Рубрики:

«Делай хорошо – и будет хорошо»: как вести бизнес в эпоху турбулентности и «чёрных лебедей»

Прочтёте за 4 мин.

«Транслировать команде спокойный вид, даже когда сам ни в чём не уверен – это лучшее, что может сделать предприниматель»

IT-инструменты, которые использует Леонид Хлебников

  • 1С:Бухгалтерия
  • Битрикс24
  • Mind24
  • Telegram
  • Youtube

Предприниматели из разных сфер бизнеса называют грядущий 2026 год самым сложным за последнее время. Рост налогового бремени, недоступность оборотных средств из-за высокой ставки, падение покупательной способности россиян, санкционное давление, удорожание логистики и многие другие негативные факторы не внушают оптимизма. О том, как фаундерам и руководителям компаний работать в следующем году, порталу Biz360.ru рассказал совладелец ГК «Вернисаж паркет» Леонид Хлебников. Думаем, что рекомендации предпринимателя из ниши напольных деревянных покрытий будут актуальны и для других сфер бизнеса.

Досье

Леонид Хлебников – совладелец группы компаний «Вернисаж паркет». Окончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. В компанию «Вернисаж паркет» пришёл более 25 лет назад как наёмный сотрудник, и, пройдя разные ступени карьерной лестницы, стал её совладельцем. Спикер деловых конференций, бизнес-наставник, организатор мероприятий, популяризирующих строительно-ремонтную индустрию («Чемпионат паркетчиков» и «Фестиваль плотников»). Путешественник и спортсмен-любитель: участник марафонов и восхождений на Белуху, Казбек, Эльбрус. Автор Telegram-канала «Принципы марафонца».

Леонид Хлебников – совладелец группы компаний «Вернисаж паркет»

Чистка рынка от некомпетентных игроков

Любая зона турбулентности – это чистка. Рынок избавляется от слабых игроков, которые не вкладываются в развитие самой ниши. А те, кто думает о долгосрочной перспективе, будут устойчиво двигаться дальше. 

Сиюминутных игроков на рынке пока много. Вместе с ними появляется всё больше предпринимателей, которые нацеливаются на работу вдолгую. Принцип «сегодня хапнул деньги, кое-как что-то сделал и убежал» отходит в прошлое. Каждый заказ должен работать на имя и репутацию, чтобы после него компания могла двигаться дальше и расти. 

Многие игроки осознают, что сами должны поучаствовать в оздоровлении рынка. Они стали намного чаще обращать внимание на стандарты, документацию, работать по нормам. Они поняли, что без этого теперь никак. Это один из самых больших прорывов 2025 года. И мне очень нравится, что наша компания «Вернисаж паркет» приняла в нём непосредственное участие. 

В последние два года мы активно проводили обучение мастеров по укладке паркетов из разных фирм на тему ГОСТов, стандартов, СНИПов. Мы сами разобрались в этих вопросах и щедро делимся информацией с нашими партнёрами и конкурентами. Нам выгоднее, чтобы наши конкуренты начали работать так же, как мы. Мы им помогаем двигаться вперёд и вместе развиваем нашу нишу. 

От этих изменений в конце концов выигрывают и клиенты. Я не люблю говорить, что клиент всегда прав. Но в любом случае клиента надо любить – он несёт деньги в наш бизнес. Поэтому мы должны думать над тем, чтобы клиенту было с нами хорошо, и он с удовольствием расставался со своими деньгами, обращаясь к нам. Нужно делать всё во благо клиента. Иначе он просто уйдёт. 

Клиенты требуют качества и эстетики

В непростые времена всегда происходит одна и та же ситуация. Бедные беднеют, богатые богатеют, средняя ниша вымывается. Многие представители среднего класса переходят в более доступный сегмент. 

В «верхнем» ценовом сегменте происходят серьёзные изменения. Раньше деньги тратились там бездумно: людям было в принципе неважно, сколько что стоит. Сейчас даже состоятельные клиенты хотят чётко понимать, какую ценность они получают за свои деньги. Поэтому у компании должна быть некая ценность и умение доносить её, то есть должен быть навык продаж. Нужно уметь продавать или учиться продавать – хочешь ты этого или нет. 

«Нижний» ценовой сегмент всегда был очень сложным для мастеров паркета, а сейчас – тем более. Потребители становятся ещё более требовательными, чем раньше. И поднять чек с такими клиентами будет очень тяжело. Поэтому компании, умеющие работать качественно, стараются переходить в премиальный сегмент. Это было всегда, но сейчас этот тренд особенно ощутим. Ожидания клиентов во всех ценовых категориях одинаково высокие, но в «премиуме» работать выгоднее. 

В сфере дизайна интерьеров происходит настоящий переворот. Раньше эта ниша всегда была связана с премиальным «статусным» сегментом. Сейчас она вышла в масс-маркет. Клиенты из абсолютно любой ниши уже не готовы жить в «бабушкиных» интерьерах. У людей появилась насмотренность (спасибо за это в том числе IKEA), а вместе с ней – запрос на красивый интерьер даже при минимальном бюджете. И рынок начинает на него откликаться. 

На Московской неделе интерьера и дизайна-2025 я видел красиво выглядящие интерьеры для «массового» покупателя. Да, они сделаны из откровенно дешёвых материалов типа пластика и синтетики. Но, на мой взгляд, этот первый шаг дизайна интерьеров в сторону доступности очень важен. 

Наличие склада – преимущество

Международная логистика по-прежнему остаётся непредсказуемой, как и все последние годы. Мы никогда не знаем, что будет в следующей поставке, и как долго она будет идти. 

Лично нам помогает то, что у нас очень строго выстроена система учёта. А на случай неожиданного срыва поставок есть «страховка» в виде большого склада. Товар на полке – это ликвидный актив, который позволяет чувствовать себя спокойно. И компании, которые вкладывают средства в свой собственный склад, имеют конкурентное преимущество. 

Импортозамещение в ущерб качеству

Ниша напольных покрытий (в частности, паркета) всегда была очень консервативной. В России она существует уже более 30 лет. И новому производителю, тем более российскому, было очень сложно сюда пробиться. Раньше основную часть рынка занимали западные бренды, а к российским производителям клиенты относились с явным предубеждением. 

После ухода европейских брендов с российского рынка ниша напольных покрытий опустела. Но ненадолго. Теперь здесь множество новых игроков. Большинство из них активно вкладываются в маркетинг и не думают о качестве. Для них сейчас важнее продвижение – им надо быстро занять место на рынке. 

В результате ниша наполняется откровенным мусором. И страдают от этого как конечные клиенты, так и честные производителя, а также подрядчики. Клиент получает плохой продукт, в итоге негатив распространяется на всю нишу. Нам говорят: «Я хотел деревянные полы, но теперь просто боюсь вкладывать в них деньги. Здесь нет нормальных мастеров, я уже несколько раз обжёгся». Когда кто-то из конкурентов делает свою работу некачественно – общий объём ниши уменьшается, и все остальные игроки тоже теряют в возможном доходе. 

Притока специалистов не ожидается

С персоналом в нашей нише пока непонятная история. Принято считать, что искусственный интеллект якобы выбросит на рынок труда много людей. Но даже если это так – компании избавятся от самых отстающих сотрудников. И на рынок труда выйдут далеко не лучшие кадры. 

Мы себе создаём иллюзию, что сейчас наконец-то появятся люди. Но появятся те, кто никому не нужен, потому что любой нормальный бизнес никогда не отдаст ценного специалиста. 

Рекомендации предпринимателям, как работать в 2026 году

  • Сохранять спокойствие. Выглядит на первый взгляд нереально, но этот навык тоже нарабатывается. Для этого есть много разных техник и способов. Например, если у вас, как у фаундера, уже ни на что не хватает сил – просто забейте на всё и сходите в баню. 

    Вложитесь в главный ресурс вашего бизнеса – в себя. Ваша команда всегда будет смотреть на вас. Что бы ни происходило на рынке или внутри вашего бизнеса, команда будет узнавать о новостях именно по вашему поведению. Транслировать команде спокойный вид, даже когда сам ни в чём не уверен – это лучшее, что может сделать в такой момент предприниматель. 

  • Работать над системностью в бизнесе. Именно этим я занимаюсь уже достаточно давно. Я два года назад начал внедрение CRM-системы, сейчас выстраиваю работу в ней отдела развития и отдела продаж. И мне это очень нравится. Бизнес вдолгую – обязательно система. А в периоды турбулентности это особенно важно. 

  • «Делай хорошо – и будет хорошо». Мы уже привыкли, что сами не знаем, какой будет каждый следующий год. «Чёрные лебеди» повсюду, это теперь норма. И нам надо быть готовым ко всему. Но во всех сложных ситуациях мне всегда помогает простое правило – «Делай хорошо – и будет хорошо». Именно об этом говорит весь мой предпринимательский опыт. Все кризисы и сложные ситуации мы преодолевали только правильными действиями. Старались не распыляться на эмоции, а честно выполняли свою работу. 

  • Идти шаг за шагом. Каждый день делать что-то полезное для бизнеса и идти к своим целям. Такой образ действий на самом деле помогает отвлечься от стресса и забыть о негативном «внешнем фоне». А это самое лучшее, что может быть в такой ситуации. Можно весь день нервничать и переживать – а можно потратить день с пользой и в конце дня поставить галочку: ещё одно маленькое дело сделано. Это даёт уверенность, которую потом можно транслировать своей команде. 

  • Выстраивать партнёрство с поставщиками и конкурентами. Раньше каждый полагал, что бизнес – это конкурентная борьба. Сейчас рынок здоровеет. Все начинают понимать, что бизнес – это нормальные, честные отношения, в том числе и с конкурентами. Цели у нас общие, мы будем вынуждены объединяться, и это очень хорошо. Хотя бы просто начните общаться с другими участниками рынка, подзарядитесь от них. Увидите негативный опыт – сделайте лучше конкурентов, а позитивный опыт попробуйте «переложить» на себя. 

  • Осознанность и ответственность. Бизнес «вдолгую» требует здорового климата. В первую очередь он основывается на уважении к поставщикам, клиентам, конкурентам, команде. Для многих это стало гораздо ценнее того, чтобы заработать как можно больше сегодня, не думая о будущем. 

    Рынок уже отходит от менталитета 90-х. Если вы работаете с поставщиком – это не значит, что из него нужно отжать всё по максимуму. С ним надо построить долгие здоровые отношения. То же самое относится к команде. Я вкладываюсь в людей, потому что тоже хочу работать с ними долго. В результате получится win-win для всех сторон: для клиента, поставщика, команды и вас. 

  • Учиться новому. Мы вынуждены строить бизнес при постоянно меняющихся правилах игры. Сегодня мы играем в шахматы, а завтра вдруг узнаём, что предстоит играть в нарды. А как в них играют, какие там правила? Чёрт его знает, но мы обязательно разберёмся. Такая готовность к изменениям – обязательная часть сегодняшнего бизнеса.

Леонид Хлебников – совладелец группы компаний «Вернисаж паркет»

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».

24 декабря 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов