:УНФ»
.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».