Рубрики:

Антикризисный менеджмент от автора «японского экономического чуда»

Прочтёте за 3 мин.

14 принципов ведения бизнеса из книги Уильяма Эдвардса Деминга «Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и процессами»

Для того, чтобы добиться успеха, важно уметь извлекать уроки из опыта людей, которые понимают его логику, смогли просчитать его закономерности. К таким людям относится Уильям Эдвардс Деминг — ученый, автор революционной теории менеджмента, один из творцов «японского экономического чуда». Свои идеи Деминг сформулировал в виде 14 принципов программы антикризисного управления в и подробно описал их в книге «Выход из кризиса». Эти принципы универсальны и применимы как в крупных компаниях, так и в небольших фирмах; как в промышленности, так и в сервисе.

Кризис.jpg

Принцип 1. Сделайте стремление к качеству вашей постоянной целью  

Постоянство цели — это стремление сохранить бизнес при помощи производства непрерывно совершенствующихся товаров и услуг. Цель бизнеса — как можно более полное удовлетворение потребителя и улучшение качества жизни. Постоянство цели требует выделения ресурсов для долгосрочного планирования, изучения вероятных колебаний спроса, затрат на маркетинг и на постоянное обучение персонала.  

Принцип 2Измените стиль мышления  

Бизнес нельзя вести традиционными методами, потому что мир изменился. Есть необходимость не просто в нескольких новых принципах, но в радикальном переосмыслении вашей концепции бизнеса. Нельзя мириться с задержками и браком, которые являются частью нашей системы производства. Для решения любой задачи должен существовать один четкий и продуктивный план, который гарантированно сработает. Альтернативные планы, учитывающие возможные ошибки и задержки, весьма дорогостоящи.  

Производитель доволен своим поставщиком, если тот быстро заменяет бракованную продукцию. Ему не приходит в голову, что в действительности он несет затраты из-за остановки производства и замены комплектующих, что приводит к удорожанию продукции. 

Принцип 3. Отмените массовые проверки и контроль. Качество должно быть встроено в продукцию  

100 % проверка качества произведенной продукции — мера запоздалая, ненадежная и дорогостоящая. Качество обеспечивается улучшением производственного процесса. Только работа с надежными материалами и комплектующими в статистически управляемых процессах позволит создавать действительно качественный продукт, гарантирующий ваш успех у потребителя.

Увеличение числа проверок увеличивает цену товара, но не гарантирует его качества. 200% тестирование на практике оказывается даже менее эффективным. Разделение ответственности означает, что никто не несет ответственности.

Довольно известна история о типографии, где каждую верстку читали 11 раз. При этом менеджер был завален претензиями клиентов по поводу ошибок: каждый корректор надеялся на остальных и не выполнял своей работы должным образом. 

Напротив, проверка небольших партий товара для ведения контрольных карт процесса, выполняемая регулярно и профессионально, на основе статистических методов, позволит привести процесс производства в состояние статистической управляемости, в котором будет возможно его дальнейшее совершенствование.  

Принцип 4. Снижайте число поставщиков и делайте установку на долгосрочные отношения 

  • Необходимо отказаться от практики выбора поставщиков только на основе цены. Требуйте подтверждения качества продукции и ее соответствия параметрам вашего производства. Целью снабжения должно стать достижение минимальных суммарных затрат. 

  • Делайте ставку на одного поставщика и стройте отношения с ним на основе доверия и лояльности. При гарантии долговременных отношений поставщик становится партнером, а значит, является надежным источником товаров и услуг, понимает нужды своего покупателя и быстро реагирует на них, гарантирует послепродажное обслуживание. 

  • Если вы работаете с одним поставщиком,  снижаются затраты времени на перенастройку оборудования; сокращается количество документации и упрощается бухгалтерский учет; решается проблема поиска средств транспортировки.  

Принцип 5. Непрерывно совершенствуйте систему производства и обслуживания 

Работайте над каждым процессом планирования, производства, послепродажного обслуживания. В любом процессе возможно дальнейшее совершенствование.  

Принцип 6. Сделайте подготовку и переподготовку всех сотрудников, включая руководителей, важной частью рабочего процесса 

Затраты на обучение несопоставимы с выгодой от качественной работы.  

Принцип 7. Измените статус и функции руководителей  

Руководитель (мастер) — не надзиратель, а лидер. 

  • Менеджеры низшего звена должны контролировать не количественные показатели, а качество. Для этого необходимо знать работу персонала и иметь полномочия информировать высшее руководство о необходимых изменениях. Предложенные ими корректировки должны быть обязательны для внедрения.  

  • Лидеру необходим опыт практической работы. Молодые выпускники колледжей не могут ни помочь, ни научить, ни преодолеть враждебное отношение рабочих. Управление сводится к контролю цифр и процентов.. 

Принцип 8. Создайте атмосферу уверенности и безопасности на рабочем месте 

Страх не может быть эффективным стимулом работы. Страхи, недоверие и враждебность должны быть искоренены. 

Примеры реальных страхов работников многочисленны: страх потерять работу, высказать новые идеи, указать начальству на ошибку и пр.  Из страха люди могут скрывать проблемы от руководства. Например, мастер знает, что линия нуждается в ремонте, но страх не выполнить дневную норму заставляет его продолжать работу с риском аварии. 

Существенный урон приносит сопротивление новому. Люди боятся перемен. Новые знания могут вскрыть ошибки и требуют финансовых вложений, которые, возможно, и не окупятся.

Принцип 9. Уничтожайте барьеры между подразделениями  

Нужна не субоптимизация подразделений, а командная работа на результат. Она позволит компенсировать слабости одних достижениями других. Для того чтобы люди из разных служб и подразделений понимали друг друга, используйте язык статистических методов.  

Принцип 10. Откажитесь от пустых лозунгов и кампаний  

Дело не в том, что люди ленивы или не хотят работать лучше. Большинство трудностей коренятся в системе. Лозунги просто адресованы не тем людям и вызывают недоверие к руководству. 

Призывы типа «Увеличим производительность в текущем квартале на 10%» вызывают законные вопросы: 1) Как вы собираетесь это сделать? и 2) Почему не сделали этого до сих пор?  

Принцип 11. Отмените произвольные количественные нормы выработки 

Нормы устанавливаются для среднего рабочего. Половина могла бы работать лучше, для другой половины выполнить нормы может быть невозможно. Отсюда неудовлетворенность и текучка кадров. Сдельная оплата труда также негативно влияет на результат, увеличивая процент брака. Работник должен точно знать, что его задача — производство качественной продукции, которой он мог бы гордиться.  

Например, менеджер по работе с клиентами должен по должностной инструкции ответить на 25 звонков в час, быть вежливым и не торопить клиентов. Очевидно, что это невозможно и что продолжительность телефонного разговора зависит от многих факторов. Работник не понимает, в чем состоит его работа, и не может не испытывать стресса. Единственной задачей работника должно быть удовлетворение клиентов, а данные, необходимые для разработки бюджета, должны получаться путем фиксации и распределения реальных результатов и подвергаться постоянной корректировке.  

Принцип 12. Дайте работникам возможность испытывать гордость за свой труд

Для этого необходимо отказаться от рейтингов. Работники не могут хорошо выполнять работу, если вынуждены работать с дефектными материалами или оборудованием, тратить время на исправление огрехов, сталкиваются с некомпетентностью или незаинтересованностью руководства. Число прогулов и текучесть кадров сокращаются, когда рабочие чувствуют свою востребованность и могут испытывать гордость за результат труда. 

Принцип 13. Поощряйте стремление к образованию 

Производству необходимы специалисты. Обучение не решает сиюминутные задачи, а расширяет возможности работников и компании. 

Принцип 14. Действуйте, чтобы провести перемены

Процесс оптимизации зависит от вовлеченности высшего руководства. Создайте структуру, которая будет ежедневно контролировать соответствие действий компании 13 перечисленным принципам. Вовлекайте каждого работника компании в процесс оптимизации. Добейтесь согласованности действий. Мало прилагать усилия. Нужно еще знать, что делать. Осуществляйте постоянный мониторинг достигнутых результатов и оптимизацию процессов.

***

Статья подготовлена по книге Уильяма Эдвардса Деминга «Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и процессами» и публикуется с разрешения компании SmartReading.

15 сентября 2015

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов