ComfortBaby: как заработать на детских кроватках

Прочтёте за 5 мин.
13 января 2016

Иван Бакуров – о том, как запустить успешный продукт в конкурентной нише детских товаров

IT-инструменты, которые использует Иван Бакуров

  • Instagram
  • SiteHeart
  • Magento

Питерская компания ComfortBaby первой в стране выпустила на рынок кроватки-трансформеры без углов «6 в 1» с режимом укачивания. В зависимости от возраста и роста ребёнка они могут принимать форму люльки, манежа, дивана, кресла или стола. Директор компании Иван Бакуров рассказал проекту Five’O’Clock о том, как Instagram помог совершить прорыв в продажах, как ComfortBaby собирается завоёвывать «холодные» региональные рынки и как звезды шоу-бизнеса помогают продавать детские кроватки.

Досье

Иван Бакуров, 29 лет. Родился в Красноярске, живёт в Санкт-Петербурге. Генеральный директор компании  ComfortBaby, специализирующейся на производстве мебели и постельного белья для малышей. Главный хит компании – кроватка-трансформер Smart Grow «6 в 1» с механизмом для укачивания. Производственные мощности ComfortBaby расположены в Польше и Санкт-Петербурге. В штате компании работает 31 человек.

Иван Бакуров.png  

«Instagram – это был взрыв атомной бомбы» 

Мы начинали вдвоём - я и мой партнёр из Германии. Я сразу взял себе в помощники свою супругу (теперь она креативный директор), чтобы она помогла мне разобраться в женской психологии. Это был фоновый, параллельный проект, и поначалу мы не слишком в него верили: обороты были несерьёзными. 

Заёмных средств не было. Хотя инвестора мы искали вплоть до прошлого года, но оказалось, что за приличную сумму нужно полбизнеса отдать. Мы рассчитывали на европейский рынок - в российский я не верил. Почему? Наши люди не готовы платить большие деньги за детские продукты. И в первые месяцы так и было: в Германии мы продавали 30-40 кроваток в месяц, а в России – 4-5. 

ComfortBaby I.jpg

Всё шло к тому, что целиком переключимся на Европу, но тут с нами случился Instagram. Всё сразу изменилось, это был взрыв атомной бомбы. Нас заметили, пошли заказы, и я понял, что мы можем развиваться здесь, никуда не уезжая. Понятно, что дешевле было бы запускаться сразу в Европе, но я живу в Санкт-Петербурге, я хотел остаться. Мы продали первую большую партию, заработали 2 млн. рублей - дело пошло. 

В настоящий момент в Instagram компании ComfortBaby зарегистрировано более 84 000 подписчиков.

Инвестировали в производство совместно с польской стороной 150 000 евро. Сейчас основные мощности находятся в Польше и Питере. Когда решили выпускать дополнительную продукцию - не только детские кроватки - перевезли в Питер оборудование швейной фабрики из Чебоксар. В Москве и Белоруссии есть немного аутсорса, в Германии - много. 

Почему выбрали Польшу? Это оптимальная страна для всех, кто занимается производством деревянных изделий: по материалам, по кадрам - там всё отлично. В России очень сложно заставить человека хорошо работать за средние деньги.

Наверное, мы могли найти ещё одну-две производственные площадки в Польше или России, чтобы подстраховаться и заложить хорошую основу для роста. Тогда мы бы избежали многих проблем и издержек, быстрее выполняли заказы. По большому счету, мы недооценили свой продукт. 

«Механизм укачивания из нас выбили клиенты»

В 2009 году я купил радиусный шкаф по космической цене ($1700), а через пару лет, когда родился сын, кроватку за 6000 рублей, которая сломалась в первую же ночь. Чем дальше, тем больше я разочаровывался в отечественной продукции, к тому же меня не оставляла идея объединения нескольких вещей в одной.

Мы понимали, что первое изделие должно быть движущей силой бизнеса, локомотивом продаж. Исследовали рынок, оценили конкуренцию: кроватки-трансформеры с закруглёнными углами в Европе практически отсутствовали. Было лишь 3-4 бренда. Тогда мы попробовали сделать что-то своё - оригинальной формы, с другими размерами и другими цветами. В целом выпустить продукт другой тональности. Сначала эта была модель «3 в 1», потом «4 в 1». Сейчас «6 в 1», но уже очевидно, что не за горами «9 в 1».

ComfortBaby II.jpg 

Самое дорогое в производстве - полукруглые корпуса для кроватей. Чтобы согнуть дерево правильно и аккуратно, требуется термопресс и почти ювелирная работа. Нужна своя технология, опыт, время и в итоге больше денег, зато качество выходит лучше, чем у шпона и склеенной древесины. Тем более все технические тонкости уже были известны нашим польским партнёрам, было оборудование. В производстве мы используем массив бука, иву, хлопок, сатин, бамбук, шёлк. Из наполнителей - синтепон, для матрасов - холкон, холлофайбер.

Как появился механизм укачивания? Его буквально выбивали из нас наши клиенты, будущие мамы. И мы придумали. «Маятники» были, но не для кроваток-трансформеров, не для моделей разных размеров. Мы первыми выпустили кроватки-маятники, которые могут «расти» вместе с ребенком. Это совместная разработка отечественных и зарубежных конструкторских лабораторий - мы по сути объединили два разных проекта в один. Получился продукт, который нравится абсолютно всем, потому что имеет максимальную функциональность - кроватку можно настраивать под каждый возраст и регулировать процесс укачивания. 

В разработку «кроватки-маятника» было вложено 1,5 млн. рублей, работа велась 8 месяцев, для первой партии было изготовлено 100 изделий.

В лучше всего продаётся кроватка Smart Grow «6 в 1», пеленальный столик, матрас и наматрасники, дизайнерский комплект белья, приставные кроватки, простыни. В Европе главный хит - белоснежная Smart Grow «6 в 1» с матрасиками 3 в 1. В России обязательно с маятником, без него берут меньше. Скоро появится модель с внешним управлением, можно будет менять режимы укачивания с пульта и позже через Wi-Fi. В Германии, например, никто не хочет спать на матрасах с кокосовой стружкой, а в России их наоборот все любят. 

В текстиле маржа больше раза в три, чем в производстве кроваток. На трансформерах в России много не заработаешь из-за большой импортной составляющей (35% цены уходят на покрытие пошлины). В Европе наши Smart Grow стоят меньше, но маржа там больше. 

«Будем строить федеральную дилерскую сеть» 


Мы производитель и продавец, поэтому клиент может купить любой продукт из первых рук - на нашем сайте, либо у официального дилера. Сейчас хотим выстроить федеральную дилерскую сеть - что-то среднее между региональными офисами и франчайзи-партнёрами. Это будет одна франшиза на регион. Партнёр обеспечивает поиск и оборудование склада, магазина, берёт на себя все расходы, а мы со своей стороны гарантируем регулярные поставки и стабильную прибыль. 

По сути, мы будем просто снабженцами. Цена франшизы будет варьироваться. В пределах 1 млн. рублей, но есть второй вариант - франшиза для действующего бизнеса, без вступительного взноса. В первом варианте нашей ответственности больше, но он тоже возможен.

Запуск проекта ComfortBaby обошёлся в 1 млн. рублей. Сейчас годовой оборот компании – 100 млн. рублей.

Думаю, откликнутся города, где у нас нет крупных оптовиков: мегаполисы Сибири и Дальнего Востока. Если смотреть карту отгрузок ComfortBaby, то это в основном европейская часть: Москва, Тверь, Саратов, Владимир. Они дают около 70% заказов, Сибирь и Дальний Восток - по 15%. В СНГ хорошо представлены в Казахстане, Киргизии и Белоруссии. 

В России вопрос покупки кроватки и вообще всего детского решается женщиной, мамой, а в Казахстане и Киргизии всем обязательно сначала нужно «спросить у мужа», посоветоваться (улыбается). Но в целом большой разницы в бизнесе нет.  

«Хотели сделать совместный проект со Swarovski» 


Наша аудитория - современные мамы 20-35 лет, которые активно пользуются интернетом и гаджетами, следят за модой и новинками. Бизнесвумен, домохозяйки - по-разному. Однажды в офис приезжала девушка на Rolls-Royce Phantom - за кроваткой ценой 20 000 рублей. Помню, мы после этого хотели даже сделать совместный проект со Swarovski, потому что такая аудитория готова платить за кроватки и 150 000, и 200 000 рублей. Начались переговоры, но Swarovski в итоге отказались - они позиционируют себя для другой аудитории, и вся тематика для новорожденных - это не про них. 

ComfortBaby III.jpg

Ядро нашей аудитории - это беременные женщины, очень специфический контингент (улыбается). Если что-то немного не так, заказ чуть задерживается, они сразу реагируют. Лояльность у такой аудитории всегда меньше, чем у другой. 

Ещё пару лет назад все были очень рассудительными, осторожными, всё сравнивали, узнавали. Такие, знаете, smart-мамы (улыбается), они тратили очень много времени на поиски нужного товара. Сейчас всё намного проще: просмотрел несколько лент в Instagram производителей и уже можно делать первые выводы, уже понятно, что ты хочешь купить. 

Раньше все без исключения клиенты писали отзывы: как они сначала выбирали кроватку, потом её ждали, потом собирали, и вот могут рассказать, какие у них впечатления. Это было целое событие. 

«Мы разогрели этот рынок» 


Мы стремимся к уровню Stokke (норвежский производитель овальных кроваток-трансформеров). Идём за ним. В чем-то, кстати, даже успешнее - в маркетинге, например. Мы разогрели этот рынок лучше. После того как мы пришли на рынок, у них серьёзно выросли продажи. Нам часто предлагают разработать похожий механизм для Stokke, но мы отказываем. Они могут изобрести свою систему, но весь фокус в том, что наш механизм подходит для всех моделей. Понимаете, механизм - это всё-таки долго и сложно, а главное, нет никаких гарантий, что ты соберёшь что-то действительное интересное. 

В Питере есть компания SleepWell - это вторичный бренд мебельной фабрики «Феалта», которая делает всё подряд. Они выпускают похожие на наши продукты. Но, по-моему, они просто пользуются тем, что, когда у нас нет товара в наличии и мы не можем быстро выполнить заказ клиента, они под шумок предлагают покупателям свой. Когда у нас снова есть запасы, у них продажи приостанавливаются.  

И ещё есть Ellipse Bed, хорошие ребята. Мы, можно сказать, дружим. Они появились примерно в одно время с нами, может, на месяц позже. При этом у них свой «маятник», своя технология, другие размеры, конфигурация. Это не те, кто скопировал нас один в один и выдал за своё, а таких хватает. 

«Эффективность рекламы со «звёздами» - колоссальная»

У нас есть раздел «Наши звёздные клиенты», где знаменитости, среди которых Владимир Пресняков, Павел Воля, Анфиса Чехова и Ольга Бузова, рекомендуют кроватки и публикуют личные фотографии. На звёзд выходили через Instagram. В основном беременных знаменитостей находила моя супруга. Предлагали им приобрести кроватки со скидкой (некоторым бесплатно) до 50%, кто-то соглашался, кто-то принципиально платил всю стоимость. Могу сказать, что эффективность колоссальная. Пришло больше клиентов, чем мы можем обслужить. 

ComfortBaby V.jpg 

С такой рекламой вообще нужно быть осторожным, так как из-за отсутствия товара на складе клиенты начинают мониторить рынок и находят твоих конкурентов. Получается, ты не только не получил деньги, но ещё и сделал бесплатную рекламу другой компании. 

Перед такими акциями лучше иметь расписанный бюджет, план продаж. Мы сейчас как раз этим и занимаемся, переходим от авральной работы к плановой. Хотя в России это сделать крайне непросто, прогнозировать более чем на три месяца здесь не получается.

Читайте также:

Как заработать на брутальных сувенирах из щоколада.
Как предприниматель из Новгорода шьёт крутые куртки для путешественников.
 
Как заработать на производстве харизматичной кухонной утвари.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
Все материалы