Юриспруденция – достаточно консервативная сфера, здесь важную роль играют традиции и устоявшийся порядок вещей. Но даже в этой консервативной сфере возможно применять подходы и методики, которые, на первый взгляд, никак с ней не сочетаются. В частности, это касается Legal Design – методологии, которая помогает с помощью графических средств делать юридические документы более эффективными. О том, как с помощью инфографики удалось добиться победы в суде, порталу Biz360.ru рассказал адвокат Игорь Носков.
Игорь Носков – адвокат, управляющий партнёр адвокатского бюро
«Башилов, Носков и партнёры» (Москва). Кандидат юридических наук. Окончил Российскую академию правосудия при Верховном суде РФ и Высшем арбитражном суде РФ. Два года работал в Арбитражном суде Москвы в аппарате председателя судебного состава, который специализируется на спорах по приватизации, праву собственности и аренде. До получения статуса адвоката являлся управляющим партнёром юридической компании.
Представьте, что у вас дома лежит миллион рублей. И так случилось, что в 30-дневный срок, начиная, скажем, с 15 марта включительно, к вам совершенно законно могут прийти и забрать ваш миллион. Но только сделать это можно без опозданий, иначе люди, которые хотят забрать ваши деньги, ничего не получат.
И вот 14-го апреля к вам приходят и требуют положенное. Вопрос: придётся ли расстаться с деньгами? С ходу хочется сказать, что да (особенно тому, кто за ними пришёл). Ведь с 15-го марта по 14-е апреля прошёл ровно месяц. Пусть и в последний день, но всё же эти люди успели в срок. Но, постойте, ведь в марте 31 день! Так сколько же дней прошло с 15-го марта по 14-е апреля? Если вести подсчёты в уме, можно легко сбиться. А ошибиться не хочется, ведь на кону миллион. Надёжней всего подсчитать дни в календаре.
Похожая ситуация была у нас недавно в одном деле о банкротстве. Кредитор на стадии наблюдения подал заявление о включении в реестр на один день позже срока, а значит - не мог участвовать в первом собрании кредиторов. Суд первой инстанции отметил это и указал рассмотреть заявление уже на стадии конкурсного производства. Кредитор не согласился с этим и подал апелляцию.
В апелляцию мы направили отзыв на жалобу. Тщательно прописали все даты и сроки подачи и щедро сдобрили всё это ссылками на нормативные акты. Получилась длинная простыня текста.
Мы знали, что судья будет читать документ в спешке. Увидит две цифры: 15 марта и 14 апреля, решит, что всё верно - и удовлетворит апелляцию. В лучшем случае, подумали мы, он захочет сверить указанные в апелляции дни и начнёт искать календарь. Но шансы на это были невелики - слишком мало времени у судьи, чтобы отвлекаться.
Но что если этот календарь уже будет у судьи перед глазами в момент изучения? Что если он будет дан прямо внутри текста нашего отзыва на апелляцию? Яркая, чётко свёрстанная картинка будет выделяться на фоне текста и сразу привлечёт внимание судьи. Это уже небольшая победа. Дальше судье останется лишь своими глазами убедиться в нашей правоте: на календаре можно чётко отметить все важные даты, посчитать те самые 30 дней и показать, что заявление подано, хоть и на один день, но с опозданием. Так мы и сделали.
При подготовке документа мы сделали всего один дополнительный шаг. Но он дал сильный эффект. Судья приняла решение в нашу пользу. Мы помогли ей не ошибиться, не допустили кредитора к участию в первом собрании и избавили самих себя от дополнительной работы (так пришлось бы ещё идти в кассацию).
И секрет здесь был не просто в использовании картинок. Мы прожили пользовательский опыт с целью его улучшить: представили, как судья будет читать документ, в каких условиях, с какими трудностями столкнётся. И именно через этот процесс мы пришли к идее, которая привела нас к успеху.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».