Российский бизнес переживает глобальную трансформацию, в том числе меняется и корпоративная культура. На фоне тревожных политических событий, экономического кризиса и частичной мобилизации увеличивается спрос на поддерживающие сервисы для работы с сотрудниками. О том, как компании будут заботиться о своих командах в 2023 году, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала Дарья Федорова, соучредитель и исполнительный директор платформы корпоративного благополучия «Понимаю».
Дарья Федорова – соучредитель и исполнительный директор платформы корпоративного благополучия «Понимаю», коуч. Окончила СПбГУ, прошла профессиональную переподготовку по маркетингу в Социологическом институте РАН. Более 15 лет работала на различных позициях в индустрии страхования в компаниях ERGO, «Ингосстрах», «Русский стандарт Страхование». Соучредителем платформы «Понимаю» стала в 2017 году.
По статистике, в 2022 году у россиян увеличилась потребность в социальной поддержке и сочувствии. Причина – в постоянном страхе и неопределённости, вызванными политическими событиями. Это отразилось на работе поддерживающих сервисов, предлагающих психологическую помощь.
Всплески спроса на них отмечались в марте и в октябре-ноябре. Весной повышенный спрос был связан с событиями 24 февраля, а осенью – с объявленной в конце сентября частичной мобилизацией и её последствиями. При этом падения спроса мы не наблюдаем до сих пор, то есть поток психологических консультаций с осени прошлого года не ослабевает.
Россияне стали чаще обращаться за консультациями не только к психологам, но и к юристам, финансистам, специалистам по ЗОЖ. Поддерживающие сервисы в 2022 году заметили увеличение запросов от компаний на проведение тренингов по борьбе с тревогой для сотрудников, обучения навыкам ведения групп поддержки для руководителей или HR-специалистов, а также повысился спрос на полноценные программы поддержки сотрудников.
Спрос на программы well-being (благополучие и увлечённость жизнью) со стороны компаний, конечно, продиктован сложившимися обстоятельствами. По данным нашей платформы «Понимаю», в 2022 году один пользователь обращался в среднем за 4 консультациями. В 2019 году этот показатель был 2,4.
В целом запросы людей в прошлом году заметно изменились. Мы опустились на базовый уровень пирамиды Маслоу с точки зрения решения своих проблем и запросов. В её основании – физиология (утоление голода, жажды, и других подобных нужд). Ступенью выше стоит потребность в безопасности. Человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в базовых вещах.
Ядром программ поддержки сотрудников остаются психологические консультации. Вне зависимости от любых внешних факторов всегда востребованы пять тем обращений:
-
партнёрские отношения;
-
собственные тревоги;
-
вопросы самопознания;
-
семейные отношения;
-
взаимоотношения между родителями и детьми.
На втором месте по частоте обращения идут юристы. На фоне политической ситуации и объявленной частичной мобилизации осенью 2022 года к юристам обращались чаще по вопросам экспертизы и подготовки юридических документов, защиты прав потребителей. Кроме того, пользователи приходили с запросами, как получить положенные им льготы и налоговые вычеты. В прошлом году больше обычного юристы помогали людям разбираться в спорах с третьими лицами. Эта тема имеет психологическое обоснование: на фоне тревоги и стресса люди стали более конфликтны.
Третьи по популярности на нашей платформе – ЗОЖ-консультации. За прошлый год доля обращений по теме «как улучшить своё настроение» увеличилась в 5,5 раза по сравнению с 2021 годом. В период нестабильности люди стали чаще интересоваться, как повысить личную эффективность и какие физические нагрузки им подходят, а также как грамотно выстроить своё питание. Согласно исследованию ВЦИОМ, с марта прошлого года россияне стали чаще делать выбор в пользу правильного питания и заниматься спортом. Специалисты считают, что так работает инстинкт самосохранения.
Неопределённость, в которой мы находимся, подтолкнула людей чаще обращаться к финансовым консультантам. Они хотели научиться грамотно распоряжаться своими финансами, разобраться в вопросах инвестиций и накоплений, а также налогов и соответствующих вычетов.
