Вейпшопы - магазины электронных сигарет, аксессуаров и жидкостей для парения – в последнее время стали очень популярным бизнесом. Один из ведущих игроков этого рынка – сеть Vape Studio, которую запустили владельцы кальянной Роман Родько и Родион Жур. Сейчас сеть представлена в 18 городах, до конца года количество магазинов планируется увеличить до 30. Управляющий франшизой Vape Studio Юрий Гребёнкин рассказал проекту Five o'clock, как создавалась сеть, почему компания не продаёт несколько франшиз в один город и почему большинство точек с «жижкой» закроется через полгода.
Юрий Гребёнкин, 24 года, управляющий франшизой компании
Vape Studio (продажа электронных сигарет, аксессуаров и жидкостей для т.н. вейпинга или парения – вдыхания пара, производимого устройством-испарителем). Образование: Омский государственный университет (специальность «международный бизнес»). Vape Studio – самая большая по охвату сеть вейпшопов в России: сейчас в 18 городах работает 19 торговых точек. Оборот сети Vape Studio - 16 млн. рублей в месяц.
До Vape Studio я был торговым агентом: приходил с каталогами, договаривался, искал партнёров. Продавал шоколадные яйца, зефирные косички. В 2014 году получил повышение в Калининград, там поработал, встретил своих старых знакомых, которых я раньше консультировал по продажам и рекламным акциям. Они предложили заняться новым бизнесом, войти в их проект. Я согласился.
Первым магазином Vape Studio была небольшая торговая точка, комод под лестницей. Ребята были франчайзи сети кальянных Hookah Place. Гости пробовали, им нравилось, стали интересоваться. Тогда как раз пошла мода на электронные сигареты, на переход с табака на разные штуки. Мы поняли, что есть спрос, что можно попробовать. Закинули тему ребятам из Hookah Place в других городах, они поставили несколько трубок и жидкостей у себя, и дальше всё пошло само собой: на нас стали выходить люди, просить рассказать про бизнес, про поставщиков. Многим понравился наш ремонт, фирменный стиль.
Сеть начиналась с Челябинска, Сочи, Краснодара. Основная ценность франшизы и сейчас, и тогда - это наши знания. Попробуйте найти поставщиков, причём стабильных и с нормальными ценами, сертификатами, репутацией. Это сложно. Главное - это то, через что мы прошли сами. И сейчас мы готовы ответить на любой вопрос: нужна ли вытяжка или нет, нужны ли барные стулья, какой новый вкус или девайс хорошо «зайдёт», а какой можно не пробовать.
Мы не продаём вторую франшизу в один город. Решили, что будем отсеивать контингент, и если уж мы продали франшизу, то должны быть уверены в партнёре. Все наши франчайзи - состоявшиеся люди; как правило, для них это второй-третий бизнес. Плюс отдать всё в одни руки банально удобнее: один город - одна реклама и продвижение, одна группа в «Вконтакте», единые акции, единая подотчётность, общая ценовая политика.
Продавать в города-миллионники несколько франшиз (за исключением Москвы и Питера) не имеет смысла просто экономически. Во-первых, большая конкуренция из-за огромного количества игроков и низкая стоимость входа на рынок. Например, в Новосибирске уже порядка 70 вейпшопов. Я посмотрел, что и как они продают. Это даже не стагнация, это реально падение.
«Думаю, 15-20% точек чувствуют себя приемлемо, 5% - отлично, остальные умирают. Для них это не бизнес, они закроются через полгода. Конечно, на их месте появятся новые, но с ними будет то же самое»
Если речь идёт о городе с населением 500 000 человек, то одной точки там вполне достаточно. Пусть это будет один центральный магазин, может, со складом и филиалом, но стабильно получающий хорошую прибыль. В конце концов, у франчайзи не будет конфликтов.
В Москве и Санкт-Петербурге всё по-другому, это отдельные страны. Там рынок вейпинга абсолютно другой, всё упирается в уровень дохода. Если в регионах практически нет мехмодов (медных трубок с кнопкой без каких-либо защит для пользователя и без электроники), потому что, по сути, это дорогой имиджевый предмет, то в Москве и Питере они в ходу. В регионах средние цены на жидкости и девайсы сильно ниже, плюс там это уже не субкультура - парят все.
Москва и Питер - огромные города, там можно продавать несколько франшиз, потому что ниша толком не закрыта. Просто мы хотим, чтобы в столицах у нас были флагманские точки с надёжными партнёрами, которые первыми начнут - и начнут красиво. Пока таких людей не нашлось.
Кто чаще всего обращается за франшизой? Очень много звонит людей младше 20 лет: «У меня есть деньги, хочу открыть магазин для души». Просим рассказать о себе. Оказывается, парню 19 лет, то есть он нам автоматически не подходит, мы ему даже не высылаем информацию.
