Рубрики:
  • Персоны
  • Идеи для бизнеса
  • 5

Стресс в бизнесе: как предпринимателю извлечь пользу из неприятных ситуаций

Прочтёте за 6 мин.
18 июля 2018

Научиться управлять стрессом сложно, но можно

IT-инструменты, которые использует Елена Стасевич

  • Microsoft Office
  • Facebook
  • Instagram

Многие предприниматели постоянно находятся в состоянии стресса. Проверки контролирующих органов, происки конкурентов, «косяки» сотрудников – всё заставляет собственника бизнеса нервничать и переживать. Если вовремя включать защитные механизмы, то стресс может стать союзником предпринимателя, уверена психолог и бизнес-коуч Елена Стасевич. О том, как эффективно противостоять стрессу и извлекать из него пользу для своего дела, Елена Стасевич рассказала в своей авторской колонке. 

Досье

Елена Стасевич, 33 года, совладелица и генеральный директор компании «Эксклюзив Тренинг-инвест». Получила образование психолога, окончила магистратуру и адъюнктуру. Служила психологом в спецслужбах, является сертифицированным коучем и специалистом-полиграфологом. В 2015 году вместе с супругом Игорем Ковалёвым, тоже психологом, создали в Москве компанию «Экслюзив Тренинг-инвест», которая оказывает услуги по проведению корпоративных тренингов, коучингу, разработке и внедрению автоматизированных систем оценки персонала, сопровождению деловых переговоров. 

Елена Стасевич   

Стресс хороший и стресс плохой
 

Стресс - обычное и часто встречающееся явление в жизни предпринимателя. Путь развития и становления своего бизнеса, словно дорога-серпантин, наполнен препятствиями, ошибками и страхами. Они не только мешают добиться успеха, но и помогают удержаться на самой вершине и получить удовлетворение. 

Слово «стресс», так же как «успех» и «разочарование», имеет различное значение для каждого конкретного человека. Вообще, стресс – это внутреннее напряжённое состояние, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Стресс может быть кратковременным (острым) и долговременным (хроническим). 

При кратковременном стрессе, как, например, в спорте или в романтическом приключении, организм имеет достаточно времени для восстановления. Поэтому проблем с самочувствием обычно не возникает. Это «хороший» стресс, который можно контролировать и который даёт возможность стать сильнее в бизнесе. 

Если стресс долговременный и не поддаётся контролю, то организм не успевает отдохнуть, восстановиться, и последствия такого «плохого» стресса сразу сказываются на предпринимателе. Смещается дедлайн в задачах, возникает чувство опустошённости - «всё одно и тоже», снижается концентрация внимания, возникают конфликты в команде. 

Как следствие - появляется чрезмерная подозрительность и недоверие, включаются защитные механизмы, например, перекладывание ответственности на других. При хроническом стрессе у предпринимателя появляются негативные внутренние установки: «ничего не получится», «я всё для них, а их не устраивает», «неблагодарные, столько энергии на них трачу». И что особенно опасно для бизнеса, у предпринимателя снижается чувство собственной уникальности и компетентности, исчезает готовность к обдуманному риску. 

Каждый предприниматель обладает своим уровнем стрессоустойчивости и индивидуально реагирует на неожиданные ситуации в бизнесе. Один – мобилизуется и сразу готов к борьбе, другой – впадает в состояние паники и не может найти выход, третий – просто не замечает дисбаланса. Важно, что стресс приносит не сама ситуация, а то, как мы сами её оцениваем. 

В бизнесе идеально такое положение, при котором собственная эффективность находится на более высоком уровне, а стресс – на более низком. Стресс – это просто одно из условий игры, которое необходимо принять, чтобы быть продуктивным предпринимателем. И стресс, если его вовремя распознать, превращается в союзника. 

Что полезного в стрессе для предпринимателя   

В 1936 году канадский физиолог Ганс Селье научно обосновал, что небольшое количество стрессовых ситуаций человеку необходимо. Он доказал, что стресс оказывает мобилизующее воздействие, закаляет организм, повышает его сопротивляемость в отношении различных раздражителей. 

Однако постоянное пребывание в напряжении приводит к тому, что стресс становится хроническим. Кратковременный стресс позволяет предпринимателю постоянно находиться в тонусе, двигаться вперёд, расширять «зону комфорта», демонстрировать сильные стороны и выявлять «зоны роста». Также «хороший» стресс способствует росту уверенности в себе и своих силах, формированию сильного мышления (мышления победителя), генерации новых решений. 

Что может привести к стрессу  

Для стресса у предпринимателя могут быть внешние и внутренние причины. Как показывает собственная практика консультирования бизнесменов, распространённый топ-10 внешних раздражителей выглядит следующим образом (номер позиции не влияет на приоритетность):

  1. Тайм-менеджмент, неумение правильно расставлять акценты в работе, отсутствие аналитики текущих задач. 

  2. Кадровые риски (нелояльность, ненадёжность, склонность к мошенничеству и саботажу со стороны персонала и партнёров). 

  3. Конкуренты, которые переманивают клиентов и демпингуют. 

  4. Непредвиденные внешние факторы, которые влияют на развитие бизнеса и безопасность деятельности компании. 

  5. Взаимодействие с контролирующими органами. 

  6. Поиск и удержание клиентов, расширение рынков сбыта, увеличение прибыли. 

  7. Завышенные цели и требования к себе и подчинённым. 

  8. Разработка и упаковка новых продуктов/услуг. 

  9. Личностная эффективность и собственное предназначение. 

  10. Дисгармония в семье и окружении. 

Внутренняя причина, которая может привести к стрессу, это стремление к перфекционизму. Сегодня перфекционизм популярен в среде предпринимателей, многие борются за достижения и вкладывают энергию в целеполагание, решение проблем и преодоление препятствий. Достижение абсолютной цели – радость для перфекциониста, и она приносит ему удовольствие, даёт смысл всей его предыдущей и последующей деятельности. 

Перфекционизм – это чрезмерное стремление к совершенству, стремление предъявлять к себе и окружающим людям очень высокие требования. Такие предприниматели оценивают происходящее вокруг по принципу «всё или ничего». Они воспринимают собственные действия, равно как других людей и события, в виде той или иной крайности: «очень хорошо» или «очень плохо». К сожалению, принцип «всё или ничего» оставляет мало места для ощущения успеха и много – для кажущегося провала. 

Предпринимателям-перфекционистам свойственно зависеть от похвалы окружающих: их самооценка часто основана на том, как относятся к ним другие люди, например, бизнес-партнёры. «Я должен во всём быть примером для подражания», «я не могу совершать ошибки», «я должен всё контролировать», – вот типичные заявления перфекциониста. 

Существует два типа перфекционизма в бизнесе: позитивный, он же нормальный, и негативный – невротический перфекционизм. Позитивные перфекционисты – эмоционально стабильные предприниматели. Невротические, или по-другому негативные, перфекционисты – это другая сторона медали перфекционизма. Их цель – не в стремлении создать что-то грандиозное, а в попытках спастись от неудач из-за страха потерпеть поражение. Такие перфекционисты-предприниматели радуются идеальному результату реже, чем его достигают. И зачастую оказываются в капкане собственных разочарований – достигнутые бизнес-цели не соответствует их же стандартам.

Гордиться можно только идеальным результатом, а значит - гордиться нечем. Идеал одинаково недостижим и для позитивных, и для негативных перфекционистов: первые сосредоточены на результате, а вторые – на страхе неудачи. И это становится причиной стресса для обоих типов перфекционистов. 

Как управлять стрессом   

Предпринимателю не нужно бояться стресса: он - неизбежное условие для развитие его самого и его бизнеса. Нужно учиться эффективно управлять стрессом, вовремя включая защитные механизмы. 

Такой «защитой» являются: 

  • Лояльная команда (грамотно отбирайте кадры, создавайте такую команду, которой сможете доверять и делегировать задачи).

  • Тайм-менеджмент (разработайте собственную, удобную для вас, систему приоритетов при решении бизнес-задач). 

  • Личная эффективность (проанализируйте и составьте «уникальный список» ваших качеств и способностей, которые отличают вас от других и мотивируют. Время от времени возвращайтесь к этому списку, чтобы поверить в собственные силы). 

  • Физическая активность (укрепление организма за счёт тренировок или прогулок подарит вам дополнительную энергию, повысит выносливость). 

  • Успешные люди, истории (общайтесь с теми, кто вас заряжает, кто верит в вас и поддерживает). 

  • Продуктивные тайм-ауты (уделяйте достаточно времени собственному отдыху, релаксируйте не дожидаясь усталости). 

Стрессу менее подвержены те предприниматели, которые занимаются саморазвитием. Как правило, они обладают качествами, которые можно развить и в себе: 

  • умение поддерживать здоровую дистанцию по отношению к себе и партнёрам,

  • оптимизм,

  • умение объяснять причины своих успехов и неудач,

  • грамотная тактика поведения в сложной ситуации (анализ проблемы, активный поиск решений, опора на прошлый опыт, распределение времени, саморегуляция). 

Физиолог Ганс Селье отлично сказал: «Не следует бояться стресса. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несёт в себе аромат и вкус жизни». Поэтому кроме плана «А» рисуйте всегда план «Б», не бойтесь форс-мажоров, работайте над своей эффективностью и регулярно анализируйте всё то, что создаёте в бизнесе.

стресс 

Читайте также:

Спокойствие, только спокойствие: правила работы с возражениями.
«Отчаянные аккаунт-менеджеры»: как работать с клиентами без стрессов.
«Верните в офисы стресс. Хватит создавать сотрудникам лишний комфорт».



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Персоны Как обойти секретаря при холодном звонке: три эффективных приёма 14 декабря
    Как обойти секретаря при холодном звонке: три эффективных приёма
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес в эмиграции: как заработать на авторских экскурсиях по Берлину 14 декабря
    Бизнес в эмиграции: как заработать на авторских экскурсиях по Берлину
    Прочтёте за 7 мин.
  • Менеджмент Интригуй, обещай, вовлекай: как завоевать внимание аудитории во время выступления 13 декабря
    Интригуй, обещай, вовлекай: как завоевать внимание аудитории во время выступления
    Прочтёте за 7 мин.
  • Идеи для бизнеса С толстой сумкой на ремне: как заработать на производстве стильных кофров для фотографов 13 декабря
    С толстой сумкой на ремне: как заработать на производстве стильных кофров для фотографов
    Прочтёте за 5 мин.
  • Маркетинг Продвижение в интернете: обратиться в агентство или cделать всё своими силами 12 декабря
    Продвижение в интернете: обратиться в агентство или cделать всё своими силами
    Прочтёте за 4 мин.
  • Кейсы История одной ошибки: почему россиянину не удалось запустить мобильные планетарии в США с первой попытки 12 декабря
    История одного факапа: почему россиянин не смог запустить мобильные планетарии в США
    Прочтёте за 4 мин.
  • Менеджмент Рейтинги и бесплатные лиды: как стимулировать франчайзи работать эффективнее 11 декабря
    Рейтинги и бесплатные лиды: как стимулировать франчайзи работать эффективнее
    Прочтёте за 4 мин.
  • Персоны «Своё производство было ошибкой»: почему Игорь Фролов продал бренд Nordwestfur 11 декабря
    «Своё производство было ошибкой»: почему Игорь Фролов продал бренд Nordwestfur
    Прочтёте за 7 мин.
  • Маркетинг 10 декабря Григорий Ильин:
    Как не спустить бюджет на digital впустую
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Не сел в калошу: как заработать на модной обуви ручной работы 10 декабря
    Не сел в калошу: как заработать на модной обуви ручной работы
    Прочтёте за 6 мин.
  • Маркетинг Контент рулит: как привлечь клиентов из интернета без бюджета и рекламы 07 декабря
    Контент рулит: как привлечь клиентов из интернета без бюджета и рекламы
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Погружение в digital: как устроена и на чём зарабатывает школа интернет-маркетинга 07 декабря
    Погружение в digital: как устроена и на чём зарабатывает школа интернет-маркетинга
    Прочтёте за 6 мин.
  • Кейсы Бизнес в стиле халяль: как сломать национальные стереотипы в гастропроекте 06 декабря
    Бизнес в стиле халяль: как сломать стереотипы в гастропроекте
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Хоть на мороз, хоть в воду: как заработать на экипировке для активного отдыха и экстрима 06 декабря
    Хоть на мороз, хоть в воду: как заработать на экипировке для активного отдыха
    Прочтёте за 7 мин.
  • Кейсы 05 декабря Алексей Бояршинов:
    Как организовать эффективную работу удалённой команды
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес в эмиграции: как заработать на авторских экскурсиях по Голландии 05 декабря
    Бизнес в эмиграции: как заработать на авторских экскурсиях по Голландии
    Прочтёте за 6 мин.
  • Кейсы От хаоса – к порядку: как автоматизация помогла справиться с растущим числом заказов 04 декабря
    От хаоса – к порядку: как автоматизация помогла справиться с растущим числом заказов
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Играют все! Как устроена и на чём зарабатывает детская театральная школа 04 декабря
    Играют все! Как устроена и на чём зарабатывает детская театральная школа
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Джентльменский набор: как заработать на брутальных подарках для мужчин 03 декабря
    Джентльменский набор: как заработать на брутальных подарках для мужчин
    Прочтёте за 5 мин.
  • Кейсы 03 декабря
    The Best: 12 лучших статей для малого бизнеса на Biz360.ru в ноябре
    Прочтёте за 5 мин. The Best: 12 лучших статей для малого бизнеса на Biz360.ru в ноябре
Идёт загрузка материалов