Компании, работающие на рынке услуг для детей и родителей, часто терпят крах из-за того, что основатель школы танца или студии развития вынужден разрываться между творческими задачами и управленческими функциями. В результате чего страдает и качество продукта, и бизнес-процессы. В центре «Каштан» такой проблемы не стояло, так как творческие и управленческие функции изначально разделены между основателями компании. Такой подход позволил детскому центру быстро выйти на окупаемость и успешно развиваться. О том, как устроен «Каштан», порталу Biz360.ru рассказала сооснователь проекта Екатерина Викторова.
Екатерина Викторова, 35 лет, сооснователь детского центра
«Каштан» (Санкт-Петербург). Выпускница факультета менеджмента СПбГУ, долгое время возглавляла HR-отдел крупного международного банка. Закончила программу фонда ProArte «Современное искусство». Марина Белозерова, 39 лет, сооснователь центра «Каштан». Образование – специальная психология. 12 лет проработала в «Монтессори-школе Михайловой», после этого занялась разработкой своего подхода. Центр «Каштан» основан в 2013 году, стартовый капитал составил 1,5 млн. рублей.
Основатели центра «Каштан» - Марина Белозерова и Екатерина Викторова.
С моим партнёром по «Каштану» Мариной Белозеровой я познакомилась на занятиях для малышей, куда пришла с дочкой по рекомендации. Марина планировала открывать свой собственный детский центр. У неё была команда опытных педагогов, некоторое количество материалов, абсолютная решимость и бесстрашие - и никакого представления о том, как устроен бизнес.
На тот момент я уже провела мониторинг детских садов и центров, в которые можно было бы отдать дочь. И для меня было интересно создание такого пространства для детей, которому я полностью доверяю как родитель. У меня уже был бэкграунд в сфере менеджмента и дизайна, поэтому мы довольно успешно разделили зоны ответственности. Марина определяет направления развития с точки зрения педагогики и творчества. А я отвечаю за то, чтобы идеи Марины воплотились в жизнь.
«Каштан» отличается от большинства коммерческих детских центров тем, что здесь ориентируются не на ожидаемое родителем, а на изначально заложенное в ребёнке, на его глубинные потребности. И если к нам случайно приходит родитель с другими запросами, мы рекомендуем ему другие детские учреждения.
«Мы опираемся на принципы средовой педагогики – развитие детей через специально выстроенную среду, в которой каждый ребёнок может найти себе занятие в соответствии со своими потребностями и интересами»
- Педагогика Монтессори - система развития детей, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом Марией Монтессори. Основными принципами системы являются самостоятельность, свобода в установленных границах, естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка.
Все специалисты «Каштана» разделяют общее видение и общую цель – развитие у детей таких качеств, как инициативность, уверенность в своих силах, стремление постигать новое, умение принимать решение и делать выбор. Наши педагоги – проводники, которые сопровождают детей в этом процессе, работая с их вниманием. Под индивидуальные потребности детей мы выстраиваем среду и разрабатываем материалы.
На базе этих идей в «Каштане» родился новый сенсорный подход», и постепенно наш центр превратился в лабораторию по его разработке.
Согласно этому подходу, у каждого ребенка – свой маршрут развития, который наши педагоги выстраивают, наблюдая за ним и анализируя огромное количество отснятого во время занятий видеоматериала. Также «сенсорный подход» предполагает полное включение всего тела в деятельность. Корень обучающего процесса - во внимании к ощущениям и осознании своего тела. Это целый пласт развития, и если он игнорируется, позже ребёнок сталкивается с препятствиями в обучении.
Дети, которые приходят в «Каштан» лет в 5-6, возвращаются на предыдущие ступеньки развития, пытаясь восполнить этот пробел. Они больше других «залипают» на сенсорике, насыщаются телесным опытом, после чего переходят к другим материалам. Так, после занятия на качелях и балансирах ребёнок может более эффективно заниматься письмом и счётом.
Непременное условие всех занятий в «Каштане» - свобода и спонтанность ребёнка. Например, художественные занятия у нас - это не рисование десяти одинаковых котиков на радость родителям. В первую очередь – это процесс самовыражения, погружение в разные материалы, изучение всего спектра их возможностей. И да, это может быть грязно. Мы просто даём ребенку получить этот опыт, а потом помогаем ему переодеться.
К нам можно привести детей от полугода. До двух лет малыши занимаются с мамами, и эти занятия в первую очередь для мам. Они учатся наблюдать за ребёнком, быть безоценочными, видеть, что стоит за его странными повторяющимися действиями, оказывают необходимую поддержку. Дети в этом возрасте развиваются через телесные ощущения, это их главный канал восприятия.
Для детей в этом возрасте актуальна проработка себя в пространстве, тактильные ощущения, даже основы физики на уровне самих себя. Например, в определённый период своего развития дети пытаются всё время куда-то уместиться. Это их вариант масштабирования себя в пространстве, осознания своих границ. Для взрослых это кажется глупым, а для малышей, которые только научились сидеть и ползать – это целый космос. Малышу необходимо получить этот опыт, это для него - огромная работа.
Известно, что в последнее время у многих детей сложности с концентрацией внимания. Это логичный ответ вашего малыша на то, что привычная модель поведения взрослых - это постоянное вмешательство и манипулирование вниманием ребёнка. Его постоянно пытаются занять чем-то «полезным», спешат отвлечь или «помочь», если ребёнку что-то даётся трудно или он расстроен. Другими словами, не дают ему получать свой опыт и концентрироваться на задаче. Мы помогаем родителям развивать доверие к своим детям и научиться видеть, что ребёнок лучше других знает и реализует свои потребности.
Пространство состоит из зала музыки и движения, художественной мастерской и зала Монтессори. Благодаря хитро составленному расписанию, в течение дня в этих трёх помещениях занимаются все наши группы.
В зале, где проходит музыкально-двигательное занятие, есть качели, балансиры и другие материалы, с их помощью малыши осознают возможности своего тела. Также здесь есть различные музыкальные инструменты, разные бытовые и другие неожиданные предметы, с помощью которых можно вплетать в музыку свои движения.
В мастерской дети знакомятся с возможностями разнообразных выразительных материалов. Мы используем всё, что подходит для этих целей - краски, мел, крошку и т.д. , шишки, листья. Это в первую очередь процесс, в результате которого часто получаются красивые арт-объекты.
Третья часть занятия – это работа Монтессори и сенсорными материалами. Здесь есть и зона практической жизни - дети готовят, гладят, шьют. Ребёнок сам выбирает то, что ему интересно.
«Мои дети, конечно, занимаются в «Каштане». Старшей больше нравится сенсорика, младшей – музыка и движение»
Ещё одно важное для нас направление – так называемые особые дети: с аутизмом, с синдромом Дауна, с речевыми, двигательными и другими нарушениями. У нас есть группа «Особый ребенок», есть индивидуальные занятия; несколько детей с особенным развитием интегрированы в обычную группу под сопровождением.
В «Каштан» приходят не для того, чтобы «пристроить» ребёнка куда-то на несколько часов в день, нас выбирают осознанно. Иногда родители приводят своих детей, уже «хлебнув» в детских садах. Попадая в новую среду безоценочности и уважения, дети довольно быстро адаптируются, забывают дворовую лексику и перестраивают свои модели поведения.
Сейчас в «Каштане» двадцать педагогов, два администратора, управляющий - и мы с Мариной. Основную часть своих функций я передала управляющему - и принимаю участие лишь в ключевых решениях. На Марине всё, что касается педагогики.
На каждую группу приходится по два Монтессори-педагога, по одному музыкальному, один педагог – в художественной среде. В старшей группе больше педагогов, так как занятий больше.
Наш стартовый капитал составлял 1,5 млн рублей, которые мы с Мариной внесли пополам. Деньги были, в основном, потрачены на ремонт и обустройство помещения. Разработку сайта и дизайн я делала сама. У Марины был необходимый комплект Монтессори-материалов, благодаря чему нам удалось существенно сэкономить.
В течение первого года мы вышли на окупаемость и вернули вложения. Сейчас основную часть прибыли мы направляем на развитие среды и воплощение бесконечных Марининых идей, на премии и обучение педагогов.
Уже не первый год нам предлагают открыть вторую площадку, было несколько предложений по покупке франшизы. Мы рассматривали эти возможности, но пока не хотим смещать фокус внимания. Может, через пару лет у нас будет достаточно ресурсов, чтобы масштабировать проект без потери качества. На данный момент одна из основных целей для «Каштана» - полное методическое описание подхода.
Каждого ребёнка у нас «ведут» педагоги, есть определённые листы наблюдения. Мы снимаем много видеоматериала и потом его анализируем. Проводим открытые педагогические лаборатории и семинары. Второй год у нас проходит лагерь, где в течение двух недель мы обучаем не только своих, но и педагогов других центров. Мы заинтересованы в том, чтобы распространять наш подход и на другие детские учреждения.
Как устроен развивающий клуб для детей и их родителей.
Как заработать на веревочном парке для детей и взрослых.
Как заработать на обучении детей робототехнике.