Каждый день предпринимателю приходится сталкиваться с новыми вызовами и принимать решения, которые могут определить будущее его компании. И ошибка при выборе той или иной модели поведения может стоить компании очень дорого. Одной из рабочих методик принятия решений в условиях неопределённости является эффектуация. О научных алгоритмах принятия решений в своей авторской статье для портала Biz360.ru рассказала предприниматель и бизнес-консультант Анастасия Ласковая.
Анастасия Ласковая – бизнес-консультант, бизнес-трекер, создатель авторской методики планирования. Ведущая telegram-канала «Ласковый менеджмент» и подкаста «Ласковая среда». Кандидат экономических наук, доцент Высшей школы менеджмента СпбГУ. Член Европейской ассоциации малого бизнеса и предпринимательства (ECSB) и Американской ассоциации малого бизнеса и предпринимательства (USASBE).
Эффектуация – это способ принятия решений на основе доступных возможностей и ресурсов, подразумевающий быструю адаптацию к окружающей действительности.
Ключевые составляющие:
-
опираться на собственные ресурсы;
-
использовать любые неожиданности в свою пользу;
-
исходить из того, что вы готовы потерять (это могут быть не только деньги, но и время);
-
строить партнёрские связи (в том числе для привлечения большего количества ресурсов).
Эффектуация помогает предпринимателям справляться с высоким уровнем неопределённости, использовать любые неожиданные изменения для развития бизнеса, а также избегать существенных потерь путём адаптации к меняющимся условиям. И лучше всего эффектуация проявляется в условиях полной непредсказуемости будущего.
Можно выделить четыре основных модели.
Модель №1: рациональная
Принятие решения происходит постепенно и грамотно: сначала определяется проблема, затем ищутся варианты решения, каждый из них сравнивается и анализируется, чтобы найти лучший. В основе такого подхода лежит идея, что руководитель хочет достичь конкретных целей и знать все необходимые факты для принятия правильного решения. Предполагается, что руководитель принимает решение последовательно и логически, основываясь на чётких критериях.
Представьте, что вы столкнулись с проблемой выбора поставщика товаров для своего интернет-магазина. Вы можете использовать рациональную модель принятия решений, чтобы выбрать лучшего:
-
Определите проблему: вам нужно выбрать лучшего для вас поставщика.
-
Соберите информацию: найдите данные о всех рассматриваемых вами поставщиках, их ценах, качестве товаров, условиях доставки и т.д.
-
Определите, какие критерии важны для вас, например, цена, качество товаров, условия доставки и т.д.
-
Оцените альтернативы: сравните данные о разных поставщиках и объективно оцените каждого из них по выбранным критериям.
-
Сделайте выбор на основе вашего сравнительного анализа.
Рациональная модель поможет принять обдуманный и основанный на фактах выбор, но подход работает только в стабильных и предсказуемых условиях.
В реальности решения принимаются не всегда рациональным способом, а зачастую даже иррациональным. Так появились альтернативные модели.
Модель №2: политическая
Решения в компании принимаются на основе переговоров между людьми, которые часто имеют конкурирующие интересы. Модель доказывает, что менеджеры выбирают стратегии в неформальных союзах нескольких менеджеров, которые имеют общие цели и приоритеты.
Как использовать: например, вы выбираете всё того же поставщика. Провели исследование рынка и выяснили, что у вас есть несколько вариантов. Каждый поставщик имеет свои сильные и слабые стороны, и вы не знаете, кого выбрать.
-
Определите группы интересов в вашей компании: маркетинг, продажи, финансы и т.д. Каждая группа будет заинтересована в разных аспектах деятельности поставщика.
-
Проведите переговоры между представителями групп интересов. Попросите каждую высказать свои требования и предпочтения по отношению к поставщику. Каждая группа будет защищать свои интересы, поэтому возможны конфликты.
-
Чтобы избежать конфликтов, используйте метод компромисса. Попросите каждую группу предложить несколько критериев, которые они считают важными для поставщика. Используйте эти критерии и выберите поставщика.
Эту модель можно использовать при явно выраженных разногласиях в команде и наличии нескольких групп влияния внутри одной компании.
Модель №3: «мусорная корзина»
Модель «мусорной корзины» создана, чтобы понять, как принимаются решения в условиях высокой неопределённости. Она называется «организованной анархией», так как не базируется на вертикальной иерархии и рациональной бюрократии принятия решений. У «организованной анархии» три основных признака:
-
неопределённость в предпочтениях;
-
нечёткость и недостаточное понимание процесса принятия решений;
-
нестабильность персонала.
В модели «мусорной корзины» нет чёткой последовательности шагов. Решение принимается на основе того, что происходит в компании: возникают проблемы, появляются варианты решения, принимают участие разные люди. Если все эти факторы соединятся, можно случайным образом найти решение.
Например, вы выбираете новое направление для бизнеса:
-
Соберите информацию: данные о разных направлениях, которые вас интересуют, их рисках, потенциальной прибыли и т.д. Определите, какие критерии важны для вас.
-
Поместите в «мусорную корзину» все варианты, даже если какие-то из них не соответствуют всем вашим критериям. Эти варианты можно сгенерировать с командой с помощью фасилитатора.
-
Оцените альтернативы: рассмотрите каждый вариант в «корзине» и оцените его по вашим критериям. Выберите вариант, который лучше всего соответствует вашим потребностям.
Модель можно использовать в компании с гибкой организационной структурой и при необходимости быстрого принятия решений.
Модель №4: инкрементализм
Предполагается, что при этой модели планирования компания постепенно будет приближаться к идеальному решению, делая много маленьких шагов. При возникновении проблем нужно возвращаться к предыдущим шагам и попробовать новые варианты. Это помогает персоналу обучаться и понимать, какие решения нужно принимать. Процесс принятия решений может быть разделен на три фазы:
-
идентификация проблемы;
-
разработка вариантов решений, оценка и выбор;
-
принятие решения.
Например, вы столкнулись с проблемой, связанной с разработкой новой стратегии маркетинга для вашего продукта:
-
Идентификация проблемы: определите, что именно не работает в текущей стратегии маркетинга и какие проблемы возникают.
-
Разработка вариантов решений: разработайте несколько вариантов стратегии маркетинга, которые могут решить проблемы, выявленные на предыдущем этапе.
-
Оценка и выбор: оцените каждую стратегию маркетинга. Выберите стратегию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям.
-
Принятие решения: внедряйте выбранную стратегию маркетинга по шагам и оценивайте эффективность на каждом этапе.
Если новая стратегия не работает, нужно вернуться к старой и повторить процесс, используя опыт и знания. Инкрементальный подход помогает принимать решения маленькими шагами, чтобы избежать больших ошибок и рисков. Например, можно начать с небольшого изменения в продукте, оценить его и принять решение сохранить или вернуть прежнее.
Как может выглядеть процесс выбора поставщика в таком подходе:
-
Вы оцениваете ваши ресурсы. Можно позвонить знакомому, который занимается поставками и договориться с ним. Можно заказать напрямую в Китае через вашего сокурсника из университета.
-
Использование любых неожиданностей в свою пользу может закончиться открытием собственного производства, например в случае ухода поставщика с рынка или усложнения логистики.
-
Если вы исходите из принципа «допустимых потерь», то решение будет зависеть от ваших текущих задач. Кто-то будет готов потерять время на самостоятельное изучение базы подходящих поставщиков, а кому-то проще заплатить некоторую сумму и купить готовое аналитическое решение.
-
Если у вас хорошие отношения с косвенными конкурентами, можно заключить партнёрское соглашение и заказывать у одного поставщика по более выгодным ценам.
Каждая модель имеет свои плюсы и минусы, и эффективность их использования зависит от конкретной ситуации и контекста. Процесс принятия решений не должен быть рассмотрен только в контексте одной модели. Вместо этого предпринимателям лучше использовать навыки и знания из разных моделей, чтобы создать наиболее эффективный и гибкий процесс принятия решений в своей компании.
Более того, важно понимать, что принятие решения – это непрерывный процесс, который может изменяться со временем и требует от предпринимателей пересмотра и адаптации к условиям внешнего рынка в том числе.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».