Десять лет в онлайне: как центр обучения интернет-профессиям чувствует себя в кризис

Прочтёте за 4 мин.

«Конкуренция на нашем рынке вырастет. Но и спрос тоже»

IT-инструменты, которые использует Наталья Одегова

  • Getcourse
  • Zoom
  • Activeusers

Во время кризиса многие компании перешли на удалёнку и мучительно пытаются хотя бы часть выручки зарабатывать в онлайне. И в этой ситуации преимущество получили те, кто уже давно работает дистанционно и продаёт в интернете. Одна из таких компаний - онлайн-тренинг-центр 1day1step.ru, обучающий своих клиентов востребованным digital-профессиям. О том, что происходит на этом рынке и как центр чувствует себя в кризис, порталу Biz360.ru рассказала основатель проекта Наталья Одегова.

Досье

Наталья Одегова, 40 лет, предприниматель из Новосибирска, основатель онлайн-тренинг-центра  1day1step.ru. По первому образованию - биохимик, по дополнительному - маркетолог. В 2009 вместе с мужем Леонидом Одеговым запустила проект 1day1step.ru, чуть позже – фриланс-биржу для своих выпускников  Assistor.ru. Компания в формате онлайн обучает digital-профессиям (контекстная реклама, SMM, таргетинг, продвижение в Instagram и т.д.).

Наталья Одегова

Полный онлайн

Сейчас, в период кризиса, все массово пытаются перейти в онлайн. С одной стороны, нам повезло - мы оказались подготовлены к этой ситуации. Наш проект - объективно малый бизнес: мы работаем онлайн, без кредитов, у нас нет раздутого штата.

Наши сотрудники, а это около 20 человек, работают удалённо, живут в разных городах и странах, кого-то я даже «вживую» не видела. У всех членов команды жизнь давно налажена так, чтобы спокойно работать из дома: рабочие места подготовлены, семья «воспитана», у многих дети давно на домашнем обучении. В общем, и процессы взаимодействия без личных контактов отстроены, и вопросы с самоорганизацией решены. 

С другой стороны, и до начала кризиса компания чувствовала, как выросла конкуренция. Много фрилансеров, едва начав зарабатывать, открывают свои курсы. На рынке активны крупные игроки с большими инвестициями.

Поэтому мы интенсивно работали над своей нишей и своей уникальностью: создали свою биржу труда для фрилансеров, заключили партнёрские соглашения с агентствами, которые тестировали наших выпускников и забирали их к себе.

Наталья Одегова

Думаю, что сейчас конкуренция ещё усилится. С другой стороны должен возрасти и спрос на наши услуги: мы ожидаем высочайшего уровня безработицы, а онлайн-профессии - для многих хороший шанс, тем более, что в прошлые кризисы рынок digital-рекламы рос. 

Для того, чтобы этот спрос привлечь к себе, мы работаем над наполнением нашей биржи Assistor.ru - там предприниматели могут разместить вакансии с небольшим бюджетом. Привлекаем проекты для практики без оплаты для студентов через социальные сети. 

Потребность в интернет-рекламе будет расти

В период эпидемии коронавируса спрос упал не на конкретных специалистов, он упал внутри отраслей. Например, организация мероприятий, кафе, кинотеатры – эти и подобные бизнесы сейчас стоят на паузе в условиях самоизоляции, реклама по ним остановлена.

Но есть бизнесы, которые сейчас растут – например, доставка еды и одежды, репетиторы, онлайн-школы. Есть бизнесы, которые переориентируются - например, клиент нашего выпускника занимался организацией концертов, а сейчас инвестировал в производство масок и запустил рекламу. 

Поскольку на наших курсах мы учим и предпринимательскому мышлению, то могу рассказать о примерах, как переориентировались наши выпускники в ситуации с коронавирусом. Например, семейная пара из Челябинска занималась продажей эко-средств для стирки, а теперь включила в линейку и санитайзеры. А девушка, у которой было кафе в Таиланде, была вынуждена закрыть его - теперь занимается изготовлением и доставкой пельменей. 

В то же время, очевидно, что собственники бизнеса повысят свои требования к отдаче от рекламы. А отслеживание эффективности требует и времени, и навыков. И это - тоже возможность для качественно подготовленных специалистов.

Вырос спрос на рассрочки

Продажи курсов у нас пока на обычном уровне. Заметно, что люди стали осторожнее выбирать, но это временная ситуация «ступора». Начало самоизоляции совпало у нас с периодом автоматизации, мы не делали активных запусков - была просадка. Сейчас всё восстановилось.

