Маркетинг – одна из наиболее быстро меняющихся сфер бизнеса. Стремительно меняются технологии и инструменты продвижения, поведение клиентов, стратегии их поиска. Но главное – всё более весомую часть продвижения оттягивает на себя интернет-маркетинг. При этом качественных профессионалов на рынке не хватает, а вузы этой специальности системно не обучают. В этой ситуации маркетолог Любовь Черемисина увидела возможность для запуска востребованного бизнес-проекта. О том, как устроена школа интернет-маркетинга, порталу Biz360.ru рассказала основатель школы ProEnter Любовь Черемисина.
Любовь Черемисина, 37 лет, основатель и методолог школы интернет-маркетинга
ProEnter. Окончила матфак Новосибирского государственного педагогического университета. Около 5 лет работала маркетологом и директором по маркетингу в разных интернет-магазинах, затем консультировала малый и средний бизнес по вопросам интернет-маркетинга. В 2017 году вместе с бизнес-партнёрами Юлией Гисс и Ириной Марочкиной открыла в Новосибирске школу интернет-маркетинга ProEnter.
Любовь Черемисина работает в маркетинге с 2008 года. Около 5 лет назад она начала выступать на бизнес-конференциях, а чуть позже – проводить мастер-классы по интернет-маркетингу. После каждого выступления перед ней выстраивалась очередь людей, у которых были похожие вопросы - её просили помочь с интернет-маркетингом разным проектам или порекомендовать достойного интернет-маркетолога.
Таких специалистов на рынке немного, и найти их трудно. Проанализировав ситуацию, Любовь решилась на открытие собственной школы интернет-маркетинга.
«Полноценное исследование рынка я не проводила. Но видела огромный дефицит профессионалов и большой запрос на них в этой нише. Интернет-маркетологов всё ещё гораздо меньше, чем требует рынок. На базе этих личных наблюдений мы и стартовали», - говорит Любовь.
За первую половину 2017 года Любовь Черемисина «упаковала» свои знания и методики в формат образовательного курса. Летом она с партнёрами – Юлией Гисс и Ириной Марочкиной - нашла помещение, в котором пришлось делать ремонт. Но через неделю после окончания ремонта новой школе пришлось покинуть это помещение и начать поиски другого. Оказалось, что желающих заниматься намного больше, чем аудитория могла вместить. Сооснователи ProEnter решили оперативно найти более крупное помещение, что потребовало дополнительных вложений.
«Мы хотели запускать три курса в год по 60 человек. По факту сейчас у нас одновременно учатся 220 студентов», - говорит Любовь Черемисина.
Запуск проекта обошёлся примерно в 3 миллиона рублей. Эти вложения потребовались главным образом на оборудование учебных классов. На них закупили компьютеры, проекторы, мебель, а также технику для проведения онлайн-трансляций. Но существенную часть этой суммы, по признанию основателя проекта, «оставили» в первом помещении.
В сентябре 2017 года школа интернет-маркетинга ProEnter объявила о наборе учеников. При этом запуск проекта не сопровождался масштабной рекламной кампанией. Первую группу набрали по сарафанному радио, а также на первом дне открытых дверей. Приглашали всех, кто хочет освоить современные инструменты, продвигающие бизнес.
Вскоре школа начала получать положительные отзывы от учеников. К сотрудничеству подключились первые информационные партнёры. «Особых сложностей с развитием самой школы я вспомнить не могу», - замечает Любовь.
Обучение в школе ProEnter длится 4,5 месяца - 18 недель, это базовый курс интернет-маркетинга. Каждую неделю в расписании по три занятия, из которых два проходят в классе, а третий урок проводится в формате воркшопа. На нём студенты вместе с преподавателем настраивают рекламные кампании, создают лендинговые страницы, учатся продвигаться в Instagram и других соцсетях.
В группе занимаются по 60-80 человек. Все действия преподавателя транслируются на двух экранах, которые видны из любой точки учебного класса. Помимо тренера в аудитории находится не менее трёх-четырёх модераторов.
Программа построена на собственном опыте Любови Черемисиной и преподавателей школы ProEnter, адаптирована под новосибирский рынок с учётом местных особенностей. Целевая аудитория школы – предприниматели сектора малого бизнеса, действующие маркетологи, а также все, кто хочет получить новую профессию.
