«Начальник» и «лидер» – слова, на первый взгляд, вроде бы похожие по смыслу. Но на деле между ними – пропасть. Для предпринимателя непонимание разницы между лидером и начальником может обернуться проблемами с командой и партнёрами. О том, как почувствовать истинное отношение сотрудников к себе и какие лидерские качества стоит развивать прямо сейчас, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал Алексей Луконин, лидер компании Coral Club.
Алексей Луконин, 56 лет, предприниматель из Москвы, топ-лидер компании Coral Club. Высшее военное образование по специальности лётчик-инженер. Работал официантом, страховым агентом, охранником. В 1993 году открыл бизнес по продаже видео- и аудиоаппаратуры. После стал работать в сетевых компания – «Гербалайф», Vision, «Довгань». Автор аудиокниги «Секреты миллиардеров» и одноимённого тренинга.
Мне часто приходится слышать от предпринимателей: «Я нанимаю людей, плачу им деньги, даю инструкции и задачи, всё делаю вроде бы правильно – но команда не складывается. Не вижу от команды инициативы, желания углубиться в проект или вкладываться в него. Все выполняют инструкции, но ничего сверх того никогда не сделают. Им как будто бы всё равно».
Ещё бы. Всё дело в том, что сотрудники не видят в предпринимателе лидера. Видят только начальника.
-
Начальник – это инструмент. Он контролирует исполнителей, соблюдение технологий и алгоритмов. Он управляет через административный ресурс. Он главный просто потому, что он главный. Потому что главным его поставили – по крайней мере, именно такое ощущение складывается у сотрудников. Даже если тот, кого они считают «ненастоящим» начальником, на самом деле сам основал компанию, где они все работают, и построил её с нуля.
-
А лидер – это тот человек, за которым хочется идти. У него есть цель, которой он служит и может «заразить» ею всех вокруг. Так, что сотрудники поверят в цель так же, как лидер, и свою работу будут воспринимать как вклад в общее дело и в собственное, уже личное.
Нельзя сказать, что «начальник» плох в сравнении с «лидером». Просто они решают разные задачи. Хотя обе ипостаси могут уживаться в одном человеке. Начальник незаменим для решения рутинных задач, построения процессов – здесь он максимально эффективен. Но без лидера не будет команды – она просто не сможет функционировать так, как должна.
Начальника сотрудники воспринимают как временную составляющую своего настоящего. А лидера – как часть своего будущего. И если человек не чувствует, что руководитель поможет ему построить будущее, то он его никогда не будет воспринимать как лидера.
Предприниматель или наёмный руководитель может понять, как его воспринимают сотрудники или подчинённые. Они не видят в вас лидера, если вы сталкиваетесь со следующими ситуациями:
-
Невовлечённость сотрудников: все приходят на работу и уходят с неё в нужное время, в течение рабочего дня выполняют необходимый минимум. Но не больше.
-
Отсутствие инициативы. Если у сотрудников и возникают интересные свежие идеи, которые могли бы изменить процесс работы, обращаются они с ними не к вам.
-
Ваши решения ставят под сомнение. И это не здоровое обсуждение с поиском лучших вариантов, а постановка под вопрос ваших компетенций и авторитета в целом.
-
Вас банально не слушают, иногда вовсе игнорируют выданные вами инструкции.
-
Сотрудники не делятся с вами радостями. К вам обращаются только тогда, когда возникает какая-то проблема.
-
Нет совместного планирования. Или же встречи для обсуждения планов превращаются в скучные чтения списков дел и выполненных задач.
-
Люди не стремятся расти внутри компании, а уходят.
Сделать это может практически каждый. В пример я всегда привожу самого себя: у меня изначально не было никаких лидерских качеств. Я был интровертом, очень застенчивым и стеснительным парнем. Необходимость знакомиться с новыми людьми и общаться с ними вызывала у меня ужас. Выработать в себе системность и твёрдость мне помогли дед с отцом, мои спортивные тренеры и командиры – уже в армейские времена. Но этого было всё равно недостаточно для того, чтобы окружающие видели во мне лидера.
Развивать лидерские качества начал тогда, когда стал заниматься бизнесом. И хотя я не был в себе уверен, не понимал, что делать и куда идти, стал учиться жить без начальников и без алгоритмов. На собственном опыте убедился, что всякому предпринимателю, который хочет стать лидером, необходимы следующие качества:
-
Высокий уровень энергии. Она необходима для достижения поставленных целей. Но что важнее – энергия помогает «заряжать» команду, излучать уверенность и жизнелюбие, открытость миру.
-
Коммуникабельность. Лидер умеет формулировать собственные мысли и транслировать их, а также свои эмоции. Это необходимо, чтобы понимать других и быть понятым ими.
-
Развитый эмоциональный интеллект. Важно понимать, когда и что можно говорить, чувствовать настроения окружающих и уметь поддерживать их.
-
Работа в команде. Безусловно, бывают лидеры-одиночки – те, кто обладают всеми лидерскими качествами, но просто не хотят работать сообща. Но в большинстве случаев команда так же необходима лидеру, как и лидер ей. Поэтому важно умение подбирать и вовлекать в свой проект необходимых людей, способствовать их реализации и взаимодействию.
-
Одержимость целью. Цель – главное слово в лексиконе лидера. Принимать решения, руководствуясь целью, а не обстоятельствами – это основной принцип лидерского мышления.
Без понимания цели приходится действовать от обстоятельств: следовать за тем, что происходит, а не туда, куда нужно попасть. Лидер так работать не может. Именно из-за цели сотрудники идут за лидером. Он мотивирует их не высокой зарплатой или выгодным соцпакетом, а идеей. И главным его инструментом становится мотивация. То есть, по сути, умение «продавать» людям будущее. Представить и нарисовать такую картинку будущего, которая «зацепит» всех вокруг.