Юлия Дегтярёва сделала карьеру в сети чайных магазинов в родном Курске. Престижная должность, хорошая зарплата - всё складывалось наилучшим образом. Но в какой-то момент Юлия поняла, что в этой компании позиция исполнительного директора – это её потолок. И она круто развернула свою жизнь, запустив первую в городе детскую парикмахерскую, которая спустя десять лет выросла в небольшую сеть. О том, как держать цены на 25% выше рынка и почему в детском заведении должны быть места для взрослых, основатель сети «Чуб-Чик» Юлия Дегтярёва рассказала порталу Biz360.ru.
Юлия Дегтярёва, 32 года, предприниматель из Курска, основатель сети детских парикмахерских
«Чуб-Чик». Окончила Курский государственный университет по специальности «менеджер государственного и муниципального управления». Во время учёбы в университете начала работать в сети чайных магазинов, пройдя путь от продавца до исполнительного директора. В 2009 году основала сеть детских парикмахерских «Чуб-Чик». Сегодня сеть состоит из четырёх заведений в Курске, Белгороде и Томске.
Юлия Дегтярёва открыла первую детскую парикмахерскую в родном Курске почти 10 лет назад, в 2009 году. Ничего подобного в Курске тогда не существовало, да и всего по России, по словам Юлии, на тот момент работало только две детских парикмахерских.
К этому времени она уже около двух лет занимала управленческие позиции в сети чайных магазинов. Поняв, что дальше ей в этой компании расти некуда, решила открыть собственное дело. Так как Юлия всегда любила детей и хотела делать для них что-то полезное, она стала рассматривать различные варианты «детского» бизнеса.
Идея парикмахерской для детей привлекла её своей новизной: открывать очередной магазин игрушек или детский сад ей не очень хотелось. На реализацию идеи с парикмахерской ушло примерно полгода.
Больше всего времени потребовалось на поиск помещения. Оно должно было подходить по санитарным нормам и находиться в центре города, недалеко от других детских учреждений. И такое помещение было найдено в отдельно стоящем здании, но его площадь оказалась в два раза больше, чем рассчитывала Юлия. Тогда она решила изменить первоначальную концепцию и вместе с детским залом сделать взрослый. Эта идея себя оправдала: сегодня взрослые составляют около 30% посетителей.
Следующей важной задачей стала покупка специальных детских кресел в виде игрушечных машинок. В России они тогда не продавались. Дизайн первого кресла Юлия сама разработала вместе с дизайнером – и его изготавливали на заказ в Курске. В дальнейшем часть оборудования закупали в Киеве, а что-то продолжали делать самостоятельно.
В первой парикмахерской оборудовали пять рабочих мест: три детских кресла и два взрослых. Запуск обошёлся в 800 000 рублей. Это были личные средства Юлии и взятые кредиты. Окупить вложения удалось в течение трёх лет.
«Нам нужно было удивить людей необычным дизайном. И после открытия мы переделывали очень много. Не оптимизировали расходы, а вкладывались в интересные идеи и вещи – в первую очередь в дизайн интерьера. Многое было изготовлено на заказ. Сейчас всё намного проще, можно купить уже готовое оборудование», - говорит Юлия Дегтярёва.
По словам предпринимательницы, самым сложным для развития проекта был первый год после открытия. Детская парикмахерская была новым явлением на рынке, многие родители не понимали, зачем туда нужно вести ребёнка. В продвижении пробовали самые различные инструменты, но наилучшие результаты принесло участие в мероприятиях.
«Например, мы провели детский показ причёсок в виде театрализованного шоу. В нём участвовали 54 модели. Мы дали рекламу на ТВ и радио о поиске моделей для такого шоу, и желающих было много. Каждая модель и родители показывали фото и видео с этого шоу всем друзьям и знакомым, так о нас узнали», - вспоминает Юлия.
После сложностей начального периода последовал быстрый финансовый рост. В это время другие детские парикмахерские ещё не успели открыться в Курске, и проект работал, по сути, без конкурентов.
«За два года, когда у нас всё было слишком хорошо, я немного подрасслабилась. Зачем что-то делать, если и так клиенты приходят, потому что больше идти некуда? Когда появляется конкуренция, начинаешь думать, что-то делать и улучшать свою бизнес-модель. Так произошло и у меня. С конкурентами стало работать тяжелее, но интереснее. Здоровая конкуренция способствует развитию», - считает Юлия.
С появлением конкурентов она решила, что основным рыночным преимуществом её проекта будет высокий уровень сервиса. Она стала уделять больше внимания обучению персонала работе с детьми и родителями. Также предпринимательница «занялась экономикой», оптимизировав процессы закупок.