«Мы не даём инструменты для крупных компаний, которые оперируют миллионными бюджетами. Мы обучаем малых предпринимателей. Учим тому, как запускать и продвигать интернет-магазин с микробюджетами и масштабировать бизнес. Все наши 18 инструментов мы учим настраивать в бюджетах до 5000 рублей», - объясняет Любовь.
После окончания обучения и успешной сдачи экзаменов слушатели получают диплом установленного образца. Для этого школе нужно было получить лицензию Министерства образования. По словам Любови Черемисиной, особых проблем с этим не возникло. Школа составила и согласовала учебный план, прошла проверку в СЭС и некоторых других госорганах. Вся процедура заняла около 7 месяцев.
В школу ProEnter приходят учиться две категории слушателей. Первая – это собственники бизнеса. Они хотят разобраться в стратегическом интернет-маркетинге и понять, какие инструменты для бизнеса им нужны. Их цель – научиться нанимать маркетологов, ставить им задачи, общаться с ними на одном языке, контролировать их работу.
«К этой же категории мы относим и тех, кто только начинает свой бизнес. Они стартуют вместе с нами: методично, последовательно и без ошибок, свойственных стартаперам», - рассказывает Любовь.
Вторая категория клиентов – это маркетологи и те, кто хочет ими стать. В российских университетах на данный момент системно интернет-маркетингу не обучают. Поэтому даже те, кто получил диплом маркетолога в вузе, приходят в ProEnter прокачать именно интернет-маркетинг.
Также в школу обращаются те, кто вообще не был связан с этой специальностью, но хочет сменить профессию. Среди них врачи, страховые агенты, бухгалтеры и т.д.
«На старте мы думали, что к нам в основном придут люди «с нуля», чтобы получить профессию. Но оказалось, что 70-80% наших клиентов – это предприниматели. Мы поняли эту тенденцию уже на второй месяц работы. Многие бизнесы останавливаются в развитии, потому что владелец не понимает, как продвигаться в новых реалиях. Люди изменили привычки, они не отвечают на телефонные звонки и перешли в мессенджеры. Как с ними работать, как их приводить в качестве клиентов – этому нужно научиться. К нам приходят, чтобы в этом разобраться», - говорит Любовь Черемисина.
По словам Любови, уже через две недели после начала обучения студентам открывается система современного маркетинга. У них появляется понимание, как ставить задачи и контролировать их выполнение. Постепенно слушатели начинают видеть, как минимизировать расходы на продвижение и при этом улучшить результаты.
«В первый месяц обучения практически все предприниматели, у которых в штате есть маркетолог, хотят его уволить. Я теперь всегда говорю перед началом курса: «Пожалуйста, пока никого не увольняйте!»
Основная идея курса, который предлагает школа ProEnter – «маркетинг ценности». Это значит, что бизнес должен в первую очередь создавать и продвигать востребованные у потребителей продукты. И если предприниматели после обучения понимают, что их продукт бесполезен, они начинают создавать новые бизнес-проекты.
Среди наёмных маркетологов, прошедших курсы, немало тех, кто решил начать собственный бизнес в этой сфере. А представители других профессий, решившие получить новую специальность, после обучения нередко увольняются со своей работы и становятся маркетологами.
Обучение завершается защитой дипломного проекта. К ней допускают только тех, кто выполнил все домашние задания и две контрольные работы. Для тех, кто не смог защитить диплом с первого раза, есть возможность пересдачи.
Программа обучения в школе ProEnter стоит от 45 до 52 тысяч рублей. Цена зависит от календарных сроков начала курсов и некоторых других факторов. Например, если из одной компании приходят на обучение два человека, они получают скидку до 20%. Способы оплаты – на усмотрение клиента. Желающие оплатить обучение в рассрочку могут воспользоваться услугами партнёра школы – банка «Тинькофф», им предоставляется рассрочка на 4 месяца.
Основной сложностью проекта Любовь Черемисина считает дефицит времени у студентов. Большинство из них – занятые люди, которым сложно перестроить свой и без того насыщенный график. Кроме того, во время обучения меняется мышление и взгляд на привычные процессы. На первых порах это может создавать сильный психологический дискомфорт.
«В таких случаях я объясняю студентам, что это нормально. Нужно просто настроиться на интенсивную трансформацию в ближайшие 4,5 месяца – оно того стоит. В особо сложных случаях мы разрабатываем индивидуальные графики, находим более комфортные режимы обучения. Некоторые ставят обучение на месячную паузу, когда им надо уехать в командировку, открыть новый магазин и т.д. Потом они возвращаются и продолжают учиться», - рассказывает Любовь Черемисина.
В первые месяцы после открытия в школе ProEnter преподавали привлечённые эксперты, которые имели нужные навыки и знания. Но при этом каждый из них давал только «свою» часть материала и не знал, что студенты проходили до него, и что будут изучать потом.
Поэтому Любовь решила изменить концепцию и самостоятельно готовить преподавателей из числа выпускников школы. По её мнению, это намного усилило программу. Все преподаватели сами прошли курс и знают все проблемы, с которыми столкнутся студенты, потому что сами получили такой же опыт.
«Каждый из них – либо предприниматель, либо наёмный маркетолог. Это позволяет им делиться со студентами своим «живым» опытом. Они каждый день соприкасаются с рынком, получают от него обратную связь, и приносят её в виде кейсов для своих студентов», - замечает Любовь.
Подготовкой преподавателей с точки зрения методологии и педагогики занимается сама Любовь, педагог в четвёртом поколении. Образования в сфере маркетинга, полученного в «государственном» вузе, у большинства преподавателей нет. «Интернет-маркетинг до сих пор не преподают в университетах. Поэтому я не требую от моих педагогов наличия диплома по маркетингу. Все актуальные знания, необходимые сегодня, мы даём в нашей школе. Наши выпускники более адаптированы к рынку, чем выпускники университетов с «профильным» образованием», - считает Любовь Черемисина.
Чтобы стать преподавателем, нужно защитить диплом школы ProEnter и еще 5,5 месяцев отработать куратором. Таким образом, подготовка преподавателя в рамках школы занимает 10 месяцев. Конкурс на позицию преподавателя высокий. На недавно открытую вакансию преподавателя по копирайтингу поступило 13 заявок от кураторов.
В собственном продвижении ProEnter использует те же технологии, о которых рассказывают в школе. В первую очередь это контекстная и таргетированная реклама, продвижение в соцсетях. Все собственные рекламные кампании и их результаты изучаются потом на занятиях школы в виде кейсов.
«Конечно, никакого «волшебного» инструмента в продвижении не существует – успех приносит всё в комплексе. В какой-то момент я даже перестала считать, сколько инструментов маркетинга мы используем. На текущий момент их около 50. Плюс каждый человек в команде генерирует идеи, которые мы тоже используем. Наше продвижение – это результат комбинации совместных навыков и опыта всей команды», - говорит Любовь.
И основатель школы, и преподаватели часто выступают на различных бизнес-конференциях. Там они рассказывают, как изменился маркетинг и его инструменты за последнее время. Раз в месяц школа организует открытые мероприятия, которые посещают от 100 до 400 человек. Они проходят как в самой школе, так и на других площадках.
Среди партнёров школы – новосибирский и кемеровский государственные технические университеты. Любовь и сотрудники ProEnter на бесплатной основе читают студентам этих вузов лекции об интернет-маркетинге. Также школа сотрудничает с мэрией Новосибирска, городским центром развития предпринимательства, объединением предпринимателей «Опора России». На их мероприятиях и учебных курсах специалисты ProEnter также выступают бесплатно.
В ближайшие месяцы Любовь Черемисина планирует запустить несколько образовательных программ в виде факультетов ProEnter. Это позволит повышать квалификацию тех, кто уже прошёл «основной» курс.
«Мы хотим прийти к формату университета, где есть узкие специализированные курсы. К этому мы серьёзно готовимся. Будем делать узкую специализацию, на новом уровне и с повышенной сложностью курсов».
Читайте также:
Операция «Синхронизация»: как заработать на научпоп-лекциях.
«Факапы в бизнесе – обычное дело»: четыре истории о провалах и неудачах.