Как бизнесу строить планы в условиях неопределённости: актуальные тренды и эффективные технологии

Прочтёте за 5 мин.

«Изменение – это единственная постоянная в мире бизнеса»

IT-инструменты, которые использует Александр Стихарев

  • Trello
  • Tableau
  • Notion

Последние три с половиной года российский бизнес переживает один кризис за другим: сначала пандемия и локдаун, а сразу после них – перестройка рынка, связанная с геополитическими событиями и экономическими санкциями. В такой ситуации особенно неспокойно чувствуют себя малый и средний бизнес, которым планировать свою работу сложнее, чем крупным компаниям. О том, как строить планы в условиях «новой реальности», в своей авторской статье для портала Biz360.ru рассказал основатель сервиса Shtab Александр Стихарев.

Досье

Александр Стихарев – 32 года, предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель и директор сервиса для управления проектами Shtab, руководитель digital-агентства Stik, коммерческий директор сети клиник эстетической медицины «Медиэстетик».

Александр Стихарев

«Не составить планов – значит, запланировать своё поражение»

Хотя эти слова Бенджамин Франклин произнёс более двух веков назад, они актуальны и для современного бизнеса. С оговоркой на то, что эти процессы теперь гораздо более гибкие и адаптивные.

В XVIII веке насыщенность событиями не слишком уступала сегодняшней, но отсутствовала глобализация и все прелести цифрового и информационного общества, поэтому ещё можно было спокойно и неуклонно следовать планам.

Но только за последние три года произошло столько событий, что их хватило бы на несколько десятков лет прежним поколениям. И эти события как бы говорят нам – стройте гибкие планы. Это значит не просто предвидеть тренды и создать стратегические роадмапы. Эффективное планирование строится на умении принимать решения, гибко адаптироваться к изменениям, управлять рисками и при этом сохранять чёткость стратегического взгляда.

Только 4,6% российских компаний сегодня готовы планировать на 5 лет вперёд. И в основном это бизнесы с выручкой от 100-300 млн. ИП без сотрудников и с небольшой выручкой только на месяц. И это несмотря на развитие машинного обучения, AI и доступу к более точным аналитическим данным.

В этой статье разберём лучшие практики, которые помогут прокладывать путь движения компании дальше вытянутой руки и в случае чего быстро менять направление без потерь, как это делают мировые бизнесы.

Сила, которая приводит бизнес в движение: принципы планирования

В чем суть эффективного планирования? Это процесс, где вы определяете цели вашей компании и выбираете лучше методы для их достижения. Главные цели бизнеса: максимизировать ресурсы, увеличить эффективность, снизить риски и поставить работу на поток. Это похоже на строительство дома: без плана здания и расчёта того, что понадобится для его возведения, вся затея пойдет прахом.

Принципы, при которых планирование будет плодотворным:

1. Связь с миссией и целями компании. Ваш план должен быть неразрывно связан с общей миссией компании и долгосрочными целями. Тогда вся ваша деятельность будет подчинена одному видению, а силы не будут расходоваться напрасно.

  • Пример: если миссия компании по производству экологичных видов топлива «Остановить или хотя бы замедлить разрушающее воздействие загрязнений на природу», то все задачи и проекты компании не должны противоречить этой миссии.

2. Реалистичность. Планы должны быть правдивыми. Слишком амбициозные или недостижимые цели могут демотивировать команду. Соотносите свои идеи с вашими ресурсами.

  • Пример: «Наладить производство автомобилей на солнечной батарее» красивый план, но не реалистичный. Это дорого, пока нигде нет мастерских, которые бы обслуживали и чинили такие автомобили. Можно найти альтернативное решение, выбрав производство электрокаров.

3. Гибкость. Ваш план должен быть адаптивным. Закладывайте и просчитывайте возможные риски на пути к цели.

  • Пример: новые электрокары могут сильно проигрывать известным конкурентам, нужно заранее продумать план отстройки от гигантов.

4. Мониторинг и оценка. Без постоянного мониторинга и оценки ваши планы окажутся неэффективными. Следите за выполнением работ, измеряйте прогресс и корректируйте действия раз в неделю, в месяц, в три месяца;

  • Пример: масштабный проект «Создание электрокара» необходимо разбить на иерархию задач и отслеживать выполнение, прогресс на каждом уровне: найти команду, провести исследование рынка, выбрать завод и т.д. Удобнее и логичнее всего это делать в сервисах для планирования и управления проектами вне зависимости от масштаба вашей задумки. В приложении можно посчитать трудозатраты, бюджет, подключить к задаче нужных сотрудников и стейкхолдеров.

5. Вовлечение всех уровней организации. Планирование включает в себя вклад всех уровней компании – это усиливает сотрудничество.

  • Пример: привлекайте к мозговым штурмам, совещаниям не только менеджеров, но и рядовых сотрудников, которые могут поделиться своим видением и неординарным подходом к решению задачи.

Лучшие практики планирования в бизнесе

С принципами разобрались. А вот то, как строить планы, нам подскажут примеры ведущих компаний мира, которые успешно справляются с этим.

Сценарное планирование

Эта практика включает в себя создание различных «сценариев» или «историй» о будущем. Каждый сценарий основывается на различных предположениях о будущих событиях. Это позволяет компаниям быть готовыми к различным исходам.

Сценарное планирование успешно использует компания Shell ещё с 1970-х годов. Эта практика помогает анализировать тенденции в энергетической отрасли и прогнозировать изменения на рынке. Так, в своём отчете компания выделила мировые сценарии: «Горы», «Океаны» и т.д. На основе данных в этих сценариях и тенденциях, компания выстраивает своё планирование.

SWOT-анализ

Этот анализ включает в себя оценку сильных (S) и слабых (W) сторон компании, а также возможностей (O) и угроз (T) из внешней среды. Анализ хорош, чтобы понять своё текущее положение и наметить будущие действия.

Например, компания Starbucks и аналитические центры регулярно проводят SWOT-анализ, чтобы определить новые возможности на рынке и управлять потенциальными угрозами для компании. Это помогает организации оставаться глобально известной и успешной.

Планирование на основе данных (Data-Driven Planning)

С использованием больших данных и аналитических инструментов компании теперь могут базировать свои планы на точных и подробных данных.

Netflix яркий пример использования Data-Driven Planning. Они используют данные пользователей, чтобы прогнозировать тренды и рекомендовать людям те шоу, сериалы и фильмы, которые им с большой долей вероятности понравятся. Учитывая сумасшедшую популярность сервиса, можно сделать вывод, что это им удаётся.

Какую практику планирования выбрать? К счастью, ни одна из них не противоречит друг другу, поэтому вы можете совмещать их. Например, использовать планирование на основе данных для того, чтобы определить сценарии и для каждого сценария провести SWOT-анализ.

Актуальные технологии и инструменты планирования

Сами инструменты не сделают за вас всю работу: хоть те же нейросети и справляются с аналитикой данных, их обработка и применение за человеком. Но отрицать такие блага цивилизации уже невозможно, если не хочется прослыть «дЕджитальным старовером». 

Итак, какие технологии для планирования пора использовать в 2023-2024 годах:

  • Искусственный интеллект (AI): AI может анализировать огромные объёмы данных и выявлять закономерности, которых не замечает человек. Используя AI, компании могут создавать более точные прогнозы и строить более эффективные планы.

  • Системы управления проектами (Project Management Systems): с помощью таких систем, например, таких как Asana, Shtab, Jira, компании могут координировать свои проекты и задачи, следить за сроками и мониторить прогресс.

  • Инструменты для аналитики данных (Data Analytics Tools): эти инструменты, например, Google Analytics или Tableau, позволяют анализировать данные и использовать их для планирования. Они помогают выявлять тренды, измерять эффективность и принимать грамотные решения.

  • Облачные технологии (Cloud Technology): инструменты, такие как Google Drive или «Яндекс Диск», позволяют командам совместно работать над планами и документами.

Выбор конкретного инструмента зависит от специфики вашего бизнеса, ваших целей и ресурсов. Например, стартап может выбрать систему управления проектами для координации работы своей небольшой команды, в то время как крупная компания может инвестировать в разработку собственных инструментов для анализа данных на основе AI для более сложного и детального планирования.

Планируйте, не планируя: что делать в эпоху неопределённости

Не успеешь придумать план, как случается экономический шок, технологическое изменение или глобальное событие. Быстрое реагирование и адаптация планов вот чему стоит учиться в первую очередь, если вы хотите продолжать мыслить стратегически. 

Непредсказуемая, изменчивая бизнес-среда то, что досталось поколению современных предпринимателей. С этим нужно учиться работать. 

  • Шаг первый – мониторинг. Следите за последними тенденциями, изменениями на рынке, поведением конкурентов. Используйте данные и аналитику для прогнозирования возможных сценариев.

  • Шаг второй – гибкость. Все вокруг говорят о гибкости в бизнес-среде, но о чём это? Быть гибким в бизнесе (Business Agility), значит применять современные методы менеджмента и построения организации, чтобы быстро и безболезненно сориентироваться в случае чего.

Один из примеров адаптации к неожиданным ситуациям реакция сервиса Airbnb на пандемию COVID-19, когда аэропорты массово закрылись и в связи с карантином люди перестали путешествовать и бронировать квартиры на Airbnb. Компания быстро переключилась в новый режим: долгосрочная аренда и предложения отпусков для жителей стран, где ограничения были не такими строгими.

Airbnb также запустила новый продукт виртуальные впечатления, и организовывала интерактивные события онлайн. Благодаря этому компания не только смогла пережить трудные времена, но и обрела новые возможности для расширения бизнеса.

Другой пример реакция на пандемию сервиса Zoom. Во время начала эпохи удалёнки спрос на видеоконференции взлетел до небес. Чтобы удовлетворить потребности миллионов новых юзеров, компания быстро масштабировала свои операции и улучшила безопасность сервиса.

Эти примеры показывают, что с помощью наблюдения, гибкости и быстрого принятия решений, даже в условиях неопределённости можно преуспеть.

Как мы будем планировать в будущем: тенденции и прогнозы

Давайте заглянем в будущее и посмотрим, какие тенденции в области планирования нас ожидают:

  • Расширение использования AI и анализа big data. Ожидается, что использование AI и больших данных в планировании будет только расти. Что из этого следует? Более точные прогнозы и взвешенные решения – более разумное планирование.

  • Возрастание тренда на дистанционную работу. Всё больше компаний будут включать в свои планы удаленку или гибридный формат для сотрудников.

  • Устойчивость и ответственность. Забота о сотрудниках, экологические проекты, благотворительность – ориентиры нового мира.

Как учитывать эти тенденции в своем бизнесе:

  • Обучение и развитие. Чтобы использовать AI и big data, важно иметь квалифицированный персонал, который может работать с этими технологиями. Планируйте тренинги и обучение для своей команды.

  • Гибкость и адаптивность. Учитывайте возможность дистанционной работы в своих планах и создавайте гибкие стратегии, которые могут адаптироваться к изменяющимся условиям.

  • Стратегия устойчивости. Интегрируйте устойчивость, экологичность в своё планирование. Развивайтесь в социальном, экологическом и корпоративном направлениях. Так вы гарантируете улучшение репутации, рост потенциала и стоимости вашего бизнеса, а также привлекательности для инвесторов..

Единственная постоянная в мире бизнеса – изменения. Готовность постоянно менять подход к работе и адаптировать бизнес-процессы под окружающий мир обеспечивают стабильность, как это ни парадоксально.

Future

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

11 июля 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов