Изменить мир: как и зачем развивать предпринимательское мышление у ребёнка

Прочтёте за 5 мин.

«В мире будущего каждому придётся в той или иной степени быть предпринимателем»

IT-инструменты, которые использует Кирилл Сиваковский

  • Trello
  • Asana
  • Facebook
  • Zoom

«Чем бы ваш ребёнок ни занимался в будущем, от него везде потребуется инициатива. А привычка проявлять её - это одно из ключевых предпринимательских качеств, - считает сооснователь программы «Школа дела» Кирилл Сиваковский. - И для того, чтобы привить детям эти качества, нужно развивать в них предпринимательское мышление – это пригодится в любой профессии, не только в бизнесе». О том, как формировать в ребёнке качества, которые будут полезны для него в будущем, Кирилл Сиваковский рассказал в своей авторской колонке для портала Biz360.ru.

Досье

Кирилл Сиваковский, сооснователь предпринимательской программы  «Школа дела», сертифицированный эксперт World Skills по дисциплине «Предпринимательство». Первое высшее образование получил в МГУ по специальности «преподаватель истории», позднее получил дополнительную специальность «финансы и кредит». Руководил отделом продаж инвестиционной компании, затем открыл свой бизнес в сфере строительства. Автор многих образовательных проектов по предпринимательству и финансовой грамотности.

Кирилл Сиваковский

Предпринимательство как базовый навык

Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок стал предпринимателем? Большинство родителей не смогут вот так запросто ответить на этот вопрос. Да, у предпринимательства множество плюсов, но к ним прилагаются риски, неопределённость, тревоги и другие неоднозначные факторы. 

Несмотря на это, всё больше родителей начинают понимать, что в мире будущего каждому придётся в той или иной степени быть предпринимателем. Мир меняется очень быстро, время перестало быть линейной категорией, теперь нам надо учиться, работать, переучиваться и запускать проекты в один и тот же момент. В таком ритме невозможно двигаться по инерции, иначе велик риск оказаться в вечной догоняющей позиции. Необходимо инициировать нужные процессы самостоятельно. 

Чем бы ваш ребёнок ни занимался в будущем, в каком бы статусе ни находился, от него везде потребуется инициатива. А привычка проявлять её - это одно из ключевых предпринимательских качеств. 

Иными словами, важно не то, станет ли ваш ребёнок предпринимателем (он будет вынужден им стать - в той или иной степени) – важно то, насколько он будет к этому готов, вынесет ли он максимум выгоды для себя, своих близких и своего дела. Наша с вами задача – подготовить его. 

Что такое предпринимательское мышление

Для начала нам необходимо определиться, что такое предпринимательское мышление. Чаще всего, слыша слово «предприниматель», люди представляют себе коммерсанта. Но это далеко не исчерпывающее значение. Предприниматель – это тот, кто управляет изменениями, причём не только в окружающей действительности, но и в своей собственной жизни. От его деятельности возникает нечто, чего раньше не было. Поэтому предприниматели встречаются во всех сферах жизни - от политики до культуры и творчества. 

Предпринимательское мышление подразумевает следующие ключевые черты: проактивность и высокий порог страха провала. Это то, что составляет ядро предпринимательского мышления. Предприниматель, чувствуя зов какой-либо потребности, проявляет инициативу в её удовлетворении, не боясь совершить изменения во внешнем мире. 

Но часто бывает так, что и при наличии инициативы человека одолевает страх перед изменениями. Он возникает по разным причинам, но чаще всего - по причине страха неудачи. Поэтому важна проактивность, то есть инициатива, с одной стороны, и отсутствие мешающего страха с другой. 

Чтобы это ядро функционировало эффективно, ему необходимы дополнительные «контуры» - инноваторство, исследование, ориентация на человека. Давайте чуть подробнее остановимся на каждой из категорий – и основных, и дополнительных. 

I. Проактивность

Проактивность - это привычка действовать на опережение. Реактивное поведение –реакция на внешние процессы. Проактивное поведение – управление этими процессами. Научить человека быть проактивным можно лишь одним способом – сделать его ответственным за свою жизнь. Прививать ответственность с самого малого возраста. 

К сожалению, школьники чаще всего совершенно не управляют собственной жизнью, а родители потворствуют этому, хотя никогда не признаются в этом даже самим себе. С самых ранних лет необходимо давать человеку принимать решения и нести ответственность за эти решения. При этом важно, чтобы последствия были реальными. Человек должен видеть, как решения влияют на него и на мир вокруг него

Так формируется следующий инсайт: мои действия имеют значение, от меня действительно что-то зависит! Из этого простого инсайта растут все предпринимательские и гражданские компетенции. 

Приучайте ребенка принимать решения и брать ответственность. Особенно важно научить его выбирать. Да-да, именно выбирать. Принимать решения не так сложно, когда последствия очевидны. А вот когда перед человеком стоит выбор между равными вариантами, последствия которых одинаково туманны и тревожны, сделать это сложнее. Вот тут-то и раскрывается истинное умение принимать решения. 

Если все важные решения вы принимаете за человека, тогда не удивляйтесь, почему ваш взрослый сын не голосует на выборах, не хочет повышения или не делает бизнес. Его этому просто не научили. 

II. Высокий порог страха провала

Если человек боится ошибаться, его проактивность из драйвера позитивных изменений превращается в постоянный источник тревоги. В школе детям каждый день внушают, что ошибки нельзя допускать ни в коем случае. К сожалению, вы едва ли сможете существенно повлиять на то, что происходит в стенах школы. Но дома вы можете выстроить принципиально другую атмосферу. 

Чтобы человек не боялся провала, важно показать ему, что начинать сначала - это совершенно нормальный процесс. Пусть ребёнок ошибается, рефлексирует и пробует снова. Родитель в данном случае всегда обеспечивает тыл, поддерживает при любых раскладах. Когда ребёнок чувствует поддержку, провал уже не кажется таким уж страшным последствием. 

Полезно также прямо сказать ребёнку, что количество его ошибок очень часто прямо пропорционально успеху. Пусть стремится пробовать и ошибаться. Как пример можно привести Кремниевую долину: ни один серьёзный инвестор не будет говорить с вами, если у вас за плечами нет хотя бы трёх проваленных стартапов. Потому что провалы - это опыт. Положительный опыт стоит на порядок меньше отрицательного. 

III. Инноваторство

В эту категорию мы отнесём и креативность, и гибкость мышления. Это не совсем корректно, но допустимо. Важно объяснить ребёнку, что мир изменяем. Каждую секунду любая окружающая вас вещь, как и ваше тело, как и ваши мысли, изменяются. В вещах происходят химические изменения, а внутри вас – психические. 

Изменения - это базовая природа мира, даже если что-то кажется вам статичным и постоянным – будьте уверены, оно тоже постоянно изменяется. А предприниматель инициирует изменения и управляет ими

Если человек уверен, что окружающее высечено в камне, монолитно и неизменяемо, изменения будут казаться ему невозможными или даже опасными. В ваших силах так повлиять на мышление ребёнка, чтобы он понял, что наше отношение к окружающему миру - это набор условностей. Общество договорилось называть предметы и явления определённым образом и определённым образом к ним относиться, но это не значит, что всё это нельзя изменить. На протяжении последних ста лет общественное отношение к различным явлениям меняется постоянно. 

Дайте возможность ребёнку изменять привычное употребление вещей вокруг него. Если он хочет поспать на стуле или поесть суп вилкой – дайте ему такую возможность, это воля его внутреннего мира. Ничего страшного в этом нет. Подавляя подобные стремления, вы цементируете окружающий мир в его сознании. Почему тогда вас удивляет, что он не может посмотреть на мир иначе, как Стив Джобс, например? 

Мне часто приходится слышать, что креативность – это врождённый дар, а не мышца. И самостоятельно её не прокачаешь. Это заблуждение. Даже самые крутые креативщики, помимо таланта, используют технологии. Подробно на них мы останавливаться не будем, к тому же, информации предостаточно в сети. Но кое-что для развития креативности может делать каждый. Это - расширение кругозора и уважение к фантазии. 

С первым всё понятно, давайте остановимся на втором. Для креатива необходима свобода. Внешняя и внутренняя. Если вы смеётесь над фантазией ребенка или не поощряете её, она его покинет. Если вы превратитесь в цензора его творческих порывов, он интроецирует этого цензора в свой внутренний мир. И тогда креатив никогда не покинет его головы. Важно чтобы вы поощряли ребенка слушать себя и свою творческую интуицию. А главное - вы сами должны довериться внутренним порывам своего ребёнка. 

IV. Исследование

Эта категория тесно переплетена с инноваторством; наблюдательность и умение видеть проблемы относятся сюда же. Под исследованием мы понимаем желание пробовать новое, ощутить на практике различные грани окружающего мира и своего отношения. 

Предприниматели умеют видеть проблемы, для этого необходимо иметь привычку к изучению мира. Любой ребёнок является исследователем от рождения. Главное – не подавлять его порывы. Это тяжело для родителя. Чтобы снизить собственные тревоги родители часто устанавливают тотальный контроль за ребёнком, начинают запрещать всё подряд, потому что так проще. 

Важно не передавливать тягу к исследованию, для этого родителям придётся в определённой мере учиться переносить тревогу и искать баланс с любопытством ребёнка. 

V. Ориентация на человека

Здесь мы рассматривает навыки общения, а также такую категорию, как лидерство. Их мы выносим в одну группу, потому что они взаимосвязаны. Успешное развитие всех этих навыков берёт начало в социализации ребенка. Чем больше человек общается, тем скорее он научится разбираться в людях и тонкостях общения

На мой взгляд, один из самых лучших инструментов подобного развития – это детские лагеря. Подростки-завсегдатаи лагерей зачастую на голову выше сверстников в вопросах коммуникации. А те, кто становится вожатыми или заместителями вожатых, уже с ранних лет прокачивают лидерские и мотивационные навыки. 

P.S.

Как мы видим, предпринимательство тренируется только на практике. Это, в целом, его отличительная черта. Несомненным плюсом является то, что, взращивая предпринимательское мышление, ребенок приобретает все то, что необходимо любому сознательному гражданину и успешному профессионалу. Поэтому, независимо от вашей мотивации или интересов вашего ребенка, следовать изложенным выше советам более чем целесообразно. Искренне надеюсь, что с вашим участием спустя десяток-другой лет мы все будем гордиться экономическими достижениями наших детей и нашей страны.

Biz360

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

08 октября 2020

Комментарии

1
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Юрий Г. 12.10.2020 14:36

    Я всегда говорил, что предприниматель (изобретатель) должен быть наблюдательным, внимательным к мелочам и деталям, уметь анализировать всё это как Штирлиц! Только вот последние годы мало кто из детей знает, кто такой Штирлиц ;)

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Идёт загрузка материалов