Менять мир: как и зачем предприниматель развивает социальный проект

Прочтёте за 4 мин.

«Сегодня каждому предпринимателю необходимо ассоциировать себя с какими-либо добрыми делами»

IT-инструменты, которые использует Вадим Зеленский

  • Битрикс24
  • Telegram
  • Unisender
  • Яндекс Телемост
  • Консультант+

Представители бизнеса разного масштаба довольно часто поддерживают различные благотворительные и социальные проекты. Некоторые идут ещё дальше и создают собственные благотворительные фонды, а затем участвуют в их работе. И хоть цели у бизнеса и некоммерческой организации разные, принципы управления ими во многом схожи. В этом на собственном примере убедился Вадим Зеленский, предприниматель и создатель фонда «Больше Чем Можешь». О том, зачем тратить ресурсы на развитие социального проекта, Вадим рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Вадим Зеленский – предприниматель из Москвы, основатель Zelenski Group и благотворительного фонда «Больше Чем Можешь». Кандидат экономических наук, выпускник программы Executive MBA школы управления «Сколково». Более 20 лет руководит собственной компанией Zelenski Group, которая организует деловые и корпоративные поездки. С 2004 года председатель Российской ассоциации бизнес-туризма (АБТ), создатель профессионального медиа-ресурса BBT.News. Общественный деятель и благотворитель. Марафонец, триатлет, многократный финишёр соревнований Ironman. 

Вадим Зеленский

Бизнес привёл к благотворительности

До создания фонда я занимался развитием делового туризма в России. В какой-то момент мне захотелось значимых перемен в привычном образе жизни. В 2014 году я пришёл на курс Executive MBA в «Сколково». Период обучения совпал с периодом внутреннего переворота ценностей и поиска себя. 

Помимо прочего оказалось, что в «Сколково» довольно крепкое спортивное сообщество, особенно людей, увлечённых триатлоном и бегом. Так, благодаря окружению, началась и моя собственная спортивная история. Несмотря на увлечение триатлоном, основной выбор пал на бег: этот вид спорта активно набирал обороты.

Увлечение бегом привело к участию в марафонах самого разного масштаба и географии. На одном из международных стартов некоторые спортсмены преодолевали дистанции в тандеме с людьми с инвалидностью, что меня очень впечатлило. 

Погрузившись в тему, узнал о семье Хойт – первых организаторах подобных тандемных забегов, и их вкладе в развитие инклюзии в спорте. А позже лично познакомился с ними в поездке в США, где ещё больше узнал о развитии движения, и решил реализовать подобный опыт и в России.

Так, хобби и внутренняя потребность сделать что-то общественно значимое соединились в проект с социальной миссией – благотворительный фонд развития инклюзии в спорте «Больше Чем Можешь». Деятельность фонда направлена на создание среды для регулярных занятий спортом людей с инвалидностью, развитие у них мотивации, а также на изменение взглядов общества на людей с инвалидностью и их возможности.

Подопечные фонда – в основном люди с ДЦП и другими заболеваниями, при которых спорт, как правило, недоступен. Благодаря помощи волонтёров, профессиональных тренеров и реабилитологов, подопечные, которые не могли сделать и шаг, финишируют на марафонах и соревнованиях. 

Совместные занятия спортом людей с инвалидностью и без способствуют более близкому контакту и общению спортсменов, которые раньше не имели общих точек пересечения. Они знакомятся, поддерживают друг друга и стремятся вместе к новым для себя рекордам и достижениям. На данный момент в фонде более 65 подопечных и 300 волонтёров.

Бизнес и благотворительный проект: что общего

Глобальное целеполагание бизнеса и благотворительности, безусловно, отличается. Одна из главных задач бизнеса – получение прибыли и повышение доходности компании. В благотворительности же цели совсем иные: помощь той категории людей, которые в ней нуждаются, защита растений, животных или природных богатств. И хоть цели разные, но базовые принципы выстраивания работы и подходы к управлению процессами в чём-то схожи. 

В обоих случаях важно верно определить своё позиционирование, целевую аудиторию, выбрать каналы продвижения и грамотный посыл, который можно транслировать. Необходимо собрать профессиональную команду, от которой во многом будет зависеть успех проекта. 

Опыт в бизнесе применим и в благотворительности в полной мере, но с учётом особенностей сферы некоммерческих организаций. Например, управление командой социального проекта строится немного иначе: в благотворительности люди работают, как правило, за идею, материальное вознаграждение здесь стоит не на первом плане. 

Благотворительность даёт возможность социальной реализации, поэтому здесь работают иные рычаги и инструменты воздействия на команду. Например, чёткая миссия и приверженность ей, установление личного контакта, прозрачность системы и результатов. 

Мой основной вид деятельности – компания Zelenski corporate travel solutions, специализирующаяся на оптимизации и экономии затрат на деловые поездки. За многолетний опыт работы мне удалось выстроить и наладить все процессы в компании. Сейчас моя основная роль заключается в создании стратегии развития компании и её миссии, отслеживании глобальных результатов и управлении долгосрочными целями. А операционная работа и текущие задачи распределены внутри команды и делегированы. 

Похожие задачи я решаю и в рамках деятельности фонда «Больше Чем Можешь» – выстраиваю генеральную линию, задаю стратегию развития и долгосрочные цели. При этом для решения текущих задач и организации операционной деятельности есть директоры и команда. Их роли распределены таким образом, чтобы работа осуществлялась непрерывно и чётко. И здесь, безусловно, мне пригодился бизнес-опыт в постановке целей, подготовке стратегии, создании команды проекта и, что немаловажно, умение делегировать задачи. 

Важность автономности

Когда я создавал фонд, то с первых дней передо мной стояла задача сделать его самоокупаемым. Это значит не тратить только собственные средства, но и создать условия для автономной работы фонда. Было критически важно, чтобы фонд не зависел от фигуры основателя, других его проектов и связанных с ними обстоятельств. 

В достижении цели помог мой предпринимательский подход к этому социальному проекту. Организация системы фандрайзинга в целом похожа на продажи в бизнесе. Поэтому коммерческий опыт и выстраивание каналов сбора денег, трансляция ценностей конечному «потребителю» и грамотное распоряжение ресурсами были актуальны и для работы в фонде. 

В нашем случае ресурсы бизнеса остаются в рамках компании, фонд же работает автономно. Периодически я запускаю информационные рассылки о текущей деятельности и результатах фонда среди своей команды, но здесь главная цель –информирование о социальной повестке нашей компании. 

Зачем бизнесу социальные проекты

На мой взгляд, сегодня каждому предпринимателю необходимо ассоциировать себя с какими-либо добрыми делами. И клиенты, и партнёры, и сотрудники идут за теми компаниями и их лидерами, которые демонстрируют на собственном примере ответственную гражданскую позицию. 

Я убежден, что если у предпринимателя и его компании нет понятной социальной политики, то им гораздо сложнее удерживать сотрудников. Сейчас социальная ответственность бизнеса особенно актуальна для людей молодого поколения. 

Критически важно участвовать в «спасении» мира. Компании должны не только зарабатывать деньги, но и следовать своей миссии: менять мир в лучшую сторону. Не так важно, насколько глобальные изменения и инвестиции на благотворительность или социальные проекты компания может себе позволить: даже маленькие шаги играют огромное значение. Также собственным примером можно вдохновить и других предпринимателей на подобные инициативы. Именно так запускается цепочка добрых дел, которые впоследствии складываются в большой пазл. 

Для меня стало неожиданным, что заниматься благотворительностью, в которую действительно веришь и максимально погружён, на самом деле легко. В этой сфере, как оказалось, удивительно легко взаимодействовать с людьми, объединенными общей идеей. Это и те, кто работает в фонде, и те, кто с ним сотрудничает в качестве волонтёров, и сами подопечные – невероятно открытые и благодарные люди. 

Как раз в бизнесе довольно редко можно услышать «спасибо» и искреннюю благодарность: за продукты и услуги клиенты платят деньги – это привычные рыночные отношения. Чаще всего обратную связь можно получить, когда продукт не понравился потребителю: в этом случае многие охотно выражают своё недовольство. В благотворительности же положительные эмоции преобладают.

Social

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

30 июля 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов