Операция «Синхронизация»: сделать искусство понятным

Прочтёте за 7 мин.

Как заработать на образовательных лекциях для взрослых

IT-инструменты, которые используются в проекте Синхронизация

  • Jetinsta
  • Unisender
  • MailChimp
  • Церебро Таргет
  • Facebook

Почему одни картины считаются выдающимися, а другие нет? Почему стал шедевром закрашенный чёрным холст или зелёная полоса на белом фоне? По каким критериям вообще оценивают искусство? Это вопросы привели математика Андрея Лобанова к проведению образовательных лекций по искусству для друзей и знакомых. Спустя несколько месяцев проект достиг уровня 50 лекций в месяц, которые посещают около 1500 человек. Как сделать лекцию увлекательней кинофильма, и почему люди тянутся к знаниям об искусстве и науке, порталу Biz360.ru рассказала директор проекта «Синхронизация» Мария Бородецкая.

Досье

Мария Бородецкая, 28 лет, сооснователь и CEO культурной платформы «Синхронизация». Закончила Московский университет экономики, статистики и информатики по специальности «маркетинг». Семь лет работала в рекламной сфере - организовывала спонсорские проекты как на телеканалах, так и в оффлайне. Работала с МТС, Hyundai, LG, и другими крупными клиентами. С 2015 года вместе с Андреем Лобановым, основателем проекта «Алгоритмика», развивает платформу «Синхронизация».

Мария Бородецкая

Как появилась идея проекта

Каждый человек в той или иной степени сталкивается с искусством: смотрит фильмы, читает книги, слушает музыку, видит картины. Но большинство людей потребляют искусство с точки зрения «нравится/не нравится» и не способны, например, сами отличить шедевр от проходных вещей. Понимать и «считывать» смыслы, заложенные в произведениях, могут только единицы. Обычно это люди со специальным искусствоведческим образованием, или энтузиасты, прочитавшие множество книг по «своему» предмету.

Такая ситуация казалась не очень правильной выпускнику мехмата МГУ Андрею Лобанову. Математик по образованию, он привык во всём находить смысл и систему. Андрей начал думать, где получить информацию, которая поможет быстро разобраться в выбранной области искусства. Оказалось, это не так просто. Нужно читать много серьёзной литературы, а у современного горожанина на всё это обычно просто нет времени.

«Я технарь, но мне всегда было интересно, как «работает» мир искусства. Например, почему так ценится «Чёрный квадрат» Малевича. Или я прочитал Джойса или Кафку, но не так много понял, потому что не знаю, как к этим произведениям подходить. Но есть определённые подсказки. Есть история искусств, есть аналитика, которая помогает искать ответы на эти вопросы», - рассказывает Андрей Лобанов.

В 2015 году у него возникла идея проводить лекции, на которых в доступной форме будут раскрыты секреты понимания живописи, кино, литературы, архитектуры. Вместе с лектором-искусствоведом они придумали несколько лекций, которые читали для своих друзей.

Андрей Лобанов

Одну из них в сентябре 2015 года посетила знакомая Андрея – Мария Бородецкая. Лекция ей понравилась, как и сама идея проекта. Мария поняла, что готова потратить всю свою энергию и опыт (семь лет в рекламном бизнесе) на то, чтобы сделать его одним из самых масштабных проектов по популяризации культуры в России.

«Синхронизация» была и есть безумно интересный для меня проект, который я считаю социально-значимым. Но его коммерческая успешность была необходимым условием, так как я не могла себе позволить не думать о деньгах. «Синхронизация» для нас -доказательство того, что бизнес может приносить общее благо, удовольствие и заработок», - говорит Мария Бородецкая.

«Синхронизация» на старте

Ни Андрей, ни Мария не являлись специалистами в сфере искусства. Поэтому их самой первой задачей стал поиск профессионала в этой области на должность куратора проекта. Сейчас за образовательную программу отвечает искусствовед Ольга Чуворкина, выпускница РГГУ и университета Сорбонны (на фото). Она работала в проекте одним из первых лекторов, а сейчас отвечает за профессиональную экспертизу лекторов и лекций.

Ольга Чуворкина

Стартовые вложения в проект составили около 500 000 рублей. Они потребовались на изготовление сайта, а также на зарплату команде в первые месяцы, когда о прибыли не могло идти и речи. Также к серьёзным инвестициям основатели проекта относят своё время, так как несколько месяцев они работали фактически без зарплаты.

Сначала на лекции «Синхронизации» ходили друзья участников проекта, которые приводили своих знакомых. Но «сарафанное радио» начало работать достаточно быстро, и число участников росло. Ещё одним источником клиентов стал сайт «Теории и практики» - агрегатор информации о лекциях и других «познавательных» мероприятиях в Москве и Санкт-Петербурге.

Проект «Синхронизация» вышел на операционную окупаемость уже в первый год работы

Лекторов искали с помощью объявлений на специализированных порталах типа «Люди в культуре», где специалисты творческих профессий подбирают себе работу.

«Мы сразу увидели положительную обратную связь. Слушатели подходили и говорили: «Как здорово, что появился такой проект, вы делаете очень нужные вещи». Так мы понимали, что движемся в верном направлении», - замечает Мария Бородецкая.

В течение первого года работы лекции проходили в разных помещениях. Ими обычно были библиотеки, арт-пространства, отдельные залы в кафе. Средняя стоимость аренды – от 2000 до 4000 рублей за двухчасовое мероприятие.

Синхронизация

Весь год основатели проекта мечтали о собственном помещении. Его искали самостоятельно, без привлечения риэлторов. И в декабре 2016 года поиски закончились успехом. Команда нашла помещение около метро «Кропоткинская», подходящее под лекторий. Это здание начала ХХ века, с высокими потолками.

Новоселье потребовало новых вложений – около миллиона рублей. Они были потрачены на ремонт, а также на закупку мебели, проекторов, оборудование рецепции и офиса. Ремонт длился полтора месяца, и с февраля 2017 года лекции «Синхронизации» проводятся в здании на «Кропоткинской».

Кадровый вопрос

Создавая проект «Синхронизация», Андрей и Мария сразу определили для себя формат лекций как научно-развлекательный. Они должны проходить для слушателя на одном дыхании и восприниматься им как поход в кино. Важный компонент лекции – живое общение лектора с аудиторией, вовлечение публики в диалог. По мнению основателей проекта, в таком формате человек намного больше вынесет из лекции, чем если он просто пришёл и послушал подготовленный материал.

Оказалось, что найти лекторов, умеющих работать в таком стиле, очень непросто. Людей с высоким уровнем знаний и красивым резюме на собеседование приходит немало. Прошедших собеседование кандидатов просят прочитать пробную лекцию перед командой проекта. Именно на этом этапе отсеивается большинство соискателей.

Бывает, лектор не подходит по компетенции. Это выясняется из его ответов на вопросы куратора. Лектор должен ориентироваться не только в теме своей лекции, но и обладать широкими знаниями в заявленной сфере (например, изобразительном искусстве), чтобы вопросы слушателей не ставили его в тупик.

Синхронизация

Но большинство потенциальных лекторов не подходят проекту по стилю общения с аудиторией. Подавать свою тему нестандартно, выдерживать «общую линию» лекции и вовлекать в неё слушателей – с этими задачами может справиться далеко не каждый. Летом 2016 года, когда проект расширял штат лекторов, Мария Бородецкая и Ольга Чуворкина просмотрели около 300 кандидатов. Для чтения лекций в проекте отобрали лишь 10 человек.

«К сожалению, вузы не дают студентам навыка работы с аудиторией, их не учат выступать. Это одна из причин того, почему у нас такой сложный поиск. Нам важно, чтобы у слушателей горели глаза. Найти человека, который компетентен, умеет общаться и разделяет наш подход – самая большая сложность в нашем проекте», - уверена Мария.

Особые трудности представляет поиск лекторов для открытого в феврале 2017 года научно-популярного направления. Лекции о науке ещё более сложные, чем в искусствоведческом направлении. Нужно не просто рассказать, как художник изобразил свет на картине, а объяснить какое-то сложное явление. Здесь особенно важно то, как человек умеет объяснять, а этим навыком владеют далеко не все «люди науки». За два месяца активных поисков и собеседований найдено пока лишь два лектора - по физике и астрономии.

Сейчас с проектом «Синхронизация» сотрудничает около 30 лекторов. Большинство из них – молодые люди в возрасте до 35 лет. Они, как правило, еще не «перегорели», способны воспринимать новое,  и у них нет зашоренности в отношении своего опыта. 

К сожалению, привлекать лекторов старшего поколения удаётся нечасто. Они далеко не всегда готовы соблюдать требования организаторов проекта и работать в заданном ими формате. От них нередко можно услышать: «Я уже 30 лет в профессии, лучше вас знаю, как работать, и не собираюсь ничего менять». Но среди лекторов начали появляться и люди старше 40 лет, которым нравится идея и стиль работы проекта «Синхронизация».

Большинство лекторов – выпускники МГУ, ВШЭ, РГГУ. Их основное место занятости – вузы, школы и музеи. Среди искусствоведов – сотрудники основных московских музеев: экскурсоводы и лекторы ГМИИ им. Пушкина, Третьяковской галереи, Музея современного искусства.

Самые востребованные лекторы выступают два-три раза в неделю. Некоторые время от времени читают всего лишь одну лекцию, так как их основная занятость не позволяет уделять проекту больше времени. Лекторы могут проводить от двух до 16-20 лекций в месяц.

Синхронизация

Если лекция новая, команда «Синхронизации» прослушивает её в тестовом режиме. После этого куратор вместе с лектором вычищают шероховатости из текста, оптимизируют содержание, убирают лишнее. Если нужно, лекцию повторяют в тестовом режиме перед выходом «на публику» два-три раза. Одна лекция готовится в среднем около полутора месяцев.

«Нам важно, чтобы лектор был нашим единомышленником. Если лектор не разделяет наших ценностей при подготовке материала, то работать с ним в итоге невозможно. Слушатели платят деньги, и мы должны предоставлять им отличные материалы, за содержание которых отвечаем», - считает Мария Бородецкая.

Аудитория

Аудитория проекта очень разноплановая – от школьников с родителями до пенсионеров. Но большинству посетителей от 25 до 40 лет. Именно в этом возрасте люди обычно задумываются о том, что им не хватает пищи для ума, и начинают осознанно интересоваться чем-то новым.

Студенты среди слушателей тоже есть, но их не так много. Они получают достаточно новой информации в рамках учебных программ, и не всегда стремятся к дополнительным знаниям.

На лекции по искусству обычно ходят женщины. Но нередко бывают и мужчины, причём очень «продвинутые»: они ведут интересные диалоги с лекторами. Пока соотношение полов 70/30 в пользу женщин. С развитием научно-популярного направления количество мужчин среди посетителей, по планам организаторов, должно вырасти.

Синхронизация

Стоимость посещения одной лекции продолжительностью два часа – 900 рублей. При покупке абонемента на несколько лекций каждая из них будет обходиться слушателю от 700 рублей. Ещё одна возможность сэкономить – утренние лекции по будням, их можно посетить за 600 рублей. Школьники и студенты могут приходить на лекции за полцены.

Значительную часть продаж составляют подарочные сертификаты на одну или несколько лекций. Особенно хорошо они расходятся в периоды праздников.

Лекционный зал вмещает 30 человек. Чтобы лекция приносила прибыль (с учётом рекламных затрат), на неё нужно собрать 15-17 слушателей. В среднем одна лекция собирает 25 посетителей.

Около 30-40% слушателей приходят в «Синхронизацию» повторно

Каждый месяц в рамках проекта проводится 50-60 лекций, на которые приходит в общей сложности около 1500 человек. Если считать все мероприятия «Синхронизации» (помимо обычных лекций это ещё клубные события и корпоративные лекции), их посещаемость растет примерно на 10% в месяц. Всего за время работы проекта его мероприятия посетили около 10 000 человек.

Чтобы попасть на лекцию, нужно записаться и оплатить своё участие на сайте проекта. Если лекция объявлена, она проводится в любом случае, вне зависимости от количества записавшихся. Отменить лекцию организаторы не могут.  На нее могут прийти люди и без предварительной записи – например, с подарочным сертификатом.

Как появляются темы для лекций

Тематику лекций обычно определяют куратор и организаторы проекта. Они ориентируются на то, в чём им самим хотелось бы разобраться. К примеру, вопрос о том, почему «Чёрный квадрат» или «Зелёная полоса» считаются шедеврами, привёл к появлению цикла лекций о живописи.

Возникновение темы кинематографа объясняется просто. Это одно из самых массовых искусств, в котором мало кто по-настоящему разбирается. Интерес к истории стал причиной появления лекций о сложных исторических периодах и неоднозначных личностях.

Выбрав тематику, основатели проекта вместе с куратором начинают искать и отбирать лекторов. При выборе конкретных тем исходят из «потребностей рынка», а также из возможностей самого лектора. Наиболее популярные лекции посвящены выдающимся режиссерам (от Тарковского до Вуди Аллена) и художникам (таким, как Ван Гог и Босх). Пользуются успехом и базовые курсы об истории искусства и архитектуры.

«У нас есть накопленная за полтора года маркетинговая экспертиза. Мы понимаем, на что люди ходят, и как нужно сформулировать тему, чтобы слушатель пришёл», - говорит Мария.

Один из основных факторов при разработке новых тем – пожелания самих посетителей. После каждой лекции им задают вопрос, о чём ещё им было бы интересно узнать. Слушателям предлагают список тем, среди которых они могут выбрать наиболее интересные. Некоторые из идей, полученных от слушателей, уже удалось реализовать.

Синхронизация

Именно благодаря пожеланиям слушателей в расписании появились лекции по музыке. В начале апреля 2017 года прошла первая «музыкальная» лекция. Тему для неё выбрали самую общую – язык музыки. С первого взгляда может показаться, что музыка абстрактна и бессюжетна, но это совсем не так. Лектор и музыкант Парваз Салимов рассказал, как посредством тональности, ритма и темпа композитор говорит с публикой, как «работает» оркестр и чем обоснован его состав. На примере Баха и Моцарта слушатели разбирались в структуре классических опусов. Парваз не просто рассказывал, но и сопровождал каждый новый тезис живым музыкальным исполнением на рояле к восторгу публики. Сейчас команда проекта разрабатывает целый цикл лекций о наиболее ярких представителях классической музыки.

Как показала практика, от выбора названия лекции зависит очень многое. Одна из самых востребованных на сегодня лекций рассказывает о том, какой смысл заложен художниками в их полотна. Эта лекция, которую назвали «Загадки картины», должна была по всем ожиданиям стать очень популярной. Но, несмотря на все усилия и рекламу, она не продавалась.

«Мы очень расстраивались и не могли понять, почему на такую интересную лекцию никто не хочет идти. Не зная, что делать, мы решили поменять название лекции. После этого на неё пошли люди. Под новым названием «Что скрыл художник» наш лектор Наталья Вострикова прочитали эту лекцию уже более 25 раз, она идёт по четыре раза в месяц. Пока это у нас рекорд. Мы собираем на неё полные залы фактически без рекламы», - признаётся Мария.

После каждой лекции посетителям предлагается оценить услышанное по шкале от 1 до 10. По признанию Марии Бородецкой, «десятки» ставят 95% слушателей. Такая оценка является результатом тщательного выбора лекторов и серьёзной подготовки каждого выступления.

Синхронизация

Чтобы избежать претензий в предвзятости, лекторы рассказывают «спорный» материал с максимально нейтральных позиций. Но когда речь заходит о лекциях по философии, где своя точка зрения обычно есть у каждого пришедшего, споры всё равно будут. Иногда после таких лекций слушатели пишут длинные отзывы, в которых объясняют, почему они не согласны с позицией лектора. Так, острая дискуссия была на лекции по Фрейду и Юнгу.

«Одна из самых необычных претензий, которые мы когда-либо слышали – «Что-то у вас лектор слишком молодой». Речь шла о Лене Личмановой, экскурсоводе Пушкинского музея. Ей 21 год, и она рассказывает просто невероятно», - вспоминает Мария.

Курсы

Ещё одно пожелание слушателей, которое было реализовано – обзорные лекции по одной большой теме (например, истории искусств). За два часа одной лекции дать целостную картину со множеством имён и эпох просто невозможно. Во время курса из пяти занятий у лектора есть возможность  последовательно пройти и «соединить» все эпохи и направления.

Лекции в рамках курса идут раз в неделю и продолжаются пять недель. Каждая лекция читается, как правило, три раза в течение недели в разные дни. Таким образом, люди могут выбирать удобные себе дни, чередуя их на своё усмотрения. Возможность выбора смены дней занятий делает посещение курсов ещё более удобным. Такая стратегия себя оправдывает: около 90% записавшихся на курсы дослушивают их до конца.

«Понятно, что прослушав курс лекций по архитектуре, я по-прежнему не эксперт в этой области. Но для меня теперь каждое здание – это книга, которую я могу читать. Раньше у меня не было критериев оценки, а сейчас я «разбираю» здания на куски. Я понимаю, какие направления мне нравятся, могу о них рассуждать», - делится собственным опытом Андрей Лобанов.

Маркетинг и продвижение

Основным рекламным каналом для проекта является Facebook. В этой соцсети «Синхронизация» даёт платную рекламу, которая приносит хорошие результаты. Рекламу таргетируют на очень узкие группы людей, которые интересуются той или иной темой. По заданным параметрам выбирается «целевая аудитория» для рекламной кампании, и Facebook показывает выбранным людям рекламу в их ленте.

Эффективно работает и «сарафанное радио». Многие слушатели не просто рекомендуют лекции своим друзьям, а берут их с собой «за компанию». На лекциях нередко можно встретить группы друзей из четырёх-пяти человек, которых привёл с собой кто-то из увлечённых слушателей.

Ещё один важный источник клиентов – Instagram. В этой соцсети у «Синхронизации» уже около 15 000 подписчиков. Все, кто оставил свои электронные адреса, получают информацию и анонсы лекций по почте. Также проект начал осваивать сеть «Вконтакте», с которой до этого не работал.

Синхронизация

Квалификация лекторов и накопленный опыт позволяют «Синхронизации» участвовать в самых различных партнёрских мероприятиях. Лекторы проекта выступали на фестивале итальянского кино, а также на книжном фестивале «non/fiction».

Среди партнёров «Синхронизации» есть и неожиданные на первый взгляд компании, но близкие ей по духу и подходу. Например, проект I Love Running готовит людей к международным марафонам. За несколько недель до забега лекторы «Синхронизации» рассказывают бегунам, что интересного он может увидеть по трассе марафона в Париже или Берлине.

Сейчас одним из партнёров «Синхронизации» является научно-просветительский проект «Секспросвет», который объясняет тонкую тему с научной и культурной точек зрения. Для этого проекта была подготовлена лекция «Секс и эротика в русской классической литературе».

Команда проекта

В проекте семь постоянных участников. Помимо CEO Марии Бородецкой, это куратор, редактор, два менеджера, маркетолог и стажёр в отделе маркетинга. Основатель «Синхронизации» Андрей Лобанов создал в 2016 году новый проект – школу по обучению детей программированию «Алгоритмика». Сейчас он выполняет в «Синхронизации» роль стратегического консультанта и участвует в принятии всех самых важных решений.

Синхронизация Team

«Люди, с которыми мы начинаем работать, обычно остаются в команде. Мы поддерживаем максимально тёплую семейную атмосферу. Я никогда ещё с таким удовольствием не просыпалась по утрам и не шла на работу. Примерно то же самое мне иногда говорят и другие участники проекта», - делится Мария.

Что дальше

К сентябрю 2017 года проект рассчитывает выйти на уровень 100 лекций в месяц. Расширение планируется за счёт увеличения количества лекторов и лекций как по новым, так и по уже существующим направлениям. Наиболее популярные занятия планируется время от времени повторять и возвращать в «репертуар».

Среди самых очевидных и реализуемых планов – создание лекций для детей 7-15 лет, возможно даже для мам с детьми. Найти подобные программы сложно даже в Москве, и спрос родителей на них очень большой.

В качестве вариантов развития рассматривается выход в другие крупнейшие города России, а также организация онлайн-направления. Основатели проекта получают множество просьб об онлайн-курсах, но их останавливает невысокая эффективность такого метода обучения.

За полтора года работы проекта «Синхронизация» Мария Бородецкая, конечно же, прослушала все лекции на этапе их подготовке. Подобная работа связана с ежедневным восприятием огромного количества информации, но в этом Мария видит только плюсы.

«Безусловно, кругозор расширился очень сильно, и моя жизнь заиграла новыми красками. Теперь я совершенно по-другому смотрю фильмы и спектакли. Изменилось и отношение к поездкам. Поднимаясь в Берлине на Рейхстаг, я знала историю его восстановления, я была сама себе экскурсовод, и это очень круто. Конечно, сейчас от всех наших лекций и связанного с ними огромного количества информации моё сознание находится в полном хаосе. Надеюсь, в течение ближайшего года все эти знания устаканятся у меня в голове и разложатся по полочкам».

Мария Бородецкая

Читайте также:

Как заработать на обучении детей программированию.
Как заработать на обучении людей онлайн-профессиям.
Как заработать на обучении детей робототехнике.

24 апреля 2017

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов