Доставка – очень востребованная услуга, особенно для жителей городов-миллионников. Одни компании обращаются к агрегаторам, потому что это простой и понятный путь. Другие формируют свой курьерский штат, не доверяя эту важную функцию внешнему подрядчику или не желая переплачивать посреднику. Но есть и третий вариант – почасовой наём курьеров. О том, как бизнесу определить, стоит ли обращаться к такому формату доставки, порталу Biz360.ru рассказал Николай Петровнин, директор по развитию бизнеса сервиса Broniboy.
Николай Петровнин – директор по развитию бизнеса сервиса курьерской доставки последней мили Broniboy. Ранее много лет работал в ресторанной индустрии – развивал рестораны («Тануки», «Иль Патио», «Планета суша») и кофейни (Cofix, Coffeshop). Сервис Broniboy осуществляет доставку под собственным брендом и обеспечивает шеринг курьеров для сторонних компаний. Проект представлен в 18 городах России, выполняет более 1500 доставок ежедневно, работает более чем с 3000 партнёрами.
Когда бизнес только запускается или решает добавить услугу доставки впервые, у него нет железных гарантий, что этот сервис окажется востребованным, станет приносить определённое количество выручки, окупится в такие-то сроки и так далее. При этом бюджеты у компаний не бесконечные: сливать деньги впустую не могут себе позволить не только игроки малого и среднего бизнеса, но и крупные структуры.
И особенно сложно с открытием любых новых направлений в кризис, потому что он связан с неопределённостью: сегодняшние точные гипотезы завтра могут легко превратиться в пыль.
По этой причине первый запуск доставки экономически целесообразно организовывать не через штатных курьеров, потому что их поиск и обучение потребуют больших расходов. Здесь оптимальными вариантами будут или подключение к агрегатору, или почасовой наём.
И чем выше финансовые риски и меньше свободный бюджет, тем потенциально привлекательнее именно почасовое привлечение курьеров. Это позволяет сделать тестирование новой услуги, потратив деньги исключительно на выполнение заказов – без дополнительных комиссий платформе, как это будет с агрегатором.
Возможно, выяснится, что клиенты компании на самом деле не сильно-то хотят покупать онлайн в силу специфики аудитории или ниши, и курьеры будут развозить всего пять условных заказов в день. И здесь даже активный маркетинг не спасёт ситуацию. В результате компания после тестового месяца просто свернёт направление как потенциально убыточное.
Пилотный запуск с почасовым наймом обойдётся дешевле, чем заход к агрегатору. А если напротив, окажется, что услуга востребована, после пилотного периода можно задумываться о других форматах организации доставки.
Почасовой наём курьеров может оказаться востребованным даже у стабильного крупного бизнеса, который давно организовал доставку – собственными силами или через агрегатора. У многих компаний бывают периоды неравномерного спроса: например, перед Новым Годом в интернет-магазинах традиционно вырастает трафик. У отдельных компаний трафик может быть связан не с праздниками, а с внутренней сезонностью – например, у свадебных салонов.
В остальное время со стабильным потоком заказов справляется определённое количество курьеров, а в пиковые периоды они не успевают, и бизнес может терять потенциальную выручку. Наращивать штат означает, что кто-то из курьеров в обычное время будет простаивать, при этом компания потратится на их поиск и обучение.
В кризис такие дополнительные расходы могут позволить себе не все. В этом случае привлечение курьеров с почасовой оплатой становится эффективным дополнением к любому другому формату доставки.
Агрегаторы, даже самые крупные, работают преимущественно с ритейлом и общепитом: кафе, ресторанами, фастфуд-сетями, суши-барами, продовольственными магазинами. Кто-то подключает также аптеки, канцелярские магазины, магазины зоотоваров, цветов и подарков, товаров для дома.
Но этот список не бесконечен. Если компания представляет нишу, с которой агрегатор ещё не работает, то он может отказаться от сотрудничества или предложить невыгодные условия. Кроме того, какие-то компании решают, что подключаться к агрегатору им не стоит: в силу специфики работы, как, например, финансовые организации и банки.
В таком случае самый распространённый способ организовать доставку оказывается недоступен, и приходится выбирать из двух других – своего штата и курьеров с почасовой оплатой.
Что лучше и выгодней, каждая компания решает для себя самостоятельно. Если по каким-то причинам она не готова сотрудничать с посторонними исполнителями, остаётся организовать свой отдел доставки и штат курьеров.
Иногда случается, что бизнесу нужно организовать доставку как можно быстрее из-за внешних обстоятельств. Например, как произошло в пандемию – кто оперативно дал аудитории возможность онлайн-покупки, тот адаптировался и «выплыл». В ситуации, когда услуга должна была появиться «ещё вчера», собственный штат курьеров собирать практически нет смысла.
Во-первых, один только наём не будет моментальным, особенно если речь о молодой компании, малоизвестной на рынке. Как и везде, соискатели в первую очередь идут к крупному, проверенному и надежному работодателю с понятной системой мотивации и выстроенными процессами. Поэтому если условная «Лента» относительно легко найдёт курьеров, то небольшая локальная сеть гастрономов, появившаяся вчера, – вряд ли.
Во-вторых, курьеров нужно обучать. Это минимум неделя-две, но для компании, которая впервые организует доставку, может потребоваться больше времени – поскольку ещё нет отработанного алгоритма подготовки исполнителей.
В результате остаётся или оперативное подключение к агрегатору, или курьеры с почасовой оплатой. Здесь уже выбор каждый бизнес делает сам.
Компании, которые уже давно и стабильно продают через интернет и организовали доставку при помощи агрегатора, могут в какой-то момент заинтересоваться другими вариантами работы с онлайн-заказами. Здесь количество альтернатив ограничено: либо формировать собственный штат курьеров, либо переходить на почасовое привлечение сторонних исполнителей.
Поскольку чаще всего от агрегатора бизнес уходит, потому что хочет снизить расходы, почасовой наём становится потенциально выгоднее собственного штата. В таком сценарии придётся платить исключительно за выполненную работу курьеров, благодаря чему фактически каждая трата окупается.
Если бизнес, уходящий от агрегатора с целью экономии, создаёт свой штат курьеров, у него к расходам на оплату труда этих сотрудников добавляются траты на их подготовку, экипировку, управляющего менеджера и многое другое.
В далёкой перспективе эти вложения покажутся незначительными, но если экономия нужна в моменте, вкладывать деньги в доставку силами своего штата не так выгодно.
Такой сценарий из-за кризиса актуален для многих компаний, но особенно для общепита, который стал активно рассматривать альтернативы привычным агрегаторам. Переход на почасовую оплату сторонним курьерам помогает сохранить прежний уровень качества услуги для клиента, при этом расходы существенно уменьшаются.
Чтобы определить, нужен ли бизнесу почасовой наём курьеров, необходимо сначала проанализировать, в какие суммы доставка обходится сейчас. Если её пока нет, нужно спрогнозировать расходы для каждого из вариантов: свой штат, агрегатор, почасовая оплата. И выбрать из них наиболее подходящий бюджету.
При формировании собственного штата важно учесть все мелочи: не только ставку курьеров, но и расходы на форму, термосумки, привлечение и обучение сотрудников, менеджеров отдела доставки. Также здесь могут потребоваться расходы на приложение или сайт для заказов, на рекламу.
И нужно рассчитывать комплексный бюджет и прогнозировать его в идеале на полгода-год, а не на ближайший месяц. Исключение – ситуация, когда компания совсем не понимает, будет ли доставка постоянной услугой. Здесь имеет смысл сравнивать расходы в моменте – на условный месяц-два, пока будут идти первые тесты.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».