В моём понимании бизнес «для души» - это когда ты в Крыму выкупаешь виноградник, и молодые девушки давят виноград ногами, а ты сидишь и смотришь. Мы про другое. У нас есть данные, бизнес-модель, заработок. А в 19 лет ты не хочешь зарабатывать, ты хочешь перестать быть зависимым от родителей. Это сразу становится ясно, после первого же разговора. Спрашиваешь: «Чем хотите торговать?», и тебе начинают перечислять, что сейчас модно. Друг, пойми, есть то, что приносит прибыль, а есть «модно». Приоритеты считываются сразу.
Или я говорю, например, что надо сделать вытяжку, а у меня спрашивают - зачем? Ну да, главное же, какая музыка будет играть и как всё вокруг будет обставлено. Вот как я могу доверить бизнес такому человеку?
В сети Vape Studio средний чек – 850 рублей. В каждом магазине делают покупки порядка 30 покупателей ежедневно. 900 тысяч рублей – средний оборот одного магазина в месяц
Да, у нас серьёзные требования, фильтры, зато в сети нет ни одного убыточного магазина и ни одного франчайзи, который взял старые паллеты, разбил их, покрасил, натянул мамкину простынь и решил, что у него теперь есть барная стойка.
Динамика развития в «наших» городах везде примерно одинаковая, но есть особые случаи. Скажем, в Нижнем Новгороде вейпшоп открылся на площадке в 150 м². Обычно-то точки на 30-60 м², так что, естественно, там ребята вложились больше и окупаться они будут дольше, года полтора. У них сейчас не настолько впечатляющая прибыль, как мы ожидали, зато есть огромный потенциал для роста, есть место для мероприятий, конкурсов, фестивалей, тусовок - чего у других нет. Со временем дела у них пойдут лучше, чем у любой из нынешних точек Vape Studio.
Большой и важный вопрос - где, в какой части города, лучше всего открывать вейпшоп. В бизнес-центрах и торговых центрах заложены высокие риски: законодатели могут приравнять вейпшопы к точкам продаж сигарет и табачных изделий, и тогда вас могут запросто выселить. Скажут, что изменилась арендная политика. К тому же там обычно требуется вытяжка, сделать которую из-за конструктивных особенностей здания гораздо дороже, чем в отдельном магазине.
Лучше открываться на первой линии, желательно иметь панорамные окна, это снимет много вопросов по архитектуре и рекламе. Людям интересна тусовка возле магазина, нравится, когда красивые «жижки» подсвечиваются.
Основные факторы тут очевидны: проходимость и «магниты» - мы просим сделать замеры, смотрим «Яндекс.Карты» и Google Maps, отмечаем рядом торговые центры, кинотеатры, большие площади. Мы не рекомендуем цоколь - там продажи всегда на 30% ниже, чем на первом этаже.
Основные расходы на запуск вейпшопа Vape Studio: предоставление франшизы городу - 70 тысяч рублей; оформление торговой точки под фирменный стиль - от 350 до 500 тысяч рублей; первая закупка - 600 тысяч рублей
Такие вещи можно узнать только от местных франчайзи. Вообще на быстро растущем рынке не может быть универсальных правил. Возле той же «Аркады» есть, например, кофейня «Академия кофе». У них каждую минуту в кассу падает 200 рублей. Я бы не поверил, если бы сам не видел. Штука в том, что никакие «Яндекс.Карты» такого не покажут. Надо просто быть внимательным. Рынок вейпинга пока находится в стадии становления - и заработать может любой дурак. Вопрос в количестве денег.
Больше всего выручки приносят жидкости. Причём в регионах - только 30 мл, этого вейперу хватает на 4-5 дней. Люди не готовы переплачивать за опт, потому что ценообразование у поставщиков устроено дико неправильно. К тому же производители… Понимаете, ну не может жидкость 60 мл стоить в два раза дороже 30. Посмотрите, сколько стоит Coca-Cola литр и два, а эти просто умножают на два, и всё! Вот их уровень, они так видят этот бизнес.
Сейчас всё меняется, но когда мы начинали, 90% производителей не давали ничего - ни мерч, ни рекламу, ни наклеек. Большинство, по-моему, вообще не понимает, как работают продажи и как удерживать покупателя.Какие вкусы лучше расходятся: летом идут свежие вкусы, с кулером, типа жвачки Wrigley; зимой - вкусы с корицей, выпечкой, более тёплые. Мужчины однозначно потребляют больше.
В статье использованы фотографии Лены Франц.
Как заработать на роботах-промоутерах.
Перспективная бизнес-идея: школа бега.
Что такое витграсс и как на нём заработать.