Одна из главных проблем для небольшой компании – как в условиях инфоперегруза и высокой конкуренции за внимание привлечь к своему продукту целевую аудиторию. Вопрос вопросов: что делать, если на дорогостоящие промо-акции нет денег, а надежда на то, что «хороший продукт продаст себя сам», не оправдалась? Ответ – экспериментировать с бюджетными форматами маркетинга. О том, какие бюджетные инструменты продвижения может использовать малый бизнес, порталу Biz360.ru рассказала основатель маркетингового агентства PRO M8 Регина Яковлева.
Регина Яковлева – основатель маркетингового агентства PRO M8. Более 10 лет управленческого опыта в маркетинге. Возглавляла направление маркетинга в Mercedes-Benz Financial, в зарубежных стартапах и в российских проектах. Агентство PRO M8 специализируется на разработке и внедрении маркетинговых стратегий, маркетинговых исследованиях и запусках стартапов.
Первое, что стоит сделать для маркетингового продвижения – анализ целевой аудитории вашего продукта, проекта, услуги или бизнеса в целом. Это можно сделать самостоятельно – материалов по теме в интернете очень много. Но чтобы не забыть о каком-то важном факторе и просто сэкономить время, есть смысл привлечь профессионального маркетолога для небольшого проекта или разовой консультации.
На основе полученных данных можно уже гораздо конкретнее «бить в цель» и выстраивать маркетинговую кампанию с конкретно сформулированной целью, понятными «болями» потенциальных клиентов и ясными задачами, который ваш бизнес решает.
Продвижение проекта на начальном этапе крайне важно для того, чтобы получить первых клиентов, узнаваемость и выручку. Казалось бы, тут замкнутый круг – бизнес не растёт, потому что нет денег на продвижение, а поскольку продвижения нет, то бизнес не растёт. И тем не менее, варианты рассказать о себе достаточно большому числу потенциальных потребителей есть.
Один из вариантов – короткие видео в формате YouTube Shorts. Есть расхожий стереотип, что для создания роликов для популярных площадок нужна целая команда с дорогостоящим оборудованием. С одной стороны, это так, но с другой стороны, один из главных трендов 2024 года – простота. Вирусными часто становятся ролики, сделанные с минимальными усилиями, «голливудская» картинка уступает место сюжету, который развлекает или заставляет сопереживать.
Оптимальный вариант на этом этапе – короткие видео, которые, например, показывают начинающий бизнес изнутри, знакомят зрителей с проектом и вызывают базовый уровень доверия. Преимущество Shorts ещё и в том, что в отличие от многих других рекламных форматов, такие видео могут выпадать в поиске на протяжении месяцев и даже лет.
Кейс. Производители реалистичных антистресс-игрушек «Блоптоп» на протяжении нескольких месяцев выкладывали простые видео о том, какую обратную связь получают, о новых игрушках или каких-то особенностях творческого процесса. Одним из интересных проектов была партнёрская программа с брендом «Мармеладыч», в рамках которого собирался подарок с мармеладками и игрушкой. Shorts о коллаборации с «Мармеладычем» собирали по 5-6 млн. просмотров каждый, а в целом за два года существования канала на него подписалось более 3 млн. человек, а количество просмотров приближается к 1,5 млрд.
Этот пример один из многих, который доказывает, что для того, чтобы получить большие охваты, нужно немного фантазии, юмора и необычной подачи. Коллаборация – тоже эффективный приём, который позволяет объединить аудитории нескольких брендов и взаимно повысить узнаваемость.
Технологии искусственного интеллекта позволяют ещё более упростить создание видео. Сегодня есть целый ряд приложений, позволяющих создавать реалистичные видеоролики при помощи технологии «оживлённой фотографии» или готовых аватаров. Их стоимость невысока, для создания видеоконтента такого плана вам потребуются только тексты, которые нужно озвучить.
Старые добрые тексты тоже сохраняют актуальность. Посты о внутренней жизни бизнеса, пробах и ошибках, успешные и не очень кейсы – всё это можно размещать на блог-площадках, таких, например, как VC.ru и «Дзен». Там есть свои особенности, например, не стоит сразу ждать огромных охватов, сопоставимых с видео, зато при введении поисковых запросов, близких вашему бизнесу, эти площадки очень хорошо индексируются в браузерах.
Кейс. Артём Жаров, создатель компании «Пчелошеринг» (продажа ульев удалённым владельцам), на старте проекта написал статью на VC.ru, в которой рассказал о своём необычном бизнесе и о том, как из обычной пасеки он сделал онлайн-сервис. «Статья вызвала большой интерес читателей и резонанс в СМИ, о нас начали писать, приглашать в подкасты и влоги. А главное – с помощью одной статьи мы продали ульев примерно на 1,5 млн. рублей», – рассказал предприниматель порталу Biz360.ru.
Крайне недооценённый и при этом малобюджетный инструмент – работа с геосервисами, такими как «Google-карты», «Яндекс-карты», «2ГИС». Суть в том, что на карте города нужно отметить расположение своего бизнеса и красиво оформить геометку – добавить фотографии, прайс, описание, преимущества и особенности бизнеса.
Карты – один из основных инструментов, откуда люди черпают информацию об объектах в конкретной локации, будь то новая кофейня в спальном районе или любой другой бизнес сферы услуг, например, в другом городе, куда предстоит поездка. И для них именно описание на карте станет первой точкой соприкосновения, после которой человек примет решение, хочет он взаимодействовать с вашим бизнесом или нет. Этот инструмент бесплатен и работает до тех пор, пока вы сами его не удалите.
Каждый из перечисленных инструментов по отдельности и все вместе формируют основу воронки. На этом этапе основная задача в том, чтобы о бизнесе узнало как можно большее количество людей. Постарайтесь избежать навязчивой «лобовой» рекламы и не стремитесь продать свой продукт любой ценой. Главное – заинтересовать людей и вызвать желание узнать больше, получить дополнительный контент.
Биллу Гейтсу приписывают фразу «Если у вас нет сайта, значит, у вас нет бизнеса». Во многом это высказывание сохраняет актуальность и сейчас. В ряде случаев можно обойтись аккаунтом в соцсетях или каналом Telegram, но отдельный сайт вызывает у потенциальной аудитории больше доверия.
При этом большинство предпринимателей приступает к разработке сайта не совсем грамотно. Они оценивают визуал, дизайнерские решения, форму и цвет кнопок, удобство перехода на различные вкладки, а когда дело доходит до наполнения контентом, оказывается, что текстовая часть не готова, и не совсем понятно, что и как нужно писать.
Лучший вариант – ещё до постановки ТЗ создателям сайта собрать семантическое ядро, которое будет основой SEO-продвижения в дальнейшем. Профессиональное SEO-продвижение довольно дорогая услуга, но на базовом уровне ключевые слова можно подобрать самостоятельно. Сайт – это не просто каталог услуг и товаров, не красивая картинка. Это, в первую очередь, инструмент продвижения, который должен изначально оптимизироваться под поиск.
Создание сайта, безусловно, может быть очень дорогим удовольствием и стоить миллионы рублей. Но для начинающего бизнеса можно вполне собрать сайт на конструкторе или обратиться к фрилансеру, чтобы он сделал бюджетный лендинг. Главное, не забывать о том, что контент и его оптимизация под поисковые запросы – ответственность заказчика, и вот эту часть можно делать своими силами и без дополнительных затрат.
Шансы на то, что потенциальный клиент в результате предыдущих этапов воронки пришёл на сайт и сразу сделал покупку, невысоки. Тем не менее, если человек дошёл до сайта – он уже, формально, лояльная аудитория, и важно его не потерять. Для этого нужно любым из доступных способов получить контакты гостя сайта – электронную почту, номер в WhatsApp или Telegram. Это можно сделать массой разных способов: настройкой всплывающих окон, просьбой зарегистрироваться, мотивацией совершить определённые действия и получить скидку или спецпредложение.
Когда у вас формируется таким образом оцифрованная клиентская база, в дело вступает email-маркетолог, который будет раз или два в неделю присылать письма с какой-то новой интересной или важной информацией, анонсами о событиях, акциях, скидках и предложениях для постоянных клиентов. Это позволит без прямой рекламы и настойчивых призывов купить товар или услугу, постоянно напоминать клиенту о своем существовании.
Личный опыт – это фактор, который вызывает у людей доверие, поэтому чтение отзывов очень часто является решающим действием перед принятием решения о покупке. Тех людей, которые уже стали вашими клиентами, нужно мотивировать писать честные отзывы на профильных площадках, картах и в соцсетях.
Как правило, люди по собственной инициативе пишут отзывы, если им что-то не понравилось. Поэтому любому клиенту целесообразно предложить бонус в виде подарка, скидки на следующее посещение, баллов на дисконтную карту за честный отзыв о своём опыте взаимодействия с вашим продуктом.
К этому же инструменту можно отнести коллаборации с блогерами, у которых есть нужная вам аудитория: вы предоставляете блогеру товар или услугу в обмен на обещание написать честный отзыв. Конечно, услуги топового блогера стоят серьёзных денег, но блогеры-тысячники обычно охотно идут на такого рода сотрудничество.
Ещё один вариант использования личного опыта – реферальные скидки, то есть, бонусы вашему клиенту за каждого приведённого им клиента. Этим способом успешно пользуются и небольшие бизнесы, и гиганты онлайн-индустрии.
Разумеется, в этой статье мы рассказали далеко не о всех способах бюджетного продвижения. На даже с таким набором инструментов можно сформировать достаточно эффективную воронку продаж, которая привлечёт лояльную аудиторию, зафиксирует в цифровой базе и приведёт к первым продажам. Но сработает этот набор инструментов только в том случае, если ваш продукт действительно интересен людям.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».