«Мы делаем шляпки. Шляпки ручной работы. Нам часто говорят, что наши шляпки не хочется снимать и что они делают их обладательниц счастливыми. После таких слов хочется творить и творить. Творить и вытворять!», - говорят Ольга Хорошилова и Наталья Сердобова, основатели бренда Nezabudka-hats, в рамках которого выпускают оригинальные головные уборы и аксессуары. О том, за три года с нуля раскрутить шляпный бренд, порталу Biz360.ru рассказала одна из участниц арт-дуэта Nezabudka-hats Ольга Хорошилова.
Ольга Хорошилова и Наталья Сердобова, предприниматели из Москвы, основатели бренда шляп и «цветочных» аксессуаров
Nezabudka-hats. Ольге 45 лет, по образованию экономист (окончила Российский экономический университет им. Плеханова), работает заместителем замдиректора крупной торговой компании. Наталье 43 года, по образованию инженер-экономист (окончила Экономико-статистический институт), работает в IT-департаменте крупного банка.
Я всегда занималась творчеством: шить, вязать, дверь красиво покрасить - это моё! А Наташа всю жизнь великолепно рисовала. Мы познакомились 20 лет назад. Я искала на сайте попутчиков компанию для поездки в Турцию. Собралось 13 незнакомых друг с другом людей. Мы отлично отдохнули, а с Натальей продолжили общаться и после отпуска. Потом, с разницей в два месяца, родились наши сыновья, которые тоже дружат.
Наш творческий дуэт вырос из… цветка ириса! Я мечтала заняться цветоделием и однажды подруга подарила мне шёлковый цветок, который сделала сама. Я тут же по её следам пошла на курсы. А в день рождения преподнесла Наташе ирис, созданный мной. Она - мне: «Оля, боже, где ты взяла такую красоту?!» «Да я сама его сделала!» Наташа загорелась и говорит: «Я тоже хочу!» И пошло дело.
Сначала мы создавали только украшения из цветов - броши, ободки и венки для волос, заколки - и раздаривали их. Когда набралась критическая масса, муж сказал: «Оль, то что ты делаешь, надо показывать людям». Я всё ещё сомневалась. Но как-то, блуждая по интернету, наткнулась на конкурс рукодельных вещиц в Праге и рискнула - отправила фото своего же свадебного венка. Неожиданно для себя в номинации «рукодельное творчество» я заняла второе место! И поняла, что мне, действительно, есть что показать, и можно нести своё творчество в массы, а не только друзьям и знакомым.
Название нашего бренда появилось спонтанно. Нужно было срочно назвать мужу по телефону имя для интернет-домена. Я выпалила: «Ромашка что ли?». «Ой, ромашка занята». «Ну, незабудка». «Тоже занято!». «Тогда Nezabudka-hats». Считается по всем канонам, что с частицей «не» названия лучше не использовать. Но с незабудкой - другое дело! Как на проекте «Подиум», на который я попала в прошлом году, мне говорили: «Незабудка - хрен забудешь!»
В 2014 году мы впервые стали участниками профессиональной свадебной выставки Wedding Fashion Moscow, с неё началось, как мы считаем, наше профессиональное продвижение и продажи. Но цветам ручной работы объективно мало места в традиционных областях применения - в виде брошек, ободков, венков. Наши цветы требовали яркого обрамления. Таким образом, через год мы пришли к изготовлению головных уборов - классических шляп, которые мы дополняли цветами.
Мы с Наташей отправились на шляпные курсы, в том числе - по каркасным шляпкам. В августе 2015-го выставили первую шляпную коллекцию на благотворительном мероприятии в Завидово, куда нас пригласили. Потом были модные показы в Манеже, Гостином дворе, на Moscow Fashion Week, а также дизайнерские конкурсы, совместные показы с известными брендами одежды.
За три с половиной года наш арт-дуэт стал узнаваем, а шляпки высоко оценили не только клиенты, но и профессионалы, присудив нам титул «Лучшие шляпницы России-2017» на конкурсе мастеров головных уборов. В 2017-м и 2018-м со своими коллекциями мы участвовали в конкурсных показах на CHAPEAU - крупнейшей международной специализированной выставке головных уборов, одежды и аксессуаров, а с 2017 года состоим в организации «Деловые женщины России».
Да, для этого приходилось много работать, спать по два-три часа в сутки, оказываться за один вечер в двух местах. Но наш девиз - не останавливаться! Как сказала Алиса в Стране чудес: «Чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать, а чтобы хоть немного продвинуться, нужно бежать в два раза быстрее».
