Ещё в начале 2022 года многие российские компании использовали иностранные UC-решения, которые позволяли эффективно выстраивать работу удалённых сотрудников. После ухода зарубежных проектов из России увеличился спрос на отечественные решения. О том, что могут предложить российские IT-компании в этой сфере и как будут развиваться их продукты с учётом санкций, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал Артём Чепрак, директор компании «Информтехника и связь».
Артём Чепрак – генеральный директор компании
«Информтехника и связь». Окончил МАТИ-РГТУ по специальности «Проектирование и технология электронных средств». В 2011 году получил степень MBA по управлению производством. Имеет 19-летний опыт в производстве отечественной техники и электроники.
Пандемия коронавируса серьёзно повлияла на формат работы практически каждого бизнеса в России. Введённый локдаун заставил компании спешно переходить на удалённый формат работы. Тем, кто до этого не задумывался об использовании UC – унифицированных коммуникаций, которые позволяют сотрудникам общаться в одном виртуальном пространстве – пришлось спешно их осваивать. Полученный экономический эффект от дистанционной работы придал импульс развитию UC в нашей стране.
Бизнес понял, что ему выгоден удалённый формат работы сотрудников – минимизируются издержки на аренду офиса, повышается лояльность персонала к компании, а за счёт UС появляются инструменты по контролю и управлению сотрудниками, работающими на дому.
После событий в Украине российские компании стали активно искать альтернативу зарубежным решениям в сфере унифицированных коммуникаций. До этого большинство предприятий использовали зарубежные UC-технологии, наиболее востребованными из них были Cisco и MS Teams.
При этом существовали и российские платформы, но их доля составляла всего 5% рынка. Сейчас растёт спрос на отечественные аналоги: мы это видим и по рынку в целом, и на примере собственного решения. Интересу к отечественным решениям способствует их цена, а также уход или риск ухода иностранных компаний из России.
Внедрение в бизнес-процессы компаний новых отечественных технологий для унифицированных коммуникаций обеспечит развитие сервисов, позволяющих оперативно обмениваться данными между сотрудниками и отделами. К таким площадкам можно отнести электронную почту, различные мессенджеры, аудио- и видеоконференцсвязь, электронный документооборот.
Одним из ключевых преимуществ современного UC-решения является гибкость. Оно содержит не только множество опций, позволяющих адаптировать платформу под конкретные бизнес-процессы компании, но и возможность интеграции с различными системами, уже развернутыми на предприятии.
UC ускоряет бизнес-процессы и обеспечивает быструю и надёжную связь между сотрудниками. Это позволяет офисному, мобильному и дистанционно работающему персоналу организовать эффективное взаимодействие и обмен информацией, несмотря на расстояния и различные часовые пояса.
Способы управления статусом присутствия, мобильные возможности, а также средства организации аудио-, веб- и видеоконференций повышают производительность труда сотрудников. Вместе с этим одновременно сокращаются расходы на связь, аренду помещений, и сводится к минимуму потребность в командировках.
Ещё одно преимущество российских UC – они доступнее по цене, чем зарубежные аналоги. Также их разработчики могут реализовать конкретные пожелания заказчика, проявив большую гибкость.
UC-платформы востребованы как среди представителей как крупного, так и среднего и малого бизнеса. Кроме того, они стимулируют развитие рынка облачных технологий, использование которых – ещё один тренд российского IT-рынка.
По прогнозам, сегмент «облаков» в России к концу 2022 вырастет на 30-35%. Драйверам роста станет то, что отечественные облачные решения зачастую стоят дешевле импортных, а также гораздо выгоднее, чем коробочные.
Они не требуют места на серверах, дополнительного персонала, который обеспечивал бы бесперебойную работу инфраструктуры. Всю поддержку производит подрядчик, он обеспечивает бесперебойную работу решений, что позволяет существенно экономить бюджет.
Но у облачных решений есть и недостатки, связанные с информационной безопасностью. Если заказчик хочет быть уверенным, что все данные, которые проходят в UC, защищены, то лучший выход – установить систему локально, у себя на сервере.
Наша страна может достигнуть технологического суверенитета в течение 10-20 лет. Если говорить о конкретных разработках UC-платформ, то, помимо нас многие российские IT-компании предлагают подобные продукты для решения бизнес-задач.
Ситуация с программным обеспечением более оптимистична. Российские разработчики не только «копируют» зарубежные идеи, но и создают свои, трендовые проекты, востребованные во всём мире. В том числе и UC. На примере нашей компании можно сказать, что уже существует система унифицированных коммуникаций ёмкостью до 1 млн. абонентов, включающая в себя комбинированную IP АТС, корпоративный мессенджер и ВКС.
Если говорить про «железо» для IT-индустрии, то проблематика существует, так как российская микроэлектроника остановилась в развитии ещё во времена СССР. Необходимо открывать производства, разрабатывать собственные новые технологии, а для этого необходимо растить кадры. Данная перестройка затянется на несколько лет, но тут бизнес либо принимает вызов, либо капитулирует.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».