Где деньги? Или даже так - где чёртовы деньги?!Этот вопрос часто задают себе, подчинённым и Вселенной собственники бизнеса. Ошибочно думать, что с этой проблемой сталкиваются только начинающие предприниматели. Кассовый разрыв знаком многим компаниям, работающим на рынке не первый год. О том, как его избежать и при чём тут складские запасы, эксперт по корпоративным финансам Ольга Сыса рассказала порталу Biz360.ru.
Ольга Сыса – эксперт по корпоративным финансам, основатель собственной консалтинговой практики. Аттестованный финансовый директор. Выпускница Омского государственного института сервиса. Имеет более 20 лет опыта работы в компаниях с оборотом от 100 млн до 30 млрд рублей в год.

Вынужденная или спланированная бизнес-модель
Кассовый разрыв – это ситуация, когда сумма платежей компании превышает сумму её поступлений, даже с учётом накопленных ранее на расчётном счёте денежных средств.
Но, как у любой медали, у этого явления две стороны.
-
Кассовый разрыв может быть частью бизнес-модели. Тогда компания управляет этим процессом, потому что точно знает, когда и в каком размере ожидается разрыв между приходом и расходом, знает, из какого источника будет его покрывать.
-
Вопрос с дефицитом бюджета возникает у компании в самый неожиданный момент и с завидной регулярностью. Этот процесс тоже становится частью бизнес-модели, но только собственник не развивает бизнес, а все силы уходят на «тушение пожаров». То есть имеет место реактивный тип управления финансами.
Неспособность компании вовремя рассчитываться по обязательствам – серьёзная угроза для бизнеса. Срыв сроков поставки, неисполненные обязательств перед контрагентами, невыплаченная в срок зарплата или задолженность по налогам – это потеря репутации, отсутствие выгодных сделок, штрафы, пени и судебные разбирательства, бессонные ночи собственника и возможная потеря бизнеса.
У любой задачи есть решение. Приведу примеры успешных стратегий финансового управления, которые помогут избежать кассовых разрывов и обеспечат компании финансовую устойчивость.
Переход от реактивного управления к проактивному
Планирование – это базовый инструмент управления финансами. Работа без прогнозирования денежных потоков – игра в рулетку, где кассовый разрыв – это проигрыш собственника.
Используя инструменты планирования, можно заранее увидеть возможные проблемы и своевременно принять верные управленческие решения.
Анализ условий работы с контрагентами
Строгое соблюдение договорных условий с клиентами – критически важно. В основе положения по работе с контрагентами должна быть понятная политика условий оплаты, предоставления отсрочек и скидок. При выстраивании отношений следует учитывать все нюансы операционной модели, по которой работает ваш бизнес. Этот инструмент поможет собственникам решить следующие задачи:
-
Управление дебиторской задолженностью. При сложностях с ликвидностью или отсутствием денежных средств следует уточнить сумму, которую вам должны контрагенты. Иногда обычное напоминание о просроченной оплате помогает избежать текущих проблем с оплатами и, например, вовремя выплатить заработную плату или рассчитаться по кредиту. Также можно рассмотреть факторинг для ускорения поступления платежей – это услуга, благодаря которой бизнес может получить деньги за отсроченный платёж сразу, а не ждёт, пока заказчик проведёт оплату; деньги предоставляет банк, а заказчик возвращает ему нужную сумму позже.
-
Оптимизация кредиторской задолженности. Важно соблюдать оптимальный баланс между дебиторской и кредиторской задолженностями. Если дебиторская задолженность превышает сумму обязательств компании, то в среднесрочной перспективе это может привести к кассовому разрыву и нехватке средств, например, для оплаты счетов поставщиков.
Оптимизация системы закупок
Складские остатки многих компаний похожи на «кладбища мёртвых кораблей». То, что собственник считает ликвидным активом, при более внимательном взгляде на баланс по статье «запасы», может на самом деле оказаться пассивом, который уже никогда не сконвертировать в живые деньги.
Отсутствие системы управления запасами приводит к тому, что на складе «замораживаются» миллионы рублей, которые могли бы использоваться как оборотный капитал. И тогда бизнес не столкнулся бы с проблемой кассового разрыва. Поэтому нужно анализировать оборачиваемость запасов и искать пути, как не затоваривать склад.
Синхронизация финансов с отделом продаж
При планировании следует учитывать сезонность, маркетинговые акции компании и другие факторы, влияющие на объёмы продаж и на качество прогноза денежных средств. Если финансовый отдел не будет вовремя осведомлён, например, что планируется масштабная акция, то резкий рост продаж приведёт к тому, что в моменте бизнес не сможет вовремя пополнить складские остатки. Сумма обязательств перед поставщиками возрастёт, а в итоге возникнет кассовый разрыв, на решение которого у компании будут минимальные сроки. Это, скорее всего, приведёт к тому, что решать проблему придётся не самым эффективным способом: будет «съедена» часть маржи, на которую рассчитывали маркетологи.
Избежание кассовых разрывов – это комплексная задача, которая требует системного подхода. Никаких разовых мер или «я подумаю об этом завтра» быть не может. Один просроченный платёж, оставленный без внимания, может запустить цепную реакцию, которая неизменно приведёт и к дефициту бюджета.
Кассовый разрыв – серьёзная проблема, но предотвратить её возможно. Грамотное планирование, эффективный контроль денежных потоков и своевременное реагирование на возникающие проблемы – гарантия финансовой стабильности и успеха бизнеса.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».