Досье
Ольга Кныш, владелец и директор салона этичного меха «Ольгерда». Закончила факультет журналистики Уральского государственного университета. До запуска собственного бизнеса работала телеведущей на екатеринбуржском «Четвертом канале». Семейное положение: замужем.
Фото: Евгения Бобкова
Идея салона этичного меха возникла спонтанно. Я искала шубку из искусственного меха для себя, и никак не могла найти. Как же так, думаю? Почему в нашей стране такой огромный выбор одежды из натурального меха, а из искусственного практически ничего нет. Натыкалась на различные форумы, где люди находились в аналогичном поиске. В то же время на зарубежных сайтах - выбирай, что хочешь: и шубки-«автоледи», и «разлетайки», и длинные до пят; и под каракуль, и под соболя, и под снежного барса, и даже под койота.
«Мех из Чебурашки» - так шутили в советские времена. Теперь это совершенно другой мех. Оказывается, технологии дошли до такого уровня, что внешне искусственный мех становится все сложнее отличить от натурального. Потому и название мы использовали для него новое – этичный. Этичный – значит, добытый без жестокости и убийства.
Салон открыли 17 августа 2013 года, примерно в это время люди уже начинают искать зимнюю одежду. На тот момент аналогичных салонов в Екатеринбурге не было. Первый год работы маленький бизнес был для меня скорее как хобби; в то время я мало знала о том, как развивать свое дело. Прекрасно понимала, что знаний не хватает. Начала потихоньку читать бизнес-литературу (Тони Шей - «Доставляя счастье», Сет Годин - «Фиолетовая корова», Светлана Сысоева - «Большая книга директора магазина» и т.д.), пошла на курсы повышения квалификации в бизнес-школу УрФУ.
«В бизнесе я увидела просто безграничные просторы для развития и самосовершенствования»
Со временем тема предпринимательства стала интересовать меня все больше. Если на ТВ на тот момент я уже достигла определенной планки, то в бизнесе увидела просто безграничные просторы для развития и самосовершенствования. На данный момент получилось так, что собственный бизнес превратился для меня в основное место работы. А телевидение - в хобби, на «Четвертом канале» я веду программу «Утренний экспресс».
О первых шагах
На момент запуска «Ольгерды» у меня уже было похожее «хобби» – интернет-магазин экосумок «ЕкАвоська». Когда я его запускала, то допустила много типичных для начинающего предпринимателя ошибок. Я была уверена, что стоит только открыть интернет-магазин, как покупатели сами выстроятся в очередь, ведь я нашла такой уникальный и суперский товар! И во всем 1,5-миллионном Екатеринбурге больше никто его не продает. До сих пор смешно. Во-первых, нужно понять, а нужен ли твой товар людям? ищут ли они его? что они вообще о нем знают? Мы часто стараемся найти что-то уникальное, думая, вот сейчас я найду товар, которого нет ни у кого, и заработаю свой первый миллион. Но на деле получается, что люди даже не знают, что такое «экосумки», и зачем они им нужны. Соответственно, они это и не ищут.
«ЕкАвоську» я запускала без серьезных финансовых вложений. Сама придумала название и дизайн, супруг сделал сайт. Потратилась только на первую закупку товара – около 10 тысяч рублей. Сумки компактно складываются, занимают мало места, поэтому их легко было хранить дома в коробке. Курьерская доставка и бухгалтерские услуги - на аутсорсинге. Я сама принимала звонки и обрабатывала заказы. Вскоре стала продавать экосумки не только в розницу, но и оптом.
К запуску «Ольгерды» я уже подошла основательно. Понимала, что, как и в случае с «ЕкАвоськой», это дело не из серии «попробовать, пойдет-не пойдет», это надолго. Вспомнила высказывание любимой мною Коко Шанель: «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление». Заказала разработку фирменного стиля у профессионального дизайнера. Название придумала сама: Ольгерда – это два имени в одном: Ольга (это я) и Герда (героиня сказки «Снежная королева»). Благодаря дизайнеру появились наши фирменные снежинки: смесь мордочки зверька с изображением настоящей снежинки.
…Многие так и не решаются открыть свой бизнес, ссылаясь на нехватку денег. «Вот были бы у меня деньги, я б тогда….». Для того, чтобы открыть салон этичного меха, на первый взгляд, нужно много денег. Это не экосумочки. И не футболочки-рубашки. Это верхняя одежда. Но «много» – это сколько? 500 тысяч? Миллион? Два миллиона? У меня их не было. Как и не было уверенности в том, что удастся в ближайшее время окупить столь серьезные затраты. Ведь товар сезонный, и с этим связаны некоторые особенности в его реализации. Начались переговоры с поставщиками (в России их совсем немного, можно по пальцам пересчитать). Часть одежды мы привозили под заказ, часть взяли под реализацию. Серьезно потратиться пришлось на разработку сайта, которую мы на этот раз поручили профессионалам, и на фирменный стиль. Справиться с этими расходами помогла обычная кредитная карта с лимитом в 100 тысяч рублей.
О команде
Все решения я принимаю единолично. Были мысли по поводу поиска партнеров или инвесторов. Но, пока нет острой необходимости, постараюсь этого избежать. «Ольгерда» для меня больше, чем просто бизнес.
В моей команде две швеи, фотограф, бухгалтер. Курьерская доставка, техническая поддержка сайта – это все на аутсорсинге. По-прежнему на мне все продажи, стратегическое развитие.
Родные и друзья, среди которых много коллег-телевизионщиков, отнеслись к моей новой работе с пониманием, поддержали. Так, родной телеканал к своему дню рождения снял про меня сюжет, в котором упоминалось и про шубки.
О продвижении
Продвижение «Ольгерды» мы начинали с социальных сетей. Когда мои друзья и даже некоторые родственники увидели новости про шубки, то подумали, что мою страницу кто-то взломал. Они не могли поверить в то, что успешная телеведущая вдруг занялась торговлей. Поначалу мне тоже было не по себе, но порог удалось преодолеть. Все мы знаем, что производить товар – это непросто, но продать его – еще сложнее. Это определенное искусство. Нет, не искусство «впаривания». Это набор навыков и умений. Ведь нужно чувствовать и товар, и рынок, и покупателя. Вот, учусь.
Поскольку на момент открытия «Ольгерды» в Екатеринбурге не было аналогичных проектов, по нашему региону мы выходили на первых позициях при поисковых запросах «шубы из искусственного меха». На тот момент я мало знала о маркетинге. И практически не занималась продвижением, разве что вела группы в социальных сетях. Клиенты приходили сами. Узнавали о салоне из интернета (поисковики, социальные сети) и от своих знакомых, подруг, коллег («сарафанное радио»). Лишь спустя год в бюджете «Ольгерды» появилась статья «Продвижение».
«На бизнес работает моя телевизионная известность. Да, мне больше доверяют».
В октябре 2014 года мы впервые приняли участие в выставке. Она называлась «Здоровый образ жизни. Экомир», там мы представили шубы и шапки с ушками. Устоять не смог даже телеведущий Геннадий Малахов, приглашенный гость, он примерил такую шапку и это фото мы разместили у себя на сайте и в соцсетях, оно стало популярным. Выставка выпала на День защиты животных, и мы организовали акцию «Защити друга. Красота не требует жертв». Все гости выставки могли сфотографироваться с настоящими шиншиллами. Когда держишь это беззащитное, хрупкое, нежное создание, то так и хочется воскликнуть: «Какой хорошенький. Нельзя его на шубу». Фотографии мы также выложили на сайте и в соцсетях. Этот способ продвижения тут же «выстрелил». Мы получили новых клиентов. А наш стенд признали одним из самых ярких на выставке.
Основной наш поставщик – компания Anse из Санкт-Петербурга - оказался не только ответственным партнером, но и помощником, в том числе в продвижении. Благодаря Anse в двух журналах Екатеринбурга выходили статьи об этичных шубках с упоминанием наших контактов. Доверительные отношения – как с партнерами, так и с клиентами, это мое правило.
Этой весной мы приняли участие в первом для Екатеринбурга показе этичной моды и в экофестивале «Ковчег». Сразу после этого «Ольгердой» заинтересовался журнал «Деловой квартал». Журналисты не просили денег за публикацию, им реально было интересно то, как телеведущая из Екатеринбурга открыла салон «этичного» меха».
С этой весны в лидерах по поисковым запросам у нашего сайта значатся: «ольгерда», «ольгерда екатеринбург», «ольгерда шубы», «ольгерда экомех» - люди ищут именно нас. Но летом посещаемость сайта резко падает. Товар сезонный. И я пока учусь решать проблемы с кассовыми разрывами. Экспериментирую. Так в ассортименте появились жилетки из искусственного меха и платья. Отчасти помогает интернет-магазин экосумок.
Сейчас экспериментирую с сервисом «Яндекс.Директ», учусь писать продающие тексты. Изучаю маркетинг, готовлюсь к новому сезону.
На бизнес работает и моя телевизионная известность. Да, мне больше доверяют. Например, когда делают заказы по предоплате. Люди словно обращаются к хорошо знакомому человеку.
Фото: Евгения Бобкова
Об ассортиментной линейке и поставщиках
В самом начале мы предложили клиентам три формата работы:
- 1) Посреднические услуги при покупке шубок из-за границы.
- 2) Шубки российского производителя (начинали с одной марки), их можно было примерить в шоу-руме и заказать нужный размер, если его не было в наличии.
- 3) Небольшая собственная коллекция, которую мы сделали совместно с дизайнером из Екатеринбурга, это штучные изделия.
Преимущество шуб российского производителя было в том, что все они имели современный финский утеплитель, который помогает сохранять тепло при минус 30 градусах мороза. Этой зимой мы добавили товары еще двух российских поставщиков. Поставщики сами создают новые модели, как правило, это классика, которая пользуется спросом. Но чужая продукция - это, как правило, низкомаржинальный товар.
Мы делали попытки создавать собственные модели, и тут пришло осознание того, что нужно для начала научиться продавать, а потом уже создавать. Конечно, мы не оставили мечты о собственном производстве. Но сейчас закупать оборудование, брать в аренду помещение под швейный цех, набирать сотрудников – это слишком дорого. И для сезонного товара крайне не выгодно. Пока я остановилась на варианте размещения заказов в уже действующих цехах или ателье. Собственные товары просто необходимы нам для дальнейшего развития.
Об экономике проекта
Когда мы брали шубки под реализацию, то имели очень маленький процент с продаж. Иногда он не превышал 10%. Для того, чтобы увеличить доходы, необходимо было перейти на оптовые закупки. В Екатеринбурге я обратилась в фонд поддержки молодежного предпринимательства «Агат». Защитилась там с бизнес-проектом салона этичного меха «Ольгерда». И 30 декабря 2014 года, под Новый год, нам удалось получить кредитные средства в размере 250 тысяч рублей. Программа поддержки, которая включает помощь бизнес-наставника, рассчитана на 2 года. На этот же срок выдан кредит.
На прибыль пока не вышли. То, что зарабатываем зимой, «проедаем» летом. Поэтому сейчас передо мной стоит серьезная задача – сократить кассовый разрыв. Пока экспериментирую с новым товаром. Например, этим летом мы начали продавать платья.
Аренда шоу-рума – одна из основных статей расходов. В этом году из-за кризисных явлений мы вынуждены были на летнее время перейти исключительно на доставку. В конце августа шоу-рум вновь будет открыт и готов к началу нового сезона.
Мы осуществляем доставку товаров по всей России. О продаже франшизы пока не думали. В этом бизнесе есть специфические сложности. Как только мы сможем их решить, рассмотрим такой вариант.
В родном Екатеринбурге конкурентов становится больше с каждым годом, возможно, и в новом сезоне появятся новые имена.
«Мы должны без страха идти вперед. Каждый день что-то делать для улучшения своего бизнеса».
О предпринимателях, которые вдохновляют
Мне нравится философия Тони Шея - американского интернет-предпринимателя и CEO онлайн-магазина Zappos.com, и Ричарда Брэнсона – знаменитого британского бизнесмена, основателя корпорации Virgin Group. Для этих людей важно не только зарабатывать, для них важны эмоции. Важно, чтобы клиент сказал «Вау!». Важны детали. Ричард Брэнсон однажды так и сказал: «Внимание к деталям в огромной степени определяет успешную реализацию бизнес-идей». И Шей, и Брэнсон – это люди не только слова, но и дела. Ведь таким и должен быть предприниматель – деятельным. Жизнь постоянно меняется. И мы должны оперативно подстраиваться под изменения. Мы должны без страха идти вперед. Каждый день что-то делать для улучшения своего бизнеса. Некоторым бывает сложно даже начать. И тут я вновь не могу не вспомнить Ричарда Брэнсона, жизненный принцип которого - «К черту все! Берись и делай!»