Но, с другой стороны, делать выводы ещё рано - последствия текущих событий скажутся позже. Единственное, что я уже вижу – продажи сместились в сторону рассрочек. У нас есть предложение от банка «Тинькофф», когда человек начинает учиться, первый месяц для него бесплатно, потом берёт кредит на обучение, платит только на второй месяц, а проценты платим мы, вот в нынешних условиях оно стало пользоваться спросом. 

В прошлом году было у нас было 2500 покупателей курсов. Цифры на весну 2020: 500 новых покупателей плюс 300 повторных. Стоимость курсов до обучения в нашем центре - от 500 до 25000 рублей за курс.

 

Структура расходов у нас такая: налоги, комиссии платёжным системам, реклама. В данный момент ещё платим за офис, поскольку находимся в процессе получения лицензии на образовательную деятельность. Платим тренерам, кураторам, платим сервисам, которые помогают осуществлять нашу деятельность. Остальное - прибыль. Мы не изменяли условия, по которым работаем с тренерами - как договорились до кризиса, так и платим.

Если говорить про оптимизацию - то мы скорее стали более внимательно относиться к тратам на рекламу, сейчас есть ресурсы и инструменты, чтобы отслеживать эффект не в конце запуска, а прямо в первый же день. 

Помогаем выплыть

Наши антикризисные меры – это, в первую очередь, поддержка клиентов. Например, сейчас мы предоставляем возможность вернуться к брошенному когда-то курсу. Ещё мы сделали специальный пост-знакомство, где предложили всем рассказать о себе, выложить свои кейсы, чтобы была возможность объединиться в команды, ведь часто бывает, что в большом проекте требуются несколько специалистов смежных профессий: разработчики, контент-менеджеры, SMM-специалисты, таргетологи и т.д. 

Провели вебинар о том, как фрилансеру начать свой бизнес, как увидеть возможности в этой ситуации, как реализовать идеи очень простого старта. Образно говоря, «бизнес внутри многоэтажки». Например, печь хлеб, готовить обеды, выращивать и продавать микрозелень, помогать с обучением детей, сдавать в аренду технику (например, для организации онлайн-работы - видеокамеры, освещение и т.д.). Часто фрилансер «по прошлой жизни» - специалист, который может работать на себя: психолог, логопед, репетитор и т.д. И если он научился бюджетно рекламировать свои услуги - можно считать, у него на руках хорошие козыри. 

Наталья Одегова

Ещё мы запустили тренинг-игру «100 дел за 30 дней», которую последний раз я проводила 10 лет назад. Сейчас пришло её время, поскольку многие люди в стрессе, потеряли почву под ногами и не понимают, за что схватиться. Интерес у аудитории есть – за 4 дня без рекламы мы набрали более 1500 регистраций. У тренинга есть как бесплатная 10-дневная часть, так и платное продолжение. 

Точки роста и планы

Кризис не отменил наших планов развития: получаем лицензию, начинаем работу по проекту «Демография» вместе с партнёрами. Центры занятости предлагают бесплатное обучение новым профессиям женщинам, которые находятся в отпуске по уходу за детьми до 3 лет и нетрудоустроенным с детьми до 7 лет, а также предпенсионерам старше 50. Нашим партнёрам мы предоставляем контент для обучения. Клиент учится бесплатно, а исполнителям платит центр занятости. Так люди приобретают необходимые навыки и возможность работать. Пока мы занимаемся этим в рамках Новосибирска, но будем рады найти партнёров в других городах. 

Если говорить про точки роста, в прошлом году мы увидели, что онлайн-обучение отлично конвертирует людей в покупки реальных товаров или услуг. Например, чтобы купить пальто, нужно понимать, какие фасоны идут, а чтобы составить гардероб полностью, нужно понимать принципы подбора обуви и аксессуаров. Онлайн-обучение даёт алгоритм выбора - в этом причина высокой конверсии в покупку. Сейчас ведём переговоры с компаниями и digital-агентствами. 

Я уверена, что этот инструмент будет востребован. Вижу, что многие компании начали его использовать («Сбербанк», Google, «Спортмастер», «Инвитро»), но пока без важных элементов - вовлечения, групповой работы, геймификации и других «фишек». У нас есть опыт продажи курсов с конверсией до 20% - каждый пятый из 10 записавшихся совершил покупку. Я очень верю в эту историю.

Наталья Одегова

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

15 мая 2020

Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Идёт загрузка материалов