Мы не останавливаемся на достигнутом, а обучаемся новым техникам и технологиям, которые могут пригодиться в шляпном искусстве: так, недавно Наташа пошла учиться на курс «Дизайн украшений», а я - на проект «Подиум» придумывать и шить одежду. До этого я прошла обучение в Париже во Французской высшей школе искусств и технологий ESMOD.
Мы создаём шляпы на любой вкус: летние и зимние, на выход и повседневные, а также шляпки для скачек и карнавальные головные уборы. Делаем шляпы и для других особых случаев. Например, к нам обращаются из театров. Так, для спектакля «Маленький принц» мы сшили воротник-розу для одной из главных героинь - Розы: он, точно цветок, то распускался, то закрывался.
Также в нашем ассортименте - всевозможные украшения из цветов: цветочные заколки, повязки, венки, косынки, ободки на каждый день из тончайшей итальянской кожи, цветочные аксессуары из шёлка, льна и кружев, джинсовые цветы-броши, которые можно заколоть на лацкан пиджака, прикрепить к поясу или украсить ими сумочку.
Для фирм-оптовиков мы разрабатываем дизайнерские воротники в дополнение к одежде, которые можно пристёгивать при необходимости.
Цены на наши украшения и аксессуары - от 3000 рублей. Повседневные велюровые шляпки - от 5000 рублей, шляпки для скачек - от 25000 рублей, так как это всегда индивидуальный заказ, в единственном экземпляре, под конкретного человека, образ и характер. Очень кропотливая, дорогостоящая работа.
Кстати, в прошлом году на скачках «Гран-При радио Монте-Карло-2018» в Москве наша шляпка с бабочками на Анне Зайкинс заняла первое место. Часто такие головные уборы и тематические шляпки, как например, «Шляпа-клетка» берут в прокат или для фотосессий. Аренда стоит от 1000 до 3000 рублей.
Наши шляпки продавали на благотворительном аукционе - в пользу одного из детских фондов. Перед Новым годом попросили тематические головные уборы для фотосессии в детском онкоцентре, мы отобрали шляпу-часы «Время течёт» и шляпу «Алые паруса», чтобы было интереснее. Мы всегда хотели участвовать в благотворительности, и помогаем доступными нам способами.
В месяц наш шляпно-«цветочный» бизнес приносит от 50 000 до 300 000 рублей (при условии оптового заказа).
Наша аудитория очень разная - от самых обычных женщин, которые хотят быть элегантными, до влиятельных и звёздных клиентов. Наши шляпки, например, носят писатель и журналист Наталья Толстая, певицы Афина и Алиса Мон.
У нас можно купить то, что есть в наличии, но чаще всего мы работаем под заказ. Например, просят придумать шляпку к вечернему наряду или повторить понравившуюся модель в другом цвете, с другими деталями и декором.
Шляпный рынок подвержен сезонному спросу. Летом востребованы лёгкие головные уборы, зимой - тёплые, меховые. Хотя круглогодично мы делаем на любой сезон – кто-то и в зимний период едет на море, а как же без летней шляпы?
Резко возрастает спрос на необычные шляпки перед сезоном скачек. Мы отправляли шляпки для скачек даже в Австралию! Есть постоянная любимая клиентка, которая живёт в Каннах, и я даже точно не знают, сколько у неё наших шляпок! В Германии, Италии гуляют в наших шляпах. А цветы у нас заказывают из Англии - знаем, что их используют британские шляпницы в своих изделиях.
А вот классические мужские шляпы мы не делаем, это только в планах.
Для хорошей шляпки нужна качественная болванка – основа, на которую натягивается полуфабрикат и впоследствии формуется шляпа. Хороших болванщиков в России очень мало, и к ним очередь. А для каждой новой придуманной шляпки приходится заказывать новые болванки, и это весьма недёшево.
Однажды мне муж помогал тянуть шляпу из фетра на деревянную болванку, рука у него соскользнула - и тут же вскочила огромная водяная мозоль. А сколько ожогов, когда делаешь миллион лепестков для цветков с помощью паяльника! Это непростой труд.
Как-то мы делали к новогодним праздникам для фармацевтической компании красные шёлковые анемоны, заказали аж 462 штуки. Вся ёлка была увешана анемонами, чтобы те не помялись. Каждый день в течение трёх недель мы их кропотливо мастерили. Сейчас, если большой заказ, то вырезать и обрабатывать цветки мы нанимаем людей или привлекаем родственников.
