В 2022 году российские компании попали в кризисную ситуацию, с масштабностью которой ранее они не сталкивались. Политическая обстановка и ситуация на рынке меняются каждый день, а горизонт планирования сократился до одной-двух недель. О том, как предпринимателям из разных сфер действовать в подобных обстоятельствах и принимать грамотные управленческие решения, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала основатель «Диджитал академии маркетинга» Маргарита Былинина.
Маргарита Былинина – 35 лет, основатель «Диджитал академии маркетинга». Окончила МГУ по специальности «Реклама и связи с общественностью», а также Стэнфордский университет и Лондонскую школу бизнеса. Наработав опыт в PR и маркетинге, начала консультировать владельцев малого бизнеса. В 2015 году открыла «Диджитал академию маркетинга», в которой проходят обучение предприниматели. Выручка проекта в 2021 году составила 250 млн. рублей.
Главный враг в кризисные времена в любой нише и бизнесе в целом – паника. А также последствия принятых «на эмоциях» решений. Вместо того, чтобы сделать паузу и провести тщательный анализ, многие предприниматели выбирают сценарий «бей или беги». Что в большинстве случаев приводит к негативным результатам. Избежать этой ловушки во все времена помогают два простых правила:
-
Первое – проверяйте любую информацию. Особенно ту, которая может как-то повлиять на вас и ваш бизнес. Новостной поток кишит фейками, и даже реальные новости могут подаваться каждым изданием по-разному.
-
Второе – не бойтесь брать тайм-аут. «Замереть» – не самая плохая тактика. В кризис важно дождаться точки, которую условно можно назвать «дном». Мы коснёмся его, когда стабилизируется курс валют. Именно стабилизируется, а не снизится. Только тогда можно корректировать ценообразование.
Безусловно, не все могут занять выжидательную позицию. Такой шаг доступен лишь тем, кто без серьёзных последствий способен перенести два-три месяца простоя. Малый и микробизнес в этот список явно не входят, особенно если речь идёт о продаже товаров. Здесь нужно сконцентрироваться на «горящих» задачах – поиске новых поставщиков и коммуникации с аудиторией.
И украшения, и аксессуары, и товары для хобби сейчас по-прежнему востребованы. Это подтверждают выпускники и студенты «Диджитал академии маркетинга»: у них идут продажи, они не остановились. Словом, рынок не замер.
Оптимальный вариант для бизнеса сейчас – не застывать, а перестроиться. Во-первых, найти опору, которая позволит устоять перед новыми вызовами. Во-вторых, искать решения последовательно, для каждой проблемы, здесь и сейчас, а не с оглядкой на завтра. Тогда после стабилизации можно выйти на хорошие показатели.
На данный момент покупательский спрос на многие товары, не относящиеся к категории первой необходимости, значительно снизился. Но не стоит воспринимать это как крах бизнеса – в новых реалиях такая ситуация вполне объяснима. Опускать руки не нужно, продолжайте продавать и поддерживайте контакт со своей целевой аудиторией через соцсети, мессенджеры, проводите офлайн-опросы. И практикуйте акции – к примеру, некоторые бренды предлагают постоянным покупателям приобрести товар «из наличия» небольшим оптом по «старой» цене.
Падает спрос и в сфере услуг. Потребители сейчас думают, прежде всего, о крахе старого уклада жизни, а не «о красе ногтей». Здесь важно отвлечь их от этих мыслей и донести ценность собственного продукта или услуги через простой тезис: привычные дела, в том числе уход за собой, являются своеобразным якорем, они полезны для ментального здоровья.
Последние события сильно ударили по инфобизнесу. Его представителям приходится осваивать новые площадки, менять привычные схемы поиска аудитории и коммуникации с ней, адаптировать свой материал под актуальные реалии.
Актуальность услуг инфо-предпринимателей не снизилась, период апатии – неизбежный этап подобных ситуаций – лишь сместил фокус целевой аудитории. Менять стоимость продуктов не стоит, до стабилизации ситуации все решения могут оказаться иллюзорными.
Также для сферы инфобизнеса сложившаяся ситуация – ещё и период «зачистки»: именно сейчас стало видно, какие проекты ведут действительно грамотные специалисты. Они продолжают работу, поддерживают контакт с аудиторией, стали для неё «островком спокойствия». А вот компании-«копипасты», однодневки и иже с ними уйдут с рынка: у них нет ресурса, внутренней структуры и системы.
Команда «Диджитал академии маркетинга» продолжает системную работу, продажи не остановились ни на день. Наша целевая аудитория понимает, что дешевле обучение в ближайшее время не станет, а актуальные знания нужны, поэтому выкупает места на курсах уже сейчас.
Если говорить о стратегии, то мы можем взять паузу, ресурсы позволяют прекратить работу до конца года и при этом без потерь выплачивать зарплату всем сотрудникам. Но ставить бизнес на паузу мы не собираемся. Напротив, скоро стартует очередное обучение – для нас важнейшей задачей остается помощь предпринимателям.
-
Мониторьте ситуацию, проверяйте все факты и новости, которые попадают в круг ваших интересов. Особенно те, которые связаны с вашей индустрией и вашим проектом.
-
Приложите все усилия для сохранения внутренней психологической устойчивости: своей, команды, целевой аудитории.
-
Следите за ситуацией и действуйте по обстоятельствам. Сейчас не лучшее время принимать важные решения. Дайте себе время разобраться, а рынку – стабилизироваться.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».