В 2012 году студент Хакасского госуниверситета Константин Слатвицкий решил для себя, что становиться офисным клерком, которых в России сотни тысяч, он категорически не хочет. И, после долгих раздумий, решил открыть свою мастерскую деревянных подарков и аксессуаров. Опыта в этой сфере у него не было, как и навыков работы с деревом. Оборудования, впрочем, тоже не было. Тем не менее, за три года ему удалось создать прибыльное производство. О том, как устроена мастерская деревянных аксессуаров, порталу Biz360.ru рассказал основатель бренда Slatwicki Константин Слатвицкий.
Константин Слатвицкий, 26 лет, предприниматель из Абакана, основатель мастерской по производству деревянных аксессуаров
Slatwicki. Окончил Хакасский государственный университет по специальности «Государственное муниципальное управление». Под брендом Slatwicki выпускаются деревянные часы, галстуки-бабочки, очки, кардхолдеры, обложки для документов и другие аксессуары.
Когда я загорелся идеей производить деревянные аксессуары, то первое с чем столкнулся – с дефицитом информации о том, как правильно работать с деревом. Даже когда мы покупали станки, максимум, что к ним прилагалось – инструкция. Да и та – на английском и китайском языках. У нас в команде до сих пор только один человек с образованием по специальности «художественная обработка древесины». Все остальные – менеджеры, медийщики, даже швея есть.
Поэтому нам всем приходилось копать информацию, много читать, учиться методом проб и ошибок. Записаться на какие-то курсы мы не могли - они проходили, в основном, в Москве и Санкт-Петербурге, да и стоили от 35 тысяч рублей. Плюс было необходимо там на что-то жить. К тому же, мы понимали, что там нас многому не научат, а только покажут основы. В остальном же всё равно нужно нарабатывать опыт.
Мы читали инструкции к станкам, искали по крупицам опыт других людей, смотрели видеоуроки по YouTube. Доходило до того, что делали «стоп-кадр», подмечали – какой клей или инструмент используется мастером, и шли в магазин за такими же
В 2015 году решили, что нужно изготавливать более стандартизированную продукцию. Начались разработки аксессуаров: бижутерии, галстуков-бабочек, а в приоритете – часов и очков. К ноябрю 2015 года у нас были готовы первые деревянные наручные часы. Мы выставили свой проект на краудфандинговой платформе Boomstarter. Разработка понравилась аудитории: мы протестировали идею и получили клиентов. Тогда собрали около 300 тысяч рублей, что позволило запустить серийное производство.
Мой стартовый капитал был равен 150 тысячам рублей. Около 80 тысяч я занимал у мамы и бабушки – они взяли кредит, так как мне-студенту никто бы его не дал. В 2013 году мы выиграли грант на конкурсе бизнес-идей и получили 300 000 рублей, попав в список 40 победителей.
Стартовый капитал я потратил на первый станок с числовым программным управлением. В России он тогда стоил 380 тысяч рублей. Я связался с заводом-производителем, где это же оборудование продавали за 153 тысячи рублей. Когда понял, сколько накручивают перекупщики – волосы дыбом встали.
Ещё нам были необходимы фрезерные, токарные станки с часовым управлением. Ты задаешь все параметры, а управляет дальше компьютер. Это дает максимальную точность. То есть, можно один раз долго порисовать, методом проб и ошибок выделить чёткие параметры, а дальше – только нажимать на кнопку.
Также понадобились шлифовальные станки, чтобы доводить изделия до необходимого состояния. В оборудование за всё время вложено порядка 1 млн. 800 тысяч рублей. Это немного для такого производства, но нам станков и оборудования пока хватает.
Для изготовления всех аксессуаров у нас используются одни и те же и станки и дерево, просто немного разный способ обработки, а на станках нужно задавать различные параметры.
Главное в производстве часов – это основа, корпус. Его поменять нельзя. Это не просто, если говорить о часах, «кругляшок» - он делается в несколько слоев, чтобы изделие не было хрупким. Корпус у всех одинаковый. А уже цвет стрелок, циферблата, фурнитуры и ремешка можно подбирать на свой вкус. Если брать типовой продукт, то, например, на одну пару часов уходит около 40 часов работы.
Что касается очков. У нас два основных размера: для сибиряков (так как за Уралом у людей лица больше) и для остальных россиян. Соответственно они стандартные, а всё остальное можно подобрать. Линзы мы вставляем в оптиках, чтобы они не вредили зрению. В остальном, станки с часовым управлением делают всё, что задашь – главное нарисовать правильно.
Некоторые цены на продукцию бренда Slatwicki: часы – 4 000 рублей, очки – 4 000 рублей, кардхолдеры – 600 рублей, обложки для документов – 900-1100 рублей, блокноты и скетчбуки – 550-1000 рублей.
Изготавливаем, в основном, из дуба и ясеня. Года четыре назад в РФ была проблема с деревом. Сейчас заказываем многое из европейской части России, но такие материалы, как венги, кокобо, американский орех – идут из-за границы. Заказываем их через склады в Москве. У нас есть два–три проверенных поставщика.
Мы одни из первых в Сибири начали подавать проекты на краудфандинговые платформы. Два первых начинания провалились, но зато мы получили ценный урок и опыт. И впредь старались учитывать ошибки. После этого три проекта были успешными.
Все доходы, полученные через краудфандинг, идут на большие оптовые закупки. Например, чтобы запустить серию часов, недостаточно купить 100–200 наборов комплектующих. Брать – так минимум несколько тысяч. При таком варианте себестоимость будет позволять держать ценник на приемлемом уровне.
Для людей, живущих в Сибири, на Урале, 4000 рублей за часы – это существенная сумма. И повышать цену мы просто не можем
У нас в компании два подразделения: одно отвечает за массовое производство, другое – за более точное, в частности, за часы.
Первые полтора года мы работали вдвоём с Оксаной – моей девушкой, впоследствии ставшей моей женой. Она мне очень сильно помогала, несколько раз только благодаря ей проект не закрылся. Когда наших рук стало не хватать, наняли первых двух сотрудников.
В 2016 году нас стало семь человек: мы с Оксаной, дизайнер, контент-менеджер, два человека на производстве, художник, который знает, как обращаться с деревом. Я занимаюсь перспективным производством - поиском материалов, закупкой оборудования. Моя жена отвечает за практическое планирование.
Основная часть продукции продаётся в Москву и Санкт-Петербург. Мы отгружаем компаниям, они перепродают частным покупателям – у большинства заказчиков свои интернет-магазины и стационарные точки. Также продаем через группу «Вконтакте» - оттуда идут индивидуальные заказы. Сейчас развиваем сайт, но понимаем, что его развитие и продвижение – штука довольно дорогая, поэтому не слишком торопимся.
Изначально продвижение было только через социальные сети. С 2014 года мы хорошо продвигались за счёт краудфандинга. На мой взгляд, для начинающих это отличный способ рассказать о себе. Также мы пытались работать через «Яндекс.Директ», но так получилось, что нам один реальный клиент обходился в 1500–2500 рублей. Для нас это дорого, такой вариант не подходит для небольшого производства.
Наш проект полностью окупился к середине 2015 года. Первые полтора–два года мы постоянно вкладывали в дело. Сначала был небольшой «минус», потом вышли в «ноль», и вот теперь мы прибыльное предприятие. Как выяснилось, чтобы это занятие начало приносить прибыль, нужно серьёзно вкладываться в течение двух-трёх лет.
Приоритетом в дальнейшем развитии будет для нас производство очков и часов, это самые популярные товары. Будет ещё одна разработка, но это пока - сюрприз. Нам необходимо более интенсивное развитие своего интернет-магазина, это ещё одна точка роста для нашего дела.
Как заработать на производстве дверей авторского дизайна.
Как заработать на производстве деревянных аксессуаров.
Как заработать на производстве харизматичной кухонной утвари.