«Чем раньше вы начнёте разговаривать с детьми о деньгах, тем быстрее воспитаете разумное отношение к ним, умение планировать траты, формировать свой бюджет, принимать самостоятельные финансовые решения», - говорит предприниматель и финансист Александр Зайцев. О том, с какого возраста нужно прививать азы финансовой грамотности и почему нужно делать это не только в семье, но и через систему образования, Александр Зайцев рассказал в своей авторской статье для портала Biz360.ru.
Александр Зайцев, коммерческий директор и член правления группы компаний
FINFORT. Окончил ВШЭ по специальности «Финансы и фондовые рынки», прошёл Executive МВА «Сколково». Кандидат экономических наук, инвест-банкир с более чем 20-летним стажем. На финансовом рынке - с 1998 года, работал на топ-позициях в «Тройке-диалог», «Сбербанке», «Бин-банке» и других крупных компаниях. FINFORT – инновационный финансовый маркетплейс с использованием искусственного интеллекта и системой управления разветвлённой агентской сетью.
В 4,5 года мой сын стал задавать вопросы о деньгах, и я задумался, что ему уже можно/нужно знать, а что – ещё рановато. Детский сад, который он посещает, входит в сеть школ и детских садов ONE! lnternational School, которую основал мой друг и одногруппник по школе управления «Сколково» Максим Натапов. В образовательную программу там входят уроки по предпринимательству для детей. Поэтому я предложил руководству школы провести небольшой курс финансовой грамотности для учеников начальных классов – мне было интересно понять, что думают дети о деньгах в этом возрасте. И вот что я узнал.
Все дети во всех классах школы сказали, что копят деньги. Одни откладывают на iPhone последней модели, другие – на подарок родителям, третьи - на породистую кошку или собаку, четвёртые - на игры или игрушки... То есть перед каждым ребёнком, что в первом, что в четвёртом классе, уже стоит определённая финансовая цель.
Но вот что такое деньги как явление и откуда они берутся, дети в начальной школе пока мало себе представляют. Они ещё не понимают, что все люди почему-то зарабатывают по-разному. Большинство думает, что деньги просто выдают на работе, а за какой объём и качество труда, им неизвестно.
Интересно, что разрыв в понимании между третьим и четвёртым классами был очень большой, видимо, какие-то связи в мышлении и способности обобщать формируются только к 10-летнему возрасту. Но в то же время в первом классе дети знали очень много того, чего не знали в третьем и четвёртом классах. Полагаю, это связано с появлением и большим распространением в последние годы новых приложений, таких как TikTok, а также с ростом количества блогеров, ориентированных на детскую и подростковую аудиторию.
Например, многие первоклашки слышали историю про парня, который обменял скрепку на дом: добавляя к каждому следующему предмету для обмена определённую маржинальность, он в конце концов получил дом в канадском городе Киплинг.
Я рассказал детям о товарообмене, который существовал до появления денег, и предложил им поразмышлять о равнозначности обмена и возможности создания эквивалента, например для их класса. Что такое бартер на детском уровне? Если ценность одинакова, то синяя ручка равна красной, а если нет, то зелёный фломастер равен трём простым карандашам. Всё зависит от того, что кому нужно.
Это они очень хорошо поняли и сказали, что надо торговаться, но если торговаться не получается, то надо ввести какое-то понятие, которым можно измерить ценность предмета торга. Почти все пришли к выводу, что эквивалентом могут стать игры или какие-либо формы участия в них. Многие дети уже играют в Minecraft и World of Tanks, а там виртуальные деньги выдаются за достижения в игре, и потратить их можно на те функции, которые выведут тебя на новый уровень.
В конце курса мы провели интерактивную игру, наградой за победу в которой были виртуальные школьные деньги «one-коины», на которые ребята могли купить худи с символикой школы, шевроны, говорящие об их успехах, и т.д. По результатам курса было принято решение сделать программу для старшей группы детского сада ONE! International School и ещё две программы для 1–4 классов. Первая - по внутренней школьной криптовалюте. Вторая - по банковским услугам.
Я уверен, что формировать понятие долгосрочной финансовой перспективы надо уже с детского возраста, тем более что большинство ребят говорили о важности финансового благополучия семьи и интересовались, что они могут сделать для её устойчивого материального положения.
Как и когда начинать говорить с ребёнком о деньгах, каждый родитель решает сам. Но нужно помнить, что даже если вы ничего не говорите об этом, ребёнок подсознательно усваивает вашу модель отношения к деньгам, к труду вообще и к конкретной работе в частности. Невозможно привить правильное понимание этих ценностей, если сам родитель не подаёт положительный пример. Так же как бесполезно заставлять читать, если ребёнок не видит никого в доме с книгой в руках.
Каждый родитель явно или неявно демонстрирует своё отношение к деньгам – от «да что у нас, денег, что ли, нет?» до «где же взять денег на лекарство!?» Безусловно, очень многое зависит от социального статуса семьи. Где-то дети инфантильны и в 15 лет, а где-то уже с младых ногтей знают, как деньги достаются. Но в любом случае к пяти годам понятийный аппарат ребёнка при нормальном развитии уже готов к восприятию этой темы.
А к понятию обмена ребёнок готов вообще примерно в 3 года: играя со сверстниками, дети пытаются менять машинку на лопату, куклу на мягкую игрушку и т.д. Сначала им тяжело расстаться со своей игрушкой, постепенно это становится возможным. В этом смысле дети развиваются так же, как развивалось само общество: от натурального обмена к появлению денег как всеобщего эквивалента.
Способствует осознанию важности денег и понимание того, что в мире есть множество разных профессий, что они по-разному востребованы, а следовательно, и по-разному оплачиваются. В наше время вопрос «Кем ты хочешь быть?», который ребёнку часто задают как в начальной школе, так и дома, означает: «Сколько ты хочешь зарабатывать?»
В обществе в целом пока не очень принято разговаривать с дошкольниками о деньгах: родители думают, что рано, что надо охранять детей от сложностей жизни, либо рассчитывают, что те сами со временем всё поймут. Считаю эти установки в корне неправильными – программы финансовой грамотности надо вводить, начиная с детского сада, а если ребёнок не посещает его, то уделять внимание этой теме дома.
Чем раньше мы научим детей обращаться с деньгами, тем проще им будет справляться с финансовыми трудностями в жизни. В моём детстве никто в школе таких разговоров не вёл, понятие «деньги» было лишь частью курса обществознания, который с реальной жизнью никак не пересекался. И если бы мне в том возрасте прочитали такой курс, я в юности и молодости относился бы к деньгам не столь расточительно, а более внимательно и ответственно.
Начинайте разговаривать с детьми о деньгах с 4-5 лет. Чем раньше начнёте, тем быстрее воспитаете разумное отношение к ним, умение планировать траты, формировать свой бюджет, принимать самостоятельные финансовые решения.
Поощряйте в детях желание подработать. Это эффективнее, чем просто платить за хорошие оценки в школе, к тому же так можно сформировать неверную мотивацию. Задачи должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту. Лучше всего выдавать награду не за то, что все и так делают (моют посуду или убирают игрушки), а за то, что ребёнок, например, помог вам разобраться с компьютерной программой. То есть за то, что может сделать только он. Это сформирует у него понимание ценности своего труда и своего уникального умения.
Планируйте с детьми покупки для дома, исходя из определённого (ограниченного) ресурса. Допустим, вы идёте в магазин и составляете с ребёнком список покупок. И обсуждаете при этом, что вам реально нужно, а без чего семья может обойтись в ближайшие месяц или неделю. В начальной школе ребёнку уже можно доверить некоторые элементарные покупки для дома – так он научится выбирать, сравнивать цены на продукты и соотносить их со своими финансовыми возможностями.
Не опережайте желания ребёнка – в частности, не заваливайте его подарками, дайте ему возможность заработать и накопить на желанную цель.
Позвольте ребёнку самостоятельно решить, на что потратить накопленное, но предупредите о качествах «мечты» и возможных последствиях. Например, он копит на собаку. Но кто будет заботиться о ней, гулять утром (особенно перед школой, ведь для этого надо раньше вставать) и вечером? Готов ли он к этому? Если нет, возможно, деньги стоит потратить ещё на что-то. Если говорит, что «да» и покупает собаку, то добро пожаловать в мир ответственности за свои слова. Если ребёнку очень хочется потратить деньги на «ерунду», пусть потратит, не ругайте его, он и так быстро поймёт, что зря это сделал, и в следующий раз будет более вдумчиво подходить к выбору.
Покажите ребёнку, из чего складывается семейный бюджет: сколько вы можете в этом месяце потратить на еду, на квартплату, на одежду, развлечения, кредиты, помощь кому-то, сколько отложить на отпуск. Не избегайте неудобных вопросов, отвечайте честно – ведь от ребёнка вы тоже ждёте честности. Так он поймёт, как планировать расходы, исходя из тех средств, которые имеются.
Вводя уроки финансовой грамотности и азов предпринимательства уже в начальной школе, вы повышаете привлекательность учебного заведения, так как ребёнок получает возможность с раннего возраста приобретать знания, необходимые именно в жизни, а не только для сдачи ЕГЭ. Любой нормальный родитель оценит усилия школы по воспитанию в детях самостоятельности и ответственности.
Рассказывайте о своих финансовых образовательных программах как можно более открыто, используйте онлайн- и офлайн-форматы встреч с родителями. Приглашайте предпринимателей и финансистов на уроки, привлекайте их к таким школьным проектам, которые помогут детям сформировать правильное отношение к деньгам.
В статье использованы слайды презентации, с которой Александр Зайцев выступал перед школьниками.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».