Как не оказаться на обочине бизнеса: шесть важных рекомендаций

Прочтёте за 3 мин.

Евгений Курт - о том, как подстроить деятельность компании под быстро меняющиеся запросы потребителей

IT-инструменты, которые использует Евгений Курт

  • uKit
  • Trello
  • Facebook

Современный потребитель капризен и непостоянен, его привычки и предпочтения быстро меняются. Тот предприниматель, который сумеет предвидеть новые запросы и потребности, получит конкурентное преимущество. Иными словами, чтобы завтра не оказаться на обочине бизнеса, сегодня нужно думать на несколько шагов вперёд. О том, как подстроить работу компании под стремительно меняющиеся запросы потребителей, рассказал управляющий партнёр uKit Group Евгений Курт.

Досье

Евгений Курт, 36 лет, управляющий партнёр компании uKit Group, развивающей популярный конструктор сайтов uKit. Родился и живёт в Москве, окончил МГЮА по специальности «международное частное право». В 2005 году стал сооснователем сервиса uCoz, в 2014-м инициировал создание нового флагманского продукта компании – конструктора сайтов, лендингов и магазинов для малого бизнеса uKit. К настоящему времени проект привлек 1 млн. пользователей и, по данным компании, является самым быстрорастущим в своём сегменте на российском рынке.

Евгений Курт 

I. Создавайте продукты, комплементарные основному

Запросы потребителей, особенно в сфере цифровых услуг, меняются стремительно, и те, кто вовремя не отреагировал на изменения рынка, оказываются за бортом. Ваш пользователь развивается, у него появляются новые потребности, усиливается давление конкурентов.

Хорошая идея в этой ситуации - строить субпродукты вокруг основного: создавать дополнительные сервисы, усиливающие ваш продукт. Всем понятный пример из истории развития поисковиков - появление поиска по картам, доступность информации о погоде, постоянно обновляющиеся агрегаторы новостей. Вы должны быть там, где люди захотят искать, и выходить к ним с тем, что они желают найти.

Субпродукт - это часто и удовлетворение потребности существующей аудитории, и точка вовлечения «не совсем ваших» пользователей в вашу экосистему.

Согласитесь, многие выбирают товары на «Яндекс.Маркете», но основной поиск осуществляют с помощью Google. Мы недавно провели эксперимент. Из-за отсутствия простых решений, с авторами которых можно было бы сотрудничать, начали писать конструктор калькуляторов услуг (распространённая вещь на сайтах, правда?). Вынеся свою разработку в отдельный сервис uCalc, результат работы в котором можно встроить на любую CMS, спустя три месяца мы получили 75% новых активных пользователей с чужих платформ.

II. Ищите новый и стабильно генерирующий выручку рынок

Денежных рынков мало, и, если вам удалось попасть на один из них, а не создать первый продукт «в никуда», вы начинаете жить в ситуации постоянного давления и поиска точек роста.

Вы всегда должны держать в голове то, что в любой момент может появиться более талантливый конкурент, который если не поглотит, то выбьет вас с рынка. Искать новое направление развития, следующий рынок для вашего бизнеса - правильные шаги. Пусть даже часть продуктов, выпущенных с этой целью, «умрёт» по пути.

Это помогает компании оставаться боеспособной, что ярко продемонстрировал «Рамблер», ушедший в медиа. Есть много других примеров. Amazon, например, развивается и в направлении облачной инфраструктуры, и в сфере ритейла не только потому, что «всё это про IT»: наличие масштабируемого «плана Б» поможет вам выжить при любых кардинальных изменениях ситуации.

III. Выявляйте и «закрывайте»
новые потребности аудитории

Facebook пришел к тому, что мессенджер стоит выделить в отдельную историю (и даже истории) и содержать Instagram как самостоятельную сущность, чтобы закрывать единую потребность в коммуникации между людьми. Очевидно, что с ходом времени привычки людей всё больше меняются, несмотря на то, что все они стремятся к одному результату.

А отдельный продукт - это всегда компромисс по функциональности. И ваш текущий пользователь захочет сжечь вас на костре, если вы попытаетесь отнять у него хоть что-то.

При этом новые волны спроса периодически накатывают на любой большой рынок. И чтобы транслировать свои компетенции аудитории, которая хочет решать проблему иначе (часто это значит - проще и быстрее), многие компании сталкиваются с необходимостью поддержки двух отчасти конкурирующих продуктов.

Оказавшись в ситуации, когда вам нужно догонять конкурентов, вы будете учиться находить новые методы привлечения аудитории, иначе «бежать быстрее» не получится. Например, это могут быть автоматические инструменты создания сайта из страниц в Facebook и «Вконтакте», где часть новой аудитории начинает осваивать онлайн, или распространение продукта по модели white label. И выйдя на, казалось бы, «новый красный» рынок, вы поймёте, что многие ниши на нём ещё не заняты с продуктовой и географической точек зрения.

IV. Дайте команде возможность
экспериментировать с новыми продуктами

Любой бизнес - это люди. Они способны генерировать идеи и брать их в разработку, доводя до стадии прототипов и рабочих продуктов. Однако на дистанции будет бесконечно не хватать ресурсов: с одной стороны, необходимо тестировать гипотезы новых сервисов, с другой - неразумно раздувать штат ради «сработает или нет». Исходя из этого, многие компании берут на вооружение «правило Google» для распределения текущих и потенциально-перспективных задач, зачастую пересекающихся с внутренними «болями» сотрудников.

Вы, как руководитель, получаете возможность наблюдать за тем, как люди сами формируются в команды «по интересам», и понимаете, кто берёт на себя контроль, что он может предусмотреть.

Надо быть изначально готовым к тому, что часть команд и тестовых проектов не сложатся. Как надо быть готовым и к иному поведению аудитории.

У нас был такой опыт, за которым, кстати, пристально наблюдал VC. Это был проект контент-площадки uPages, где каждый автор получал процент от рекламных доходов. Имея перед глазами опыт массовых платформ за рубежом (HubPages) и нишевых площадок в России, мы запустили свою версию решения. И упёрлись как в проблемы командного взаимопонимания, так и в непредвиденное поведение авторов, которые часто видели больше «ценности» в быстром скликивании рекламы, а не в регулярных небольших выплатах на дистанции. Спустя три месяца проект был закрыт.

Однако это не значит, что подобные эксперименты с продуктами не стоят свеч. Само наблюдение за командами даёт вам новые гипотезы об изменениях, которые можно аккуратно масштабировать. Таким путем недавно пошёл Facebook, чей Workplace зародился как инструмент для общения в самой компании. Сегодня он может конкурировать с энным количеством решений для корпоративных коммуникаций. Так же действуем и мы: видя потребность в быстром создании и сравнительном тестировании лендингов внутри своего и дружественных маркетинговых отделов коллег, мы готовим нишевый инструмент под эти задачи –  uLanding.

V. Отказывайтесь от невыгодных партнёрств

Часто отдельную потребность своей аудитории можно закрыть, интегрируясь с готовым решением. Но бывает и обратная ситуация: закрывая потребность части своей (а иногда и «чужой») аудитории, вы можете неизбежно столкнуться с необходимостью иметь собственный продукт под отдельную задачу. Например, это касается кнопок «поделиться» для соцсетей. Неслучайно «Яндекс» создал свою версию такого сервиса. Неспроста к своей версии пришли и мы. Это не только вопрос взглядов на технические решения или дизайн, но и краеугольный камень владения данными, так как это обеспечивает вашу независимость.

VI. Владейте ключевой технологией,
а не долей какого-то рынка

По большому счёту, бизнес IT-компаний так или иначе крутится вокруг данных. Машинное обучение, data science, применение нейросетей в своих «пилотах» и продуктах – в этих направлениях сейчас активно движутся как глобальные, так и региональные игроки. Мы уже наблюдали нечто подобное на примере внедрения ставшей достаточно доступной технологии «облаков».

Сейчас на подходе новые технологии, например, тот же искусственный интеллект. Google и Microsoft выпускают решения для машинного обучения, нейросети начинают применять в разных компаниях. Рынок сайтостроения тоже не остаётся в стороне: стартапы и существующие десятилетиями бизнесы исследуют генеративный дизайн – механику, при которой промежуточный результат в виде макета сайта моментально создаётся машиной по базовым «хотелкам» человека, будь то конечный потребитель или специалист, собирающий сайт на заказ. И если в полной мере овладеть данной технологией, то она может прекрасно применяться!

Кто сделает это лучше? Получится ли «выстрелить» с таким продуктом? Даже после десятка запусков внутри вы никогда не будете знать точных ответов на эти вопросы. Но ваш опыт, коррелирующий с тем, что делают в десятках и сотнях других компаний, будет подсказывать: «Это не повод останавливаться».

Leadership 

Читайте также:
Как создать успешный бизнес будущего.
«Третья волна интернета»: каким должен быть предприниматель будущего.
Как «традиционным» игрокам конкурировать с выскочками digital-индустрии. 

24 августа 2017

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов