Многие компании в процессе роста сталкиваются с тем, что отдельные бизнес-процессы начинают пробуксовывать, а отчётность, поступающая от разных подразделений, превращается в несистемный вал информации, с которой трудно работать. Такое положение дел серьёзно угрожает бизнесу, так как негативно влияет на продажи и сервисную работу с клиентами. О том, как автоматизация помогла справиться с хаосом и оптимизировать работу предприятия, рассказал генеральный директор компании «Базис» Владимир Трофимов.
Владимир Трофимов, генеральный директор компании
«Базис» (Воронеж). Окончил радиотехнический факультет Воронежского государственного технического университета. В 2011 году возглавил предприятие «Базис», которое работает с 2004 года и специализируется на разработке и производстве силовой и связной радиоэлектронной аппаратуры, светодиодной светотехники общего и специального назначения.
Рост компании неизбежно сопровождается хаосом. Но хаос в бизнесе, который существует много лет, недопустим. В компании «Базис» за более чем 10 лет работы скопились проблемы, которые не давали развиваться дальше.
На предприятии отдельно друг от друга работали регламентная база для бухгалтерии и сдачи отчётности, складская программа. А спецификации, по которым выпускается продукция, существовали исключительно в виде таблиц в Excel. В этих же таблицах наши специалисты вели расчёт прямых затрат.
Пока число документов не превышало десятков, схема работала. Когда заказов стало больше, мы зашли в тупик. При необходимости оперативно понять, что лежит на складе, было невозможно. Какие материалы требуются для исполнения заказа, было известно только начальнику производства.
В результате возникал дефицит материалов, планирование и контроль выполнения заказов были неизбежно сопряжены со стрессом и страхом упустить что-то важное. Из-за отсутствия достоверных данных об остатках материалов и себестоимости выпускаемой продукции нам приходилось отказываться от заказов на небольшие партии.
Продолжать рисковать заказчиками, в числе которых «Газпром», РЖД и «Роснефть», я не мог.
Очевидное решение наших проблем - комплексная автоматизация. Я хотел видеть единую структуру, в которой можно было оперативно обрабатывать входящие заявки, рассчитывать потребность производства в материалах и комплектующих, своевременно формировать заказы поставщикам, планировать загрузку цехов таким образом, чтобы минимизировать простои в ожидании поставки необходимых материалов.
Выполнение заказов должно было отслеживаться на каждом этапе подготовки, производства или отгрузки. Нужно было понимать себестоимость, знать, сколько стоит предприятию «каждая железочка» на всех этапах передела.
В начале 2017 года я обратился в воронежский офис компании «Первый бит», с которой мы уже работали. Приехал с командой сотрудников, ответственных за основные направления, и попросил рассказать об имеющихся вариантах.
Рассматривали «1C: Управление производственным предприятием 8», но в этой системе нельзя формировать списки замен (аналоги) в спецификациях. В итоге мы приняли решение в пользу «1С:ERP. Управление предприятием 2».
Задачу перед разработчиком системы поставили таким образом:
-
ускорить обработку входящих заказов, обеспечить оперативную оценку их исполнимости и маржинальности до принятия в работу и заключения контрактов с покупателями;
-
улучшить планирование работы отдела закупок, исключить простои производства, связанные с дефицитом материалов и комплектующих;
-
оптимизировать планирование работы производственных цехов, участков и подразделений, ускорить выполнение заказов в производстве;
-
обеспечить формирование управленческой отчётности о деятельности и состоянии предприятия в любой момент времени.
Автоматизация - это процесс, растянутый во времени. Систему не включают как свет. Поэтому мы разделили задачу на модули: производство, закупки, продажи, каждый из которых обсуждался отдельно. Сотрудники прошли первичное обучение.
Самой серьёзной проблемой оказалось изменить сознание людей. Далеко не все понимали, зачем нужна автоматизация. Пришлось ломать устоявшиеся привычки, выстраивать новые бизнес-процессы.
Например, человек занимается продажами. Он привык вести дела так, как ему удобно. И ему сложно осознать тот факт, что его ведение документооборота влияет на другие подразделения компании.
Пришлось объяснять, что действия в системе, которые кажутся не столь значимыми специалисту по продажам, на самом деле важны для специалиста по закупкам или производственника. И так с каждым: специалисты видят лишь свою узкую задачу и не представляют, какие сложные взаимосвязи существуют внутри предприятия.
Долго пытался убеждать аргументами - всегда лучше сначала объяснить. В крайнем случае действовал авторитарными методами. Со временем у сотрудников формировалась внутренняя мотивация, приходило осознание, что делать по-новому действительно лучше. Это как приучать ребёнка чистить зубы: сначала заставляешь, а потом он без этого жить не может.
Мы автоматизировали отделы продаж, закупок и логистики, производство, бухгалтерию и администрацию. Непосредственно автоматизацией занималась проектная команда, в которую вошли представители подрядчика и руководители наших ключевых направлений. Я лично занимался проектом на начальном этапе и участвовал во всех заседаниях проектной команды.
На первом этапе интегратор дал сотрудникам минимальные вводные, установил для тренировки модель системы на сервер и локальные рабочие места. Дальнейшее обучение проходило на примерах: как делать заказ покупателю, поставщику или внутри компании. Работать в это время продолжали по старой схеме, пока однажды не приняли решение, что с завтрашнего дня переводим все операции в систему.
Проект завершился год назад, но я до сих пор не могу сказать, что мы используем функционал «1С:ERP» полностью. По личным ощущениям, освоили в лучшем случае пятую часть потенциала. Глубокого знания структуры всей системы нет ни у кого, и это, скорее всего, недостижимый идеал. Минимум навыков, без которых нельзя двигаться вперёд, освоил каждый сотрудник.
Предприятие во всех смыслах стало больше: штат увеличился с 15 до 30 человек. Ежемесячный объём отгружаемой продукции увеличился на 20 процентов. Ускорилось прохождение заказов по технологической цепочке. Производство теперь одновременно обрабатывает почти в 2,5 раза больше заказов: их количество выросло с 50 до 120 в месяц. Прибыль выросла на 15 процентов.
Мы освоили серийный выпуск линейки светодиодных драйверов низкомаржинального сегмента. За такую задачу при старой системе работы даже браться было бессмысленно. Мы стали брать в работу больше мелких заказов, от которых раньше отказывались: они не приносили прибыль из-за перебоев с обеспечением производства материалами и комплектующими.
Минимизировали простои производства, связанные с нехваткой материалов, ускорили прохождение заказов по технологической цепочке. Бесперебойные производство и отгрузка позволили снизить наценку. Сейчас прохождение заказов превратилось в спокойный и размеренный процесс.
В нашем флагманском продукте, который предназначен для предприятий ТЭК, высокая доля импортных комплектующих, но, несмотря на рост курса доллара, мы смогли снизить его рублевую стоимость.
Источник: GD.ru.
Читайте также:
Как автоматизация упорядочила управленческий и финансовый учёт.
Включить форсаж: как автоматизация позволила увеличить продажи.
Как автоматизация позволила вчетверо сократить время на оформление заказа.