По данным на конец I квартала 2021 года, количество самозанятых в России насчитывало около 1,8 млн. человек. И эта цифра продолжает расти. Многие из самозанятых продают товары и оказывают услуги компаниям малого и среднего бизнеса. Но при этом ряд предпринимателей опасается сложностей в работе с самозанятыми. О наиболее распространённых опасениях и о том, почему они зачастую беспочвенны, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал СЕО сервиса MyGig Андрей Корчак.
Андрей Корчак – CEO сервиса поиска временной подработки
MyGig. Окончил Орловский государственный технический университет. Опыт работы в IT-индустрии – более 15 лет, за это время прошёл путь от разработчика до руководителя крупной компании. Возглавлял направления развития IT-продуктов в компаниях A1, «Киноход», Plazius; запускал первые в России сервисы оплаты счёта в ресторанах и электронных чаевых. Три года был CEO в R-Keeper – ведущей системе автоматизации ресторанов, которая работает в 36 странах.
Самозанятые самостоятельно платят налог на профессиональный доход (НПД). Он рассчитывается следующим образом: 4% с доходов, полученных от клиентов-физических лиц, и 6% – с доходов от ИП или компаний. Других обязательных платежей у них нет.
Самозанятому не нужно подавать декларации и обзаводиться контрольно-кассовой техникой. По сути, это свой бизнес без бухгалтера и отчётности. Несложная регистрация проходит в мобильном приложении «Мой налог» буквально за несколько минут, чеки на оплату услуг формируются за считанные секунды. Сумма налога рассчитывается в приложении автоматически.
Если выполнять эти требования и платить налоги, то никакие проверки налоговой, а тем более штрафы самозанятым не страшны. А значит и к бизнесу, который работает с самозанятыми, не будет никаких вопросов.
Всё дело – в новизне нормативной базы. Специальный налоговый режим для самозанятых был введён относительно недавно – в 2019 году, поэтому некоторые компании пока опасаются с ними сотрудничать.
На протяжении двух лет государственные органы бесплатно консультируют всех желающих по этой теме. Благодаря этому среди самозанятых сформировалось понимание документооборота и бухгалтерии на уровне, необходимом бизнесу. Тем более, оформление договоров с самозанятыми намного проще, чем оформление документов по всем прочим формам трудовых отношений.
Сейчас ведётся активное обсуждение сокращения срока запрета. Но пока итогового решения нет, рекомендую искать сотрудников, ранее не связанных с вашей компанией.
При этом стоит отметить, что сотрудничество с бывшими сотрудниками не запрещено, но не ведёт к экономии на налогах. С дохода от бывшего или действующего работодателя самозанятые платят не 6% НПД, а 13% НДФЛ как физлицо.
Этот налог выплачивает заказчик. Это его обязанность как налогового агента по ст. 226 Налогового кодекса РФ. Ещё заказчик платит за физлицо (самозанятого, которого он привлекает по гражданско-правовым договорам или по договорам авторского заказа) взносы на пенсионное страхование в сумме 27,1 % от оплаты по ст. 420 НК РФ. Общие 40,1 % насчитывают сверху оплаты, а не вычитают.
Бизнес считает, что самозанятых можно привлекать только для «одноразовых» закупок или услуг. В противном случае компания якобы может получить штраф от налоговой.
По закону, самозанятые не могут работать в компании фулл-тайм. Но при этом они имеют право заниматься регулярными подработками. Если компании нужно закрыть полную ставку, то мы рекомендуем пригласить, например, двух самозанятых на неполный рабочий день и не переживать за юридические риски. Самозанятых выгодно и удобно привлекать для выполнения регулярных услуг, но на неполный рабочий день.
С самозанятыми заключают стандартный договор ГПХ. Дополнительно нужно указать статус лица и данные о его регистрации. Особенно важно зафиксировать, что самозанятый обязан предупредить заказчика о прекращении деятельности и снятии его с налогового учёта. Можно обойтись устным договором, если услуга оказана сразу после договоренности, а её исполнение подтверждается оплатой.
Так как не существует единых критериев оценки качества работы того или иного предпринимателя, то сложно понять его профессиональный уровень. Или уровень услуг, которые он оказывает.
При приёме сотрудника на работу компания, как правило, проводит собеседования, организовывает тестирование и просит продемонстрировать достижения с прошлых мест работы. С самозанятыми – та же ситуация. Вы сами выбираете, с кем работать, поэтому квалификация самозанятого зависит от усилий, которые вы приложите во время поиска.
Также вы можете воспользоваться услугами различных бирж или сервисов, где у каждого исполнителя есть свой рейтинг, который формируется по итогам каждого заказа.
Компании опасаются, что исполнитель может отказаться присылать чеки или может не стоять на учёте в налоговой и не платить НПД.
Узнать статус самозанятого можно по базе ФНС или воспользоваться помощью профильных сервисов. Например, платформа MyGig за вас проверит самозанятого, которого вы захотите взять на работу.
Самозанятый должен выдать вам чек за каждый проданный товар собственного производства или оказанную услугу, которую вы оплатили. Он формирует его через мобильное приложение «Мой налог» и может направить по электронной почте, ссылкой или в форме QR-кода. Если же самозанятый отказывается предоставлять чеки за оказанные услуги, то на него можно пожаловаться в ФНС.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».