Эй, гусляр, ударь по струнам: как заработать на старинном русском инструменте

Прочтёте за 5 мин.

«Гусли не продаются с первого маркетингового «касания»

IT-инструменты, которые использует Сергей Горчаков

  • Битрикс24
  • YouTube
  • ВКонтакте
  • Facebook

Сколько в России кофеен? Десятки тысяч. А сколько брендов одежды? Тысячи. А сколько производств, которые выпускают гусли? Правильно – одно. И запустил его Сергей Горчаков, предприниматель из села Пушкино Тверской области. В своё время он продавал подержанные автомобили, но в какой-то момент на сельском фестивале услышал, как звучат гусли – и «заболел» этим инструментом. Сейчас в его мастерской производят порядка 200 инструментов в месяц, а годовая выручка – 20 млн. рублей. О том, как заработать на гуслях, Сергей Горчаков рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Сергей Горчаков, 32 года, предприниматель из села Пушкино Тверской области, основатель компании  «Мир гуслей». Учился в Санкт-Петербургском государственном техническом университете и в Славянской академии культуры в Твери, но оба вуза не окончил. Единственное в стране производство старинного русского инструмента основал в 2012 году.

Сергей Горчаков

Как всё начиналось

Параллельно с учёбой в вузе я стал работать в автосервисе. И так сложилось, что как только я стал зарабатывать, то бросил учиться. Не хватило мне ни дисциплины, ни желания, поскольку учился я там, где мне было неинтересно. Поэтому в 19-20 лет стал думать о предпринимательстве.

Занялся перепродажей автомобилей. Накопил на один автомобиль, отремонтировал его, перепродал. Купил ещё один, снова отремонтировал – так дело и пошло. Какое-то время жил этим.

Уезжать в деревню не собирался. Но однажды у меня случились несколько неурядиц подряд (случайная покупка ворованной машины и ряд других) - и я решил поехать в деревню, чтобы отдохнуть.

Уехал. Там какое-то время продолжал заниматься перепродажей авто, но однажды ночью очередная машина у меня вдруг сгорела. Причина так и не была установлена. Решил оставить это дело: распродал оставшиеся авто и больше к этому не возвращался.

Сергей Горчаков

Но деньги нужно было зарабатывать. Так что я копал колодцы, занимался с отцом стройкой. Потом решил попробовать создать производство ульев для пчёл. А потом услышал на каком-то мероприятии, как звучат гусли. А я всегда хотел научиться делать что-то своими руками и при этом интересовался традиционной культурой. Даже пробовал вырезать по дереву и делать какую-то мебель.

И тут решил попробовать сделать гусли. Мне, правда, казалось, это нереальным. Однако вскоре я понял, что всё возможно, если есть желание.

Гусли из старого пианино

Первый сделанный мной инструмент я подарил сестре. Позже встретил профессионального гусляра, который оценил мой третий по счёту образец как «ну ничего, можно играть».

Тогда я стал мыслить предпринимательски и подсчитал, что нужно производить 50-100 инструментов в месяц, чтобы нормально зарабатывать. По моим представлениям, сто инструментов должны были приносить 250 тысяч рублей. При этом требовалось делать гусли за невысокую цену: инструментов на рынке было мало, стоили они дорого (от 10 тысяч рублей). Я же захотел ускорить производство и ориентироваться на стоимость 2-2,5 тысячи рублей за штуку.

Сразу было понятно, что одному мне такое производство не осилить – слишком много разных сложностей. Поэтому на старте мне помогал ученик местной сельской школы: он приходил после занятий и подрабатывал у меня по три-четыре часа в день. Кстати, он трудится у меня мастером по сей день.

Сергей Горчаков

Возле моего дома был небольшой сарайчик. Там я с подмастерьем и начал делать гусли. Спустя какое-то время понял, что сарая уже недостаточно, и за три месяца построил двухэтажную мастерскую. В ней у нас работали уже три мастера, используя оборудование, с помощью которого мы ранее работали с ульями. Потом мы постепенно докупали какие-то инструменты и оборудование.

На старте мы делали продукцию чуть ли не из «дров» - из тех материалов, что были под рукой. Как-то даже старое пианино разбирали и делали из него инструменты. Понимания, что дерево для гуслей должно быть очень высококачественным, поначалу не было. А это необходимо, чтобы изделие прослужило долгие годы.

Теперь мы производим продукцию только из сырья высокого качества. Деки закупаем на кавказском специализированном производстве. Для премиум-инструментов берём волнистый клен, мадагаскарский палисандр. А гусли из более демократичного сегмента, которые сегодня пользуются наибольшим спросом, сделаны из ольхи и ели.

Мир гуслей

Диапазон цен на наши гусли – от 1600 до 200 000 рублей за изделие. Последняя цена на сегодня рекордная: тот инструмент был из палисандра и с очень красивой ручной резьбой. Его купил человек, который не умеет играть, но является ценителем эксклюзива.

Без разделения труда

Поначалу я всё на проекте делал сам. Создавал инструменты, общался с клиентами, отправлял продукцию по почте, ездил за материалами и т.д. Потом взял на работу управляющего, менеджера по продажам и кладовщика. Сегодня у нас в команде 30 человек плюс разные внештатные сотрудники. Мы производим около 200 инструментов в месяц, оборот компании составит в этом году 20 млн. рублей.

Наиболее важным в этом бизнесе мне показалось создать такую технологию изготовления гуслей, которая бы позволила ускорить производство инструментов. Для этого надо было убрать всю рутинную, долгую часть работы.

Сергей Горчаков

Мы многое сделали для этого: сформировали в мастерской баланс из электро- и ручного инструмента, сделали шаблоны для сверления дырок под колки, отдельный станок для натягивания струн. Также разработали способ быстрого создания полости в корпусе с помощью ручного фрейзера. Весь технологический процесс выстроен таким образом, что мастер вообще не тратит времени впустую.