Второй салон под маркой «Чуб-Чик» начал работу в 2013 году. Его открыли в Белгороде, на площадях торгового центра «Мегакомплекс Гринн». Эта сеть уже давно предлагала Юлии сотрудничество в другом городе региона – Орле. Там предпринимательница открываться не решилась, а вот Белгород показался ей намного интереснее с «рыночной» точки зрения.
Парикмахерская в Белгороде по площади больше курской: там могут одновременно стричься пятеро детей и двое взрослых. По словам Юлии, открытие этой парикмахерской стало удачным бизнес-ходом. При аренде площадей в ТРЦ искать клиентов несколько проще, чем при расположении в отдельном здании. Это влияет и на сроки окупаемости: в белгородской парикмахерской это произошло за 1,5 года.
«На стадии строительства ТРЦ «Мегакомплекс Гринн» в Белгороде меня убедили, что городу необходима моя парикмахерская. Это просто хорошая работа менеджеров по аренде. Кстати, они оказались правы: в Белгороде у нас до сих пор практически нет конкурентов», - замечает Юлия.
Третью парикмахерскую она открыла в 2016 году в Курске. Она совсем небольшая: два детских кресла и одно взрослое. Третья «точка» окупилась менее чем через год после открытия.
В месяц каждая парикмахерская обслуживает от 500 до 1100 клиентов, в зависимости от её вместимости. Около 70% клиентов составляют дошкольники и школьники младших классов. Любопытно, что среди посетителей преобладают мальчики и мужчины.
Методика работы парикмахера с ребёнком, по словам Юлии Дегтярёвой, почти целиком зависит от юного клиента. Есть дети, которые не любят стричься. Некоторые из них в любом случае будут недовольны, несмотря на все усилия парикмахера. В таких случаях задача мастера – подстричь ребёнка максимально быстро и безопасно.
Другие ребята, возможно, и не против стрижки. Но им требуется время на адаптацию в новом месте с новыми для них людьми. Во время первого посещения сети «Чуб-Чик» с таким ребёнком Юлия иногда советует обойтись без стрижки. Если ребёнок капризничает, нужно просто немного побыть с ним в парикмахерской, объяснить ему, что здесь происходит. Как правило, такие дети в итоге соглашаются сесть в кресло к мастеру.
«В таких случаях мы больше работаем не с детьми, а с родителями. У них, как правило, нет времени на все эти «походить и объяснить». Пришли – надо подстричься, и неважно, плачет ребёнок или не плачет», - объясняет Юлия.
Жалобы от клиентов поступают нечасто, но каждая из них подробно разбирается. По словам основательницы сети «Чуб-Чик», конфликтные ситуации иногда случаются даже с очень опытными мастерами. К примеру, клиент может не согласиться с итоговой ценой: например, его не предупредили, что выстричь рисунок стоит дороже обычной стрижки.
«В основе большинства претензий – неправильная работа персонала. Мы ищем ошибки у себя и стараемся эти недостатки устранить. Иногда мне говорят, что клиент просто пришёл в плохом настроении. Но задача моего администратора – сделать так, чтобы он ушёл в хорошем настроении», - говорит Юлия Дегтярёва.
Чтобы поддерживать уровень сервиса, она регулярно проводит семинары и тренинги для персонала. В 2018 году все обучающие мероприятия в сети проходили под общим названием «Я – №1 в своей профессии». На эту тему сотрудники читали литературу, слушали семинары, обсуждали услышанное и прочитанное. По итогам года выбрали лучшего парикмахера и администратора сети, которые получили ценные подарки.
«В первые два года я думала, что знаю всё об индустрии красоты. Сейчас понимаю, что предстоит ещё многое узнать. Появляются новые услуги, инструменты, средства ухода, технологии стрижек. То, что раньше было сложно, сейчас облегчается с помощью хороших инструментов или новых укладочных средств. Также следим за трендами и рассказываем о них», - добавляет Юлия.
Стоимость детской стрижки в курских парикмахерских «Чуб-Чик» - от 300 до 500 рублей. Эти цены примерно на 25% выше, чем в среднем по Курску в детских парикмахерских. Разница в цене окупается уровнем сервиса и индивидуальным подходом к клиенту. Например, мастера могут дождаться клиента после закрытия или выйти «под запись» до открытия салона.
«В Курске детских парикмахерских уже много. Рядом с нами четыре крупных детских салона с таким же оборудованием, но с другим сервисом. Когда к нам оттуда приходят клиенты, они очень удивляются, что у нас «не как у всех». Мы стараемся делать так, чтобы пребывание в нашем салоне было максимально удобным и комфортным. Дарим детям игрушки, устраиваем праздники, проводим мероприятия, приглашаем на свои шоу. Тем самым мы повышаем ценность наших услуг, и многие клиенты ходят к нам из-за этого», - говорит Юлия.
Постоянные клиенты могут приобрести годовой абонемент на 10 детских стрижек. Цена каждой из них получается примерно на 40% ниже, чем для «обычных» покупателей. Абонементы продаются только в декабре, их число ограничено. Такие цены, конечно, не могут обеспечить высокую рентабельность работы с клиентом. Но обладатели абонементов нередко тратятся на укладочные средства или другие дополнительные услуги.
Ещё одна возможность экономии при посещении парикмахерских «Чуб-Чик» - карта постоянного клиента. Обладатели этих карт за каждую шестую процедуру получают скидку в 50%. Это распространяется как на взрослый, так и на детский зал.
Один день в месяц выделяют для работы с детьми, имеющими инвалидность. В этот день их стригут бесплатно. Юлия делает это из желания помочь детям с особенностями развития и их родителям.
Основной сложностью своего бизнеса Юлия Дегтярёва считает поиск персонала и работу с ним. Готовых детских парикмахеров в городе типа Курска или Белгорода найти сложно, поэтому всех набранных специалистов приходилось дополнительно обучать. Кроме того, далеко не все сотрудники могли соответствовать требованиям по дисциплине и работе с клиентами.
«Многие слушали меня и понимали, что так серьёзно работать они не готовы. Либо поработают какое-то время и говорят: «У вас невозможная дисциплина, я в таких условиях работать не могу». Я требую, чтобы сотрудники приходили и уходили вовремя, в рабочее время были на работе, а не в магазинах или в других салонах на подработке. А люди в принципе не любят, когда их контролируют», - объясняет Юлия.
К самостоятельной работе с детьми новичков допускают через две недели после начала стажировки. Но это не значит, что весь период обучения они просто наблюдают за работой мастеров. Новые сотрудники общаются с клиентами, под руководством опытных мастеров пробуют стричь и воплощать на практике то, о чём они узнали на обучении.
«Если стажёр не проявляет активности и говорит: «Я лучше посижу, посмотрю», я понимаю, что он нам не подходит. Мне нужны более деятельные люди, которые умеют быстро меняться и адаптироваться. Индустрия находится в постоянной динамике, всё время появляется новая информация. Если люди не готовы к такому ритму – нам не по пути, они быстро от меня устанут», - замечает Юлия.
Сейчас, по словам предпринимательницы, набирать персонал стало проще, чем раньше. Сотрудники других парикмахерских знают, что зарплаты в «Чуб-Чике» на 20-30% выше, чем в среднем по рынку. Чтобы избежать кадрового дефицита, Юлия регулярно публикует объявления о поиске специалистов. Даже если в данный момент они не нужны, их помощью можно воспользоваться в экстренных случаях.
«Те, кому нужно зарабатывать, готовы выполнять элементарные дисциплинарные нормы. Но высокая зарплата не всегда является стимулом для сотрудника. К примеру, мастер после пяти лет работы со мной сказала, что устала от этих правил и уходит на аренду. При этом она зарабатывала до 70 000 рублей в месяц! Сейчас она зарабатывает 30 000, и это её устраивает», - приводит пример Юлия.
Самым эффективным каналом продвижения Юлия считает рекомендации. После стрижки администратор спрашивает каждого родителя, всё ли ему понравилось, и просит порекомендовать салон друзьям и знакомым. При этом такие рекомендации не стимулируются скидками или бонусами. По мнению Юлии, для получения рекомендаций нужно «всего лишь» качественно обслуживать клиентов.
В соцсетях «Чуб-Чик» представлены страницами во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и Instagram. В ближайшее время планируется открытие YouTube-канала. Как и в первые годы работы салона, хороший результат приносит участие в мероприятиях. «Чуб-Чик» выступает как спонсор или участник на показах моды, танцевальных турнирах, конкурсах красоты в Курске.
Уже около 4 лет «Чуб-Чик» сотрудничает с роддомами и женскими консультациями, размещая рекламу в медкартах беременных и рожениц. После родов мама получает при выписке подарочный сертификат на первую стрижку для ребёнка. Клиентов с такими сертификатами приходит достаточно много.
В ближайшие месяцы Юлия планирует дальнейшее развитие сети как за счёт собственных точек, так и за счёт парикмахерских по франшизе. И первая «ласточка» уже есть – первый франчайзи-салон «Чуб-Чик» не так давно открылся в Томске.
Читайте также:
Боб-каре для карапуза: как заработать на детских стрижках.
Лошадью ходи, лошадью: как заработать на обучении детей шахматам.
Бизнес профессора Звездунова: как заработать на научных шоу для детей.