Рынок бизнес-мероприятий существенно менялся последние 10 лет, но особенно ощутимо – в пандемию коронавируса и в 2022 году. Часть отраслевых и деловых мероприятий были отменены или перенесены на неопределённый срок, часть – трансформированы в онлайн-формат. Портал Biz360.ru пообщался с экспертами индустрии и узнал, какие спикеры востребованы сейчас рынком и как предпринимателям выступать на конференциях.
Татьяна Винокурова,
президент Ассоциации спикеров Санкт-Петербурга
Изменения, произошедшие на рынке бизнес-ивентов в последний год, коснулись как форматов мероприятий, так и форматов выступлений. Организаторы деловых ивентов взяли курс на проведение цепочки мероприятий: то есть вместо одного-двух дней интенсива – постепенное развитие от онлайн-вебинаров до итогового очного закрывающего события.
Что касается программы, то чаще вместо сольных выступлений спикеров привлекают в совместные деловые дискуссии. Важно не только получить опыт одного эксперта, а ещё и взглянуть на проблему с разных сторон.
Сегодня рынку деловых мероприятий требуются новые лица, новые спикеры-звёзды, спикеры-практики. Как и прежде, главное требование – это твёрдая экспертиза. Аудитория и организаторы уже «наелись» в 2015-2018 годах супер-коучей, «успешного успеха» и т.д. Интересен реальный опыт, качественная методология, меньше шоу-эффекта – больше реальной пользы.
Предпринимателям, которые хотят стать спикером какого-либо мероприятия, стоит ориентироваться на стратегию маленьких шагов и двигаться поступательно.
В первую очередь, нужно сформировать собственную ценность – позиционирование опыта и экспертизы. Стоит упаковать эту информацию в спикер-резюме и подавать её на все релевантные площадки. Это могут быть небольшие локальные бизнес-клубы, центры поддержки предпринимательства, конференции, форумы. Не спешите соглашаться на платные выступления. Существует множество площадок, где спикеров приглашают на некоммерческой основе или за технический гонорар. С накоплением опыта можно претендовать и на существенные гонорары.
Путь спикера – это игра вдолгую. На этом пути преимущество у экспертов с опытом и тех, кто не стремится заработать на публичных выступлениях. Необходимо тщательно подходить к выбору площадок. Стоит обращать внимание на соседей по сцене: заранее анализировать подборку спикеров в программе мероприятия, чтобы не оказаться среди сомнительных персон без бизнеса и опыта.
Для исключения выгорания из-за публичных выступлений рекомендую определить оптимальную динамику участия в мероприятиях. Некоторые эксперты могут выступать четыре раза в неделю, для кого-то комфортный режим – два раза в месяц.
Григорий Соловьёв,
организатор конференций TEDx в Санкт-Петербурге
Главный тренд рынка бизнес-ивентов, который я вижу за последние несколько лет – это высокая неопределённость. Из-за неё мероприятия могут неожиданно отменяться или коренным образом видоизменяться. Цикл реальной подготовки к ивентам сильно сократился – то, что раньше делалось три-четыре месяца, сейчас делается за один.
Второй тренд, который подарила нам пандемия – толерантность к онлайну. Сейчас, как минимум, все понимают, что это такое и как это может работать. С другой стороны, если мероприятие можно провести офлайн, многие предпочитают этот формат, так как у онлайна есть свои слабые стороны.
Ещё один тренд – появление и развитие общества «Знание», которое постепенно забирает под себя всё большую часть просветительской деятельности.
Как и всегда, рынку нужны спикеры, которые могут дать могут быть реально полезными аудитории. Предпринимателям, которые задумываются о публичных выступлениях, нужно иметь свой хорошо оформленный джентльменский набор спикера: медиакит с фотографиями, видео и регалиями, а также список тем и форматов, которые он может предложить.
Далее надо мониторить планирующиеся конференции и системно писать предложения организаторам. Кто-то не ответит, кто-то ответит и попросит денег за выступление, а кто-то с удовольствием включит в свой список выступающих. На моменте предложения нужно быть готовым к адаптации своего выступления под специфику конкретного мероприятия. Важно помнить, что никто не любит, когда со сцены что-то продают. Выступление спикера всегда должно нести ценность и показывать его экспертность.
Тимур Асланов,
основатель компании «Имидж-Медиа events»
Рынок бизнес-ивентов за последний год, на мой взгляд, изменился не сильно. Люди за время пандемии настолько изголодались по живым мероприятиям, что по-прежнему с большой радостью приезжают на конференции и семинары, общаются, занимаются нетворкингом, обмениваются опытом.
События прошлого года, приведшие к блокировкам и запретам некоторых соцсетей и фактическому исчезновению такого инструмента как таргетинг, безусловно, осложнили жизнь организаторов мероприятий. У них существенно уменьшилось количество эффективных каналов для продвижения.
В целом спрос на ивенты продолжает расти. Увеличивается количество спикеров во всех отраслях. Индустрия развивается и будет развиваться дальше. Потому что деловые и отраслевые события – очень эффективный канал получения актуальной профессиональной информации.
Я организовываю и провожу в год около десяти больших деловых конференций и десятка два мероприятий поменьше. Именно поэтому активно мониторю рынок спикеров и всегда ищу интересных докладчиков. Исходя из своего опыта и организатора и спикера (сам тоже выступаю активно по всей стране на разных ивентах), могу сказать, какие спикеры интересны. И как стать тем, кого захотят звать на выступления.
Конечно, личный бренд и известность спикера играют важнейшую роль. Каждому организатору интереснее спикер, чье имя на слуху. Тогда он сам по себе продвигает мероприятие, а не только мероприятие – спикера. На известных спикеров идут участники, покупают билеты, рассказывают о них в соцсетях.
Если раскрученного имени у предпринимателя нет, это не значит, что он не попадёт ко мне на мероприятие в качестве докладчика. Ему просто нужно грамотно себя презентовать. А с этим у многих серьезные проблемы. Нужно сделать пресс-кит, в котором должно быть отражено несколько ключевых моментов:
-
Ваша экспертность в конкретных темах. Не просто заявить, что вы эксперт, а подтвердить доказательствами – дипломы, отзывы, профессиональные награды, результаты клиентов и т.д.
-
Ваши навыки и опыт публичных выступлений: на каких мероприятиях уже выступали, отзывы организаторов, а самое лучшее – ссылки на видео ваших выступлений.
Важный момент, которым многие пренебрегают: когда пишете организаторам конференции, посмотрите, какое мероприятие они проводят, как заявлена его тема и кто целевая аудитория. И делайте конкретное предложение уже с вариантами темы вашего доклада, которые впишутся в концепцию конференции. Никто не будет рассматривать абстрактные предложения из серии «я хороший спикер, имейте меня ввиду, когда будете проводить свои мероприятия».
Если вы заявляетесь, например, на мою конференцию по digital-маркетингу, а в предложенных темах у вас мотивация персонала или управление отделом продаж, я воспринимаю вас как спамера. Удаляю письмо и больше от вас ничего не открою, так как вы напрасно потратили моё время.
Дарья Островская,
директор Выставочного научно-исследовательского центра R&C
По итогам 2021 года событийная индустрия России начала достаточно успешно восстанавливаться после ковидных ограничений. Объём выручки компаний вырос на 40% относительно 2020 года, увеличилось количество игроков.
Источник: ВНИЦ R&C
Однако в 2022 году событийная индустрия столкнулась с новыми вызовами, среди которых можно выделить:
-
сокращение количества иностранных участников мероприятий, проводимых в России;
-
отказ от проведения международных мероприятий в России;
-
уход зарубежных организаторов выставок с российского событийного рынка;
-
запрет российским компаниям участвовать в деловых мероприятиях на территории ряда зарубежных стран.
Тем не менее, эти сложности оказали меньшее негативное влияние на развитие индустрии, чем ожидалось изначально. Отрасль быстро адаптировалась к новым условиям.
По итогам 2022 года сформировались следующие тренды развития индустрии, которые будут актуальны и в 2023 году:
-
Ориентация на внутренний рынок: развитие проектов по импортозамещению, в том числе «якорных» проектов в регионах
-
Переориентация на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, страны Ближнего Востока, а также страны ЕАЭС.
-
Стратегия устойчивого развития и ESG-принципы как дополнительное конкурентное преимущество в борьбе за деловых туристов и мероприятия.
-
Усиление роли отраслевых ассоциаций.
-
Инвестиции в региональную событийную инфраструктуру.
До сих пор востребованы вдохновляющие спикеры формата «успешного успеха», но всё же тренд сместился в сторону практиков с подтверждённым опытом. Мы видим, что участников мероприятий больше интересуют выступления, в которых они могут найти чёткие ответы на конкретные, а иногда даже узкоспециализированные вопросы.
Популярностью пользуются сессии, где спикеры делятся практическим опытом. На Евразийском Ивент-форуме (EFEA) большой интерес вызывали эксперты из смежных отраслей – психологи (особенно в части корпоративного управления) и юристы.
Появляется больше интересных спикеров, представляющих организации и проекты из регионов. В целом по итогам 2022 года мы наблюдаем рост активности на событийных рынках во многих регионах нашей страны.
Организаторы мероприятий делают ставку на спикеров, которые будут интересны и полезны аудитории своим опытом и знаниями. Спикеры тоже подходят к выбору мероприятий со своими критериями. В первую очередь, речь идёт о продвижении экспертизы выступающего в какой-то области, продвижении и развитии его проектов и т.д.
Чтобы спикеру быть востребованным, нужно обладать некоторыми качествами. Я для себя сформировала SMART-стратегию:
-
S (specific) – быть профессионалом и прокачивать свои компетенции в определённых темах для выступления, не рассказывать всем обо всём.
-
M (measurable) – быть конкретным и чётким в изложении, развивать навыки публичных выступлений и подготовки презентаций.
-
A (approach) – быть на связи со слушателями не только во время мероприятия, но и вне его: через соцсети, блоги, личный сайт и т.д. Не забывать присылать материалы и презентации, которые обещаешь по итогам выступления.
-
R (relevant) – оставаться в рынке и быть актуальным, говорить о том, что сейчас интересует аудиторию.
-
T (time-respect) – относиться с уважением к своему времени и времени организаторов и участников мероприятия, соблюдать регламент выступления.
Ирина Сальникова,
директор бизнес-академии Smart Team
В прошлом году на событийном рынке в России появилось большое количество мероприятий, форумов, тренингов, которые субсидируются образовательными компаниями, правительством, общественными организациями. Как пример: специальные форумы для женщин-лидеров, форумы про финансовую грамотность и прочее.
Возрос спрос на спикеров по темам финансовой грамотности, профориентации, мягким навыкам. У спикеров появилось больше возможностей выступать перед людьми из разных городов России, которые, например, учатся в крупных онлайн-школах.
Если мы говорим про востребованные темы выступлений, то они следующие:
-
эмоциональный интеллект;
-
антихрупкость;
-
управление энергией лидера и команды;
-
умение жить в турбулентном мире;
-
стрессоустойчивость;
-
умение решать конфликтные ситуации и договариваться;
-
личный бренд;
-
продажи;
-
наставничество;
-
финансовая грамотность;
-
как найти себя – профориентация и для подростков и взрослых;
-
переход из офлайна в онлайн.
Крайне популярна тема эмоционального выгорания сотрудников. Из-за ухода многих зарубежных игроков некоторые российские компании растут стремительными темпами. Их сотрудники испытывают действительно огромные перегрузки и в физическом плане, и в эмоциональном.
Если говорить о востребованных спикерах, то они сегодня должны обладать следующими качествами:
-
Умение соединить пользу и развлечение. Выступление спикера не должно быть в формате «бу-бу-бу», голых фактов и цифр, перечитывания слайдов со сцены. Предпочтителен формат, когда спикер даёт аудитории определённую пользу, чёткую конкретную информацию, успешный опыт, а также рассказывает про ошибки и провалы. Это порой гораздо ценнее, чем рекомендации «как надо делать». Аудитория точно запомнит как «не надо» и яркую историю из жизни эксперта.
-
Вовлечение аудитории в некие необычные демонстрации. Например, для демонстрации скоротечности нашей жизни спикер использует сантиметровую ленту. Он берет ножницы и отрезает года (количество сантиметров), которые уже прожили, а также год, начиная с которого человек не может вести активную жизнь. В итоге остается небольшой отрезок сантиметровой ленты – то есть жизни, когда уже нечего ждать, а надо действовать.
-
Понимание, что главный герой в аудитории – это ЗРИТЕЛЬ, а не спикер.
Спикеру, чтобы быть заметным для организаторов мероприятий, необходимо грамотно вести свои социальные сети. Это нужно, чтобы его можно было найти.
Важно иметь портфолио, чтобы оперативно отправить информацию о себе организаторам. Это может быть хорошо подготовленный и красиво оформленный медиакит, где представлены регалии и фотографии спикера, темы выступлений и отзывы. Подойдет и pdf-файл, где вся эта информация аккуратно и красиво написана.
Обязательно нужно иметь наготове в отличном качестве на диске несколько фотографий разного формата: цветные, чёрно-белые, портрет, фото с выступления (желательно быть на фоне большой аудитории с микрофоном).
Должны быть и примеры выступлений. Стоит записывать их, даже если речь про онлайн-формат. Пусть на ролике будет только «говорящая голова», тем не менее, станет понятно:
-
как спикер говорит;
-
какова структура его речи;
-
есть ли у него своя «изюминка»;
-
как он умеет держаться перед камерой.
Важно участвовать в профессиональных сообществах спикеров, бизнес-тренеров. Их активных участников знают и рекомендуют друг другу. Также важно периодически принимать участие в профессиональных рейтингах, конкурсах, баттлах, премиях. Победа в них повышает ценность личного бренда спикера.
Хороший способ для спикера продвинуть свою экспертность – написать и издать книгу. Безусловно, это целый бизнес-проект. Однако это то, что поможет позиционированию и продвижению.
Всё больше пользуются спросом спикеры с твёрдыми навыками, реальным опытом. И этот факт открывает дорогу к статусу спикеров опытным специалистам из совершенно разных сфер. Например, у меня есть коллега Сергей Рязанский – первый в мире учёный, который был командиром космического корабля. Сейчас он стремительно развивает карьеру мотивационного спикера.
Автор – Наталия Ростова, PR-агентство Mediacom.Expert
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».