Шляпный рынок в России только начинает своё возрождение, поэтому в нашей стране очень трудно найти необходимые правильные материалы и инструменты, которые давно выпускаются во Франции, Англии, Испании. Нам же зачастую приходится использовать подручные средства. Для необычных форм и каркасов строительные магазины нам в помощь - это клондайк для фантазийных головных уборов.
Только сейчас начинают появляться фирмы (но их ещё мало), которые привозят шляпные полуфабрикаты - фетр, велюр, соломку. Мы чаще всего работаем с качественным велюром чешской фирмы «Тонак». А специфические вещи всё ещё приходится заказывать за границей.
Это всё следствие того, что в 30-е годы XX века шляпная культура в России просто исчезла. Тогда частные шляпные ателье закрылись, а шляпная индустрия стала массовым безликим производством. Советская действительность не приветствовала желание выделяться из толпы - все должны были быть одинаковыми, серыми и унылыми. Оставались, конечно, женщины, которые даже тогда не позволяли себе выйти из дома без шляпки. Такими были, например, обе бабушки Наташи. Но таких были единицы.
Сейчас начала возвращаться шляпная мода, и женщины снова стали носить не только вечерние, но и повседневные шляпы. Это вселяет оптимизм. Я тоже ношу свои шляпки, но как только надеваю новую, с меня её тут же и покупают. Это сначала вызывало у нас удивление, потом смех, а потом перешло в закономерность.
Мы все делаем сами: и придумываем модели, и шьём, и материалы заказываем, и бренд продвигаем, и бухгалтерию с сайтом и соцсетями ведём. Работаем дома, но мечтаем о мастерской-шоу-руме - уже назрела такая необходимость.
У проекта есть сайт, аккаунт в Instagram, через который приходит основная масса клиентов, группа в Facebook, Twitter, а также страничка на «Ярмарке мастеров». Отлично работает сарафанное радио.
О нас также активно пишут журналы - Clio, Paradise, Seven, Life, Memoriesse, были публикации и в иностранных изданиях, например, в английском специализированном журнале Hats. Иногда журналы просят прислать фотографии из нашего архива, но часто сами проводят тематические фотосессии, и тогда наш фотобанк пополняется красивыми стильными фотографиями. Однажды мне позвонили из журнала и говорят: у нас будет подводная съёмка, и ради удачной фотосессии я всю ночь создавала цветы , которые бы выдержали такие условия.
На рекламу мы деньги не тратим - у нас слишком узкая специализация и индивидуальные вещи. В нашем случае «выстреливают» блогеры в Instagram, но не звёздные, с «накрученными» подписчиками, а увлечённые люди, ценящие стиль и красоту, они пишут о нашем творчестве с удовольствием.
Мы несколько раз сдавали на реализацию шляпы в шоу-румы и большие магазины. Какие-то из них закрылись или переехали в не очень удобное место, другие остались, и там всё ещё можно увидеть наши шляпы. Но каждый раз, когда шляпы возвращаются из магазина, процентов 20 нужно реанимировать.
Авторская шляпка – хрупкое произведение, её необходимо бережно хранить в индивидуальной шляпной коробке, а при транспортировке их швыряют или складывают друг в друга, трамбуя. Поэтому мы, как и многие мастера, приходим к тому, что продаём свои изделия сами - на выставках или через интернет. Отправляем шляпки транспортными компаниями, курьером.
Сейчас мы думаем над созданием новой шляпной коробки, но не обычной, а чтобы она ещё умела складываться, если в ней нет шляпы, и она не занимала бы место.
Мода, как и искусство, - вечна. Маленькое чёрное платье Шанель - тому подтверждение. И со шляпкой так же. Черная «таблетка» с вуалью всегда будет в моде.
Я не слежу за новомодными тенденциями, иначе не придумаю ничего нового. На проекте «Подиум» мне часто ставили в упрёк: ты не знаешь тренды! Да, это так. Я смотрю на моду как на искусство. Если только и делать, что следить за чужими работами, то не создашь ничего своего, зато возрастёт риск копирования.
Конечно, мы ходим с Наташей на специализированные выставки. Самое большое впечатление произвела выставка Филипа Трейси, он делает великие вещи. Но я всё время хочу придумывать, а не повторять за модой.
Два года назад картузы вошли в моду и их стали делать все повсеместно, а я не люблю их, не лежит душа. И вместо слепого следования новой тенденции, я придумала модную будённовку. Вроде бы грубый военный головной убор, но у нас она розовая, с кружевом, со звездой из жемчуга - это такое невероятное сочетание несочетаемого!
К будённовке подтянулись гламурная ушанка из яркого цветного велюра и стилизованная пилотка со звездой-брошью - очень оригинальные и привлекательные. Так родилась капсульная коллекция в русском стиле, показ которой шёл под песню «Катюша».
Шляпных дел мастеров в России мало. Конечно, не единицы, возможно, около ста человек, поэтому схожие идеи приходят в голову разным мастерам. Ведь даже радио изобрели два человека одновременно. Вот я придумала воротник-розу, смотрю - у другого дизайнера появилось нечто подобное.
Когда делаешь шляпы на стандартной болванке, они выходят в чём-то похожими друг на друга, хотя каждая с узнаваемым почерком автора. Это только когда творишь в стиле millinery - головной убор полностью авторская разработка, потому что создаётся индивидуально для каждого заказчика.
Я сделала шляпу с молнией три года назад. Сейчас вижу у Филипа Трейси шляпу с молнией. Он что, у меня подсмотрел идею? Нет, конечно! Просто идеи лежат на поверхности, вопрос только в том, кто первый их реализует. Для того, чтобы не повторяться и не повторять, и нужно придумывать что-то новое постоянно. У меня всегда рядом блокнот и ручка, и когда мысль интересная приходит, я тут же её записываю, а потом уже долго думаю над ней.
Я помню 2006 год, когда я бежала к телевизору смотреть американский проект «Подиум». Как же я хотела там оказаться! И вдруг летом прошлого года я искала репортаж со скачек, где наша шляпка заняла первое место, и наткнулась на кастинг российского проекта «Подиум». Заполнила анкету, отправила - и думать забыла.
Через какое-то время - звонок: «Приходите на собеседование». Потом - на кастинг. А я шить только на себя и умею. У меня нет даже профессиональных «корочек», у меня диплом экономиста! Но жизнь не зря предоставляет возможности. Ты либо боишься, но хватаешься за шанс, либо продолжаешь плыть по течению. Выход из зоны комфорта - всегда стресс, но на пути истинной мечты нет места для непреодолимых преград.
Проект «Подиум» стал прорывом для меня. Вокруг молодые, талантливые ребята, совсем другое поколение: они смелые, думают иначе, рискуют, дают огромный заряд энергии, азарта. Я называла их «мои молодильные яблочки». Вот часто говорят - 45 лет, начинать что-то новое поздно. Но я в 42 начала шляпы делать! Никогда ничего не поздно.
Проект подарил мне невероятную уверенность в себе, понимание того, что я умею делать то, что дано не каждому профессионалу. Конечно, в рамках проекта я и сама без шляпки не выходила, и мои модели при любой возможности щеголяли то козырьком, то вуалеткой, то капюшоном.
В наших ближайших планах - воплощение новой коллекции. Сначала хотели делать её только шляпной, но после моего участия в проекте «Подиум» поняли, что хотим добавить одежду и украшения. Это будет коллекция-трансформер, коммерческая, очень носибельная, в которой будут многофункциональные, взаимозаменяемые вещи.
…Без творчества мне даже дышать трудно. Красота, искусство - как глоток свежего воздуха. Это благодарность своей душе, которую услышали и начали творить. Нас всегда учили быть скромными, не выделяться. Но творческую натуру никуда не задвинуть.
Даже в школу я не хотела ходить в обычной форме, а шила её сама - из папиной парадной формы летчика: юбка и жилетка были, как полагается, синие, но зато отличались кроем, деталями. После школы я не хотела идти в институт, мечтала работать парикмахером - к моде, кстати, это самый быстрый путь. Но родители сказали: «Не надо, Оля, у тебя аллергия».
Если бы я пошла путём, который уже тогда чувствовала, я бы гораздо раньше пришла к шляпам. А так пришлось сделать большой крюк. Путь получился витиеватым, но я нисколько не жалею и благодарна за все встречи, что случились в жизни, бизнесе и творчестве.
Читайте также:
Лица и маски: как создаются коллекционные украшения ручной работы.
51 лайфхак фэшн-бизнеса: что нужно иметь в виду дизайнеру-предпринимателю.
«Своё производство было ошибкой»: почему был продан бренд Nordwestfur.