В итоге сейчас каждый наш мастер может производить до 50 инструментов в месяц. За исключением особенно сложных моделей, конечно; их могут делать и несколько месяцев. При этом каждый мастер делает свои гусли от начала и до конца - от доски и до настройки звучания. То есть на нашем производстве нет разделения труда.

И снова пожар

В январе 2018 года наша мастерская сгорела. Да, пожары – какой-то рок для меня. Экспертиза МЧС показала, что в данном случае точно был поджог, но кто был виновником, осталось неизвестным. У нас не осталось ни помещения, ни инструментов.

Долго горевать было некогда: стали думать, что делать. Решили выпустить пост о происшествии в соцсетях и запустить крауд-кампанию на восстановление. И нам пришла поддержка со всей России. Пост в «ВКонтакте» набрал 600 тысяч просмотров, и за месяц мы собрали более 2 млн. рублей.

Мир гуслей

На эти деньги удалось заложить фундамент новой мастерской - в разы лучше предыдущей. Мы вложили также около 10 млн. рублей своих средств - и в итоге построили новое профессиональное помещение на 350 квадратных метров с новым оборудованием. Так пожар сделал из нашего кустарного производства профессиональное.

На данный момент всё нужное столярное оборудование у нас есть, но мы постоянно вкладываемся в фото- и видеоаппаратуру. Дело в том, что наше производство достигло своих результатов не только за счёт технологий, но и потому, что мы постоянно снимаем о нём интересный контент для соцсетей. Мы ведём вебинары и прямые эфиры, снимаем видеоролики, организовали онлайн-школу по игре на гуслях. Также мы активно работаем со СМИ. Социальными сетями компании давно занимается отдельная команда.

Гусли «в лоб» не продаются

Поначалу мы, конечно, продавали с помощью сарафанного радио. Но дело в том, что готовой целевой аудитории для гуслей как таковой нет: спрос на нашу продукцию мы должны создавать сами.

Гусли не продаются с первого маркетингового «касания». Мы обращались к серьёзной организации, которая настроила нам рекламу в Facebook и в Instagram, но в итоге просто слили бюджет. Тогда стало понятно, что просто «в лоб» наши инструменты не продаются. А как продаются?

Мир гуслей

Сначала интересующиеся или просто случайные люди добавляются в наше сообщество. Потом смотрят про нас какой-нибудь репортаж на телевидении, потом начинают за нами следить. И только спустя какое-то время приходят к покупке – зачастую даже не думая, что однажды вообще будут играть на этом инструменте.

То есть люди следят за нашей деятельностью не потому, что им интересны гусли, а потому что мы в какой-то момент становимся интересны им - как люди и как проект.

YouTube всемогущий

Наша маркетинговая активность началась с первого сюжета в местных СМИ. Тогда мы поняли, что нужно развивать медийность. Первое видео нам было сделать очень сложно. Помню, ко мне приезжала девушка из «Комсомольской правды», и ей еле-еле удалось вытянуть из меня пару слов о гуслях на камеру. Было необычно и страшно.

Но чем дальше мы шли, тем очевиднее было, что без видео-контента нам никуда. И мы завели сообщество «ВКонтакте», первую тысячу участников группы набирали спамом (тогда за это не банили). Потом я купил у какой-то украинской компании курс по таргетингу, после чего начал потихоньку крутить рекламу сам.

Придумал конкурс: пришлите видео как будто вы играете на гуслях, победителю подарим инструмент. Нам тогда пришлось подарить инструмент тому, кто вообще-то играть не умел, зато набрал больше всех лайков. Но это дало прирост подписчиков.

Мир гуслей

Потом завели канал на YouTube и аккаунт в Instagram. Сейчас у нас более 43 тысяч подписчиков в «ВКонтакте», более 23 тысяч на You Tube и около 4 тысяч в Instagram. Там мы с самого начала стали постоянно постить фото наших инструментов и производства, давать видео-уроки, чтобы показывать, что играть на гуслях не так уж трудно. В данный момент, например, я провожу марафон по обучению игре на гуслях, где учатся 125 человек. Также у нас есть довольно большой чат в Telegram, куда участники присылают видео-отчёты о своих успехах и получают в ответ обратную связь.


Мы начали активно развивать сегмент онлайн-образования в пандемию, и продажи в тот период у нас в итоге выросли. Сейчас, во вторую волну, есть просадка, но не критичная. Думаю, всё выправится.

На сегодня на таргетинг в «ВКонтакте» у нас потрачено более 1 млн. рублей: мы начали серьезно вкладываться в это как раз после пожара, уже в новой мастерской. Используем и «Яндекс.Директ», и Google Adwords. Но вообще мы сторонники органичного трафика, особенно с учётом того, что реклама дорожает с каждым днём. Поэтому и хотим в первую очередь вкладываться в контент, который люди будут смотреть по своей воле.

Мир гуслей

Мы дарим гусли звёздам: они есть, например, у Шнура, у лидера «Калинова Моста» Дмитрия Ревякина, у гитариста «Металлики». В целом наши изделия покупают по всей стране и за рубежом. Причем уже не только русские эмигранты, но и коренные иностранцы.

Что дальше

В дальнейшем нам бы хотелось добавить к своей деятельности туристический проект «Гусельное подворье». Организовывать туры на наше производство, событийные мероприятия, привязанные к народным праздникам календарного цикла и т.д. Думаю, такой формат был бы актуален на современной волне развития туризма по России.

Но на всё это нужны инвестиции; посмотрим, что удастся реализовать в следующем году и какие возможности он нам принесёт.

Сергей Горчаков

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

27 ноября 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Идёт загрузка материалов