Глобальный тренд, который настойчиво становится частью программ поддержки и востребован у частных консультантов, – коучинг. В период турбулентности количество запросов к консультантам по поводу адаптации и проживания периода изменений увеличилось почти в 6 раз. Чаще всего люди обращаются к специалистам по вопросам выбора стратегии в профессиональном развитии, а также структурирования и планирования.
Рынок well-being в России следит за спросом и вовремя вводит новые востребованные опции. Например, мы в прошлом году внедрили новое направление – консультации инструкторов практик осознанности. Они помогают пользователям находить инструменты самопомощи для работы со стрессом, выгоранием, тревожностью. В период турбулентности на нашей платформе запрос на них увеличился почти в 1,5 раза. Данные сервиса Fitmost подтверждают, что спрос на медитацию и практики осознанности вырос в 2022 году почти на 70%.
Во втором полугодии 2022 года мы запустили фитнес-консультирование и онлайн-тренировки. Кроме того, выделили в отдельное предложение консультантов по сексуальным отношениям, поскольку отметили рост запросов по этой теме как следствие стресса и тревожности. Мы уже получаем запросы со стороны работодателей на организацию помощи мобилизованным сотрудникам и их семьям, а также специалистам, которые работают с вернувшимися с территорий проведения СВО.
Многие работодатели отказались от корпоративных психологов в пользу полноценных well-being программ, потому что осознают необходимость поддержки коллектива. Компании напрямую заинтересованы в накоплении и анализе данных о благополучии команды. Это помогает управлять ситуацией и контролировать состояние сотрудников.
-
Активное развитие темы корпоративной социальной ответственности. Волонтёрство особенно актуально во время финансового и экономического кризиса, когда многие бизнес-структуры сократили пожертвования на благотворительность. Поэтому становится популярной идея объединять сотрудников для решения социальных вопросов. Это создаёт благоприятный климат внутри компании. Сотрудники могут принимать участие в благотворительных забегах, сажать деревья или собирать средства для благотворительных фондов.
-
Программы по реабилитации сотрудников после мобилизации. Работодатели считают, что программы поддержки для демобилизованных специалистов должны включать психологическую и медицинскую помощь.
-
Забота о семьях сотрудников тоже становится неотъемлемой частью программ поддержки. Благополучие пожилых родителей или детей имеет прямое влияние на состояние человека, поэтому компании расширяют опцию заботы и на ближайших родственников.
-
Поддержка коуча становится стандартным элементом корпоративных программ благополучия. Согласно недавнему исследованию Gartner, почти все сотрудники ищут пути развития своей карьеры и почти половина из них (44%) чувствуют, что не могут продвигаться по карьерной лестнице в своих компаниях. Поэтому коучи будут помогать в построении карьеры, а также в поиске точек развития и роста.
-
Работа из дома. Это тенденция, появившаяся в пандемию, остаётся актуальной. Многим сотрудникам такой формат позволяет быть более продуктивными и проводить больше времени с семьёй. Но представители не всех профессий могут позволить себе дистанционный режим работы. Поэтому руководители будут искать компромисс, выгодный бизнесу и сотрудникам.
-
Введение норм на «виртуальную» работу. Из-за распространённости дистанционного формата многие сотрудники столкнулись с Zoom fatigue. Термин обозначает усталость, беспокойство или выгорание из-за чрезмерного использования сервисов для виртуального общения. Поэтому одним из трендов 2023 года становится установление границ цифровизации путём операционной политики или норм на «виртуальную» работу. Это необходимо, чтобы избежать нарушения благополучия. Происходит оптимизация виртуальной рабочей среды в виде диджитал-детокса, сокращения времени онлайн-встреч и прочее.
Тенденции 2023 года свидетельствуют о том, что работодатели осознают необходимость уделять внимание коллективу в целом и каждому сотруднику в частности. Благополучие отдельного специалиста является фундаментом для процветания всей организации. При выборе поддерживающих сервисов работодатели делают акцент на повышение благосостояния сотрудников, обеспечение их безопасности и использовании современных технологий для получения нового полезного опыта.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».