Производственный бизнес особенно уязвим в кризисные моменты. Страдают цепочки поставок, меняется спрос, растут операционные затраты и увеличиваются кассовые разрывы. Но и простаивать производство тоже не может: это прямые убытки для компании. О том, как в кризисные времена найти новые возможности для продолжения деятельности и поиска новых возможностей, порталу Biz360.ru рассказал Игорь Мещанинов, основатель производственной компании «Зелёный мир».
Игорь Мещанинов – 35 лет, основатель производственной компании «Зелёный мир». Окончил Московский финансово-юридический университет по специальности «Финансы и кредит». Свой первый бизнес – интернет-магазин женской одежды – открыл в 17 лет. Затем были другие проекты – сервис по сборке и доставке букетов на Бали, маркетинговое агентство и онлайн-магазин косметики в России. В 2017 году в Краснодарском крае организовал компанию по производству купольных каркасных домов «Зелёный мир».
Моя компания «Зелёный мир» работала преимущественно на экспорт. Как и многие российские предприниматели в 2022 году мы не смогли продолжать свою деятельность в прежнем русле. Из-за введённых в отношении России санкций и ухода платёжных систем наша дальнейшая деятельность оказалась под угрозой.
Мы решили бороться и выживать в новых реалиях. Важно было тестировать, что мы теперь можем предложить рынку, чтобы восстановить обороты, сохранить команду, окупить операционные затраты и не останавливать производство.
Для тех, кто, как и мы, решил противостоять внешним обстоятельствам, у меня есть несколько рекомендаций, как идти по этому непростому пути. Все рекомендации основаны на собственном опыте. В моём случае они уже доказали свою эффективность. Возможно, будут полезны и в других производственных компаниях.
Тестируйте новые продукты и находите направления, которые помогут нарастить объём заказов. Это могут быть смежные ниши. Мы, например, занимаемся каркасным домостроением, но в 2022 году стали выпускать деревянную посуду, мебель, стропильные фермы для крыш.
Команда ваших разработчиков также может разработать продукт для клиентов в разных географических регионах или определённых демографических групп. Тут главное не бояться уйти в минус, поскольку необходимо поддерживать обороты компании. Мы, например, запустили линейку бюджетных домов, которые раньше не рассматривали в качестве своего продукта. Но поняли, что в кризис именно эти конструкции привлекут к нам дополнительную часть аудитории и не позволят простаивать нашему оборудованию.
Собирайте обратную связь от ваших непосредственных клиентов и проводите пользовательское тестирование. Наблюдайте за тем, как люди взаимодействуют с вашим продуктом. Это позволит определить, требуется ли вносить изменения в будущих итерациях и какие именно.
Не бойтесь выходить со своими предложениями в разные соцсети, на маркетплейсы, на «Авито» и другие новые для вас площадки.
В кризисные времена заказы можно находить даже с помощью нетворкинга. Собственник компании, используя знакомства с другими предпринимателями, вполне может переориентироваться на B2B-рынок или начать получать оптовые заказы.
Ваша бизнес-модель отражает то, как компания собирается получать доходы и прибыль в своем текущем и будущем состоянии. Для её переосмысления необходимо проявить гибкость и наблюдательность, увидеть новые возможности раньше других участников рынка и начать их использовать.
Проведите исследования конкурентов, это может дать вам хорошее представление о том, что происходит в вашей отрасли, и как вы можете переориентироваться. Так, например, 10 лет назад многие изготовители переносили производство в Китай. Сейчас такое решение, в связи с логистическими проблемами в мире, уже не кажется целесообразным. Гораздо выгоднее оказывается открыть производство в России, если вы ориентированы на внутренний рынок, и в стране присутствия, если большая часть ваших клиентов – в другом государстве.
Наша компания работала преимущественно на экспорт. Когда начались проблемы с логистикой, мы развернулись в сторону внутреннего рынка. Оказалось, что и здесь есть незакрытый спрос в нашей и смежных нишах.
При переосмыслении бизнес-модели помните, что меняются и потребности клиентов. Изучив их, вы обнаружите новые возможности для своей компании. Например, вы можете увеличить гарантийные обещания для своего продукта или продавать их вместе с дополнительными услугами вроде ремонта или техобслуживания.
Обратитесь к юристам, чтобы продолжать работу даже в эпоху санкций. К старым контрактам можно добавить новые соглашения, чтобы легально обойти запреты. Главное – поставить перед собой цель, и какой бы тяжёлой не была реализация – выполнить обязательства.
Например, у нас одна фура добиралась до Португалии 42 дня из-за проблем с таможней, но в итоге товар был доставлен, растаможен и поставлен заказчику.
Рассказываем бизнес-истории, предупреждаем об изменениях в законодательстве, делимся опытом автоматизации
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Если иностранные рынки по-прежнему приносят более высокий доход, чем внутренний, а ваши заказчики не боятся работать с российской компанией, ищите возможности поставлять и свою продукцию. Даже в эпоху разрыва прежних логистических цепочек они точно есть. Может быть, придётся выдержать паузу, чтобы их обнаружить.
В тот момент, когда не было возможности доставлять продукцию за границу, мы задумались о переносе своего производства и бизнеса в Португалию. Там находился один из самых крупных заказчиков. На практике всё оказалось не так просто. В каждой стране есть свои нюансы ведения бизнеса, которые могут помешать реализации планов. Внимательно изучив законы Португалии, мы от своей идеи отказались.
А чуть позже обратили внимание на Турцию, как на посредника в своих поставках. Экономика этой страны исторически завязана на торговле, а её предприниматели готовы зарабатывать деньги на российских партнёрах, оказавшихся в трудной ситуации. Благодаря этому мы вернулись на рынок США и Европы. Наша продукция приходит из России в Турцию, там переоформляются документы, и она уже может следовать в любые страны, наложившие санкции на российские товары.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».