Маркетинговая стратегия здравого смысла: концепция «рынок-продукт-рынок»

Прочтёте за 3 мин.

«Хотите много заработать - просто дайте рынку то, что ему требуется»

IT-инструменты, которые использует Альберт Садыков

  • Битрикс24
  • Tobiz
  • Facebook
  • Zoom

Лучшие умы маркетинговой индустрии годами бьются над вопросом – почему одни продукты «выстреливают», а другие, которые, на первый взгляд, ничуть не хуже первых, терпят фиаско и уходят в небытие. Слагаемых успеха может быть много, но один из важнейших факторов – качественно выявленная потребность аудитории. О том, почему для вывода продукта на рынок важно понимать, изучать и выявлять потребности аудитории, в своей авторской статье для портала Biz360.ru рассказал эксперт по стратегическому маркетингу Альберт Садыков.

Досье

Альберт Садыков, предприниматель из Перми. Маркетинговый инвестор, консультант, стратег, ментор. Образование: физический факультет Пермского государственного университета (специальность «радиофизика и электроника»). Свой первый бизнес организовал в 15 лет (1992 год). Профессиональные специализации - стратегический маркетинг, реклама и копирайтинг, менеджмент.

Альберт Садыков

Эта публикация является продолжением авторской статьи Альберта Садыкова, в которой он дал общее определение маркетинговой стратегии здравого смысла и рассказал, из чего она состоит и как её нужно использовать. В этой статье автор более подробно раскрывает суть первой концепции, входящей в эту стратегию. 

Предпринимательское эго и его продукт

Как показывает практика маркетинга и бизнеса, есть два основных пути появления продукта на рынке: 

  • предприниматель выводит на рынок продукт без понимания и явного изучения потребностей аудитории, к которой он обращается; 

  • предприниматель выводит на рынок продукт, который удовлетворяет выявленную и изученную потребность аудитории, к которой он обращается.

В первом случае предприниматель будет вынужден «уговаривать» аудиторию купить его продукт (случаи удачно-случайного попадания в потребность мы не рассматриваем - статья не про «угадай мелодию»), постоянно расходуя ресурсы на продвижение продукта. 

Во втором случае достаточно будет просто сообщить аудитории о продукте, способном удовлетворить её потребность - всё остальное люди сделают сами: и сарафанное радио запустят, и свою лояльность обеспечат. 

В первом случае предприниматель будет удовлетворять своё эго - пытаться переделать мир под себя, во втором случае - просто даст рынку то, в чём он нуждается

Концепция «продукт-рынок»

Удовлетворение предпринимательского эго - это концепция «продукт-рынок»: вывод продукта на рынок и постоянное «уговаривание» аудитории купить его. Это требует больших энергетических, временных и финансовых затрат предпринимателя. Но при этом, однако, это наиболее часто встречающаяся концепция на рынке. 

Самые простые примеры из жизни: фермерская продукция, различные мобильные приложения, одинаковые отделы в торговых центрах. Или - продавать «снег эскимосам». Перечислять можно долго, думаю, вы и сами уже всё поняли. 

Концепция «рынок-продукт-рынок»

Удовлетворение существующей потребности платежеспособной аудитории - это концепция «рынок-продукт-рынок»: выявляем потребность, затем делаем продукт, потом предлагаем этот продукт. Самые простые примеры: телефоны Vertu, автомобиль как таковой (более быстрая лошадь), Instagram (удовлетворяет потребность людей в самопрезентации) и т.д. 

Эта концепция позволяет экономить все ресурсы предпринимателя: 

  • экономия времени - за счёт сокращения срока охвата целевой аудитории;

  • экономия финансов - за счёт снижения расходов на продвижение (включается сарафанное радио);

  • экономия энергии - за счет более простого и продуктивного взаимодействия с рынком. 

И здравый смысл диктует нам выбирать именно такую концепцию, однако по факту это редко используемый подход. Почему? 

Коллективное бессознательное

Я думаю, что всё дело в бессознательных паттернах поведения: ведь чем больше работает человек, тем больше социального одобрения он получает! Заметьте, не «эффективнее» работает, а «больше»! Плюс все наши народные поговорки про «рыбку из пруда», про тех, «кто не ест»... Ну и огромное количество дел позволяет занять наше сознание, лелеять чувство собственной важности, быть «при деле» и т.д.

«Что дальше, Фима, что дальше?»

А дальше - всё просто. Зная и памятуя о таких особенностях личностной и социальной психологии, нужно просто контролировать свои действия. Перед началом выпуска любого продукта задать себе несколько вопросов: 

  • Какую конкретную потребность (лучше - сразу несколько) аудитории удовлетворит этот продукт?

  • Эта аудитория платежеспособна?

  • Она готова платить нужные вам деньги за продукт? 

А потом задать себе самый главный вопрос: «Ответы на предыдущие вопросы вы ПРИДУМАЛИ (в смысле, вы ДУМАЕТЕ, что так оно и есть) или вы их получили из наблюдений за аудиторией и тестированием продукта?» 

Что в итоге

Хотите «много работать» - убеждайте рынок в том, что ваш продукт ему жизненно необходим. Хотите много заработать - просто дайте рынку то, что ему требуется.

Biz360

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

17 сентября 2020

Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Идёт загрузка материалов