В современных экономических условиях налоговый контроль становится всё более пристальным и высокотехнологичным. При этом значительная часть претензий налоговых органов может быть успешно оспорена при правильном подходе к защите. О том, что предпринимателю нужно знать о правовом механизме оспаривания налоговых проверок, порталу Biz360.ru рассказал управляющий партнёр юридической компании «Соничев, Казусь и партнёры» Александр Казусь.
Александр Казусь – адвокат, эксперт в сфере бизнес-права, управляющий эксперт юридической компании «Соничев, Казусь и партнёры». Окончил Московскую государственную юридическую академию им. Кутафина. Обладает уникальной экспертизой в области защиты бизнеса при проверках различных правоохранительных органов (МВД, СКР РФ, ФСБ) и Федеральной налоговой службы.

Налоговые проверки делятся на несколько видов, каждый из которых имеет свои особенности и процедуры.
-
Камеральная проверка – наиболее распространённый вид контроля, который проводится без специального решения руководителя налогового органа на основании представленной налогоплательщиком отчётности. Срок такой проверки составляет 2, а в некоторых случаях 3 месяца со дня представления декларации.
-
Выездная налоговая проверка – более серьёзный формат контроля, который предполагает в т.ч. выезд инспекторов на территорию налогоплательщика. Она проводится на основании решения руководителя налогового органа и может охватывать период, не превышающий трёх календарных лет, предшествующих году назначения проверки.
Стандартный срок проведения выездной проверки составляет 2 месяца, но может быть продлен до 6 месяцев. С учётом периодов приостановлений, фактический срок проведения проверки может растянуться до года, более того, проверяющие после рассмотрения возражений налогоплательщика могут назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, что также увеличит фактический срок проверки.
-
Многие, возможно, слышали о таком мероприятии, как встречная проверка, однако она не является самостоятельным видом налоговой проверки, и представляет собой запрос у контрагентов проверяемой компании информации и документов, связанных с деятельностью налогоплательщика. Такие проверки позволяют выявить несоответствия в учёте у разных участников сделок.
Во время проведения налоговой проверки важно помнить о своих правах. Налогоплательщик имеет право представлять свои интересы лично или через представителя, знакомиться с материалами проверки, представлять пояснения, получать копии актов проверки и решений налоговых органов, не допускать инспекторов к документам, не относящимся к предмету проверки.
Прежде всего, важно понимать, что ФНС не выбирает компании для проверок случайным образом. Существует система критериев, по которым бизнес может попасть в зону риска. В первую очередь, налоговая обращает внимание на налоговую нагрузку компании – если она ниже среднеотраслевой более чем на 10%, это уже повод для более детального изучения вашей отчетности.
Другие важные критерии – отражение убытков в течение нескольких лет, высокая доля вычетов по НДС (более 89%), опережающий рост расходов по сравнению с ростом доходов, выплата заработной платы ниже среднеотраслевого уровня и сотрудничество с компаниями, имеющими признаки фиктивности.
Если ваша компания получила уведомление о предстоящей проверке, необходимо незамедлительно приступить к подготовке: провести внутренний аудит бухгалтерской и налоговой отчётности, проверить наличие и правильность оформления первичных документов, подтверждающих хозяйственные операции, собрать доказательства реальности сделок с контрагентами. Особое внимание следует уделить документам, подтверждающим проявление должной осмотрительности при выборе партнеров.
Среди наиболее распространённых нарушений, выявляемых в ходе налоговых проверок, можно выделить необоснованную налоговую выгоду. Сюда входят сделки, которые не имеют деловой цели, кроме получения налоговых преимуществ, или операции, которые фактически не осуществлялись (фиктивные сделки). Налоговые органы активно используют концепцию «необоснованной налоговой выгоды», закреплённую в статье 54.1 Налогового кодекса РФ.
Особое внимание уделяется сделкам с «техническими» компаниями – организациями, которые участвуют в создании видимости реальной хозяйственной деятельности. Основными признаками таких компаний являются недостаточность активов и персонала, наличие «разрывов» в цепочке уплаты НДС.
Дробление бизнеса – ещё одна распространённая претензия налоговых органов. Если компания искусственно разделила бизнес на несколько юридических лиц с целью применения специальных налоговых режимов, это может быть расценено как уклонение от уплаты налогов. Признаками такого дробления являются единство бизнес-процессов, использование общих активов, персонала, клиентской базы.
Неправильное применение налоговых ставок и вычетов, а также ошибки в первичной документации также часто становятся причиной доначислений. Отсутствие или неправильное оформление первичных документов может привести к отказу в признании расходов для целей налога на прибыль или отказу в вычетах по НДС.
Досудебное урегулирование – обязательный этап перед обращением в суд для оспаривания решений налоговых органов. Этот процесс начинается с подачи возражений на акт налоговой проверки в течение одного месяца со дня его получения. В возражениях необходимо подробно изложить свою позицию, опровергнуть доводы налогового органа и приложить подтверждающие документы.
Следующим этапом является участие в рассмотрении материалов проверки у руководителя налогового органа. На этом этапе важно активно отстаивать свою позицию, представлять дополнительные доказательства, при необходимости – привлекать свидетелей и экспертов. После вынесения решения по результатам проверки налогоплательщик вправе подать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение одного месяца.
Стратегия поведения на этапе досудебного урегулирования должна быть направлена на максимальное использование всех имеющихся доказательств и юридических аргументов. Важно понимать, что на этом этапе налоговый орган ещё не связан позицией, изложенной в акте проверки, и может пересмотреть свои выводы. Кроме того, практика последних лет показывает, что именно качественная подготовка возражений, подкреплённых доказательствами, даёт самую высокую вероятность отмены доначислений.
Если досудебное урегулирование не привело к желаемому результату, следующим шагом становится судебное оспаривание решения налогового органа. Подготовка к судебному процессу должна быть тщательной и включать в себя формирование правовой позиции, основанной на законодательстве, судебной практике и конкретных обстоятельствах дела.
Для успешного оспаривания необходимо собрать убедительную доказательную базу. Это могут быть документы, подтверждающие реальность хозяйственных операций, доказательства проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов (переписка, протоколы встреч, конкурсная документация), свидетельские показания, экспертные заключения.
Особенностью рассмотрения налоговых споров в арбитражных судах является повышенное внимание к документальной доказательной базе. Судьи изучают первичные документы, анализируют экономическую суть операций, оценивают доводы сторон в контексте сложившейся судебной практики. Процессуальные сроки для обжалования решений налоговых органов составляют 3 месяца со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав.
Важным процессуальным моментом является возможность восстановления пропущенных сроков обращения в суд при наличии уважительных причин. К таким причинам могут относиться болезнь руководителя, форс-мажорные обстоятельства, отсутствие надлежащего уведомления о принятых решениях. Однако суды довольно строго подходят к оценке уважительности причин, поэтому лучше не допускать пропуска сроков.
В судебной практике последних лет наметилась тенденция к более тщательному анализу фактических обстоятельств дела и отходу от формального подхода. Это даёт бизнесу больше возможностей для защиты своих интересов, но требует профессионального юридического сопровождения.
Прежде чем обратиться в суд с требованием об отмене решения налогового органа, как мы ранее рассмотрели, налогоплательщик обязан пройти процедуру досудебного урегулирования. Каждый из этих этапов имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Для выбора эффективной стратегии защиты необходимо понимать различия между досудебным и судебным порядком оспаривания. Ниже представлена сравнительная таблица, которая поможет вам оценить специфику каждого этапа и грамотно выстроить свою линию защиты на каждом из них.
Профилактика налоговых рисков всегда эффективнее, чем борьба с уже возникшими проблемами. На основе нашего многолетнего опыта я рекомендую внедрить в компании систему внутреннего налогового контроля. Такая система должна включать регулярный мониторинг налоговых рисков, проверку контрагентов на добросовестность, анализ соответствия деятельности компании критериям отбора для выездных проверок.
Особое внимание следует уделить проверке контрагентов. Создайте внутренний регламент проверки, который будет включать анализ учредительных документов, проверку полномочий руководителя, анализ финансового состояния, наличие материальных и трудовых ресурсов, деловой репутации. Сохраняйте доказательства проведенной проверки – это поможет продемонстрировать проявление должной осмотрительности при выборе контрагента.
Регулярный анализ налоговой нагрузки, в свою очередь, позволит своевременно выявить отклонения от среднеотраслевых показателей и предпринять необходимые меры для минимизации рисков выездной проверки. Рекомендую ежеквартально рассчитывать отношение суммы уплаченных налогов к выручке и сравнивать этот показатель со средними значениями по отрасли, публикуемыми ФНС.
Правильная коммуникация с налоговыми органами – ещё один важный аспект. При получении запроса или требования о представлении документов не игнорируйте их и не затягивайте с ответом. В то же время не спешите предоставлять документы, не относящиеся к предмету проверки. Отвечайте чётко на поставленные вопросы, не предоставляя избыточной информации. При необходимости запрашивайте продление сроков предоставления документов, если их объём значителен.
Выбор оптимальной стратегии защиты зависит от конкретной ситуации. В некоторых случаях целесообразно занять конструктивную позицию, признать часть претензий и сосредоточиться на оспаривании наиболее существенных доначислений. В других ситуациях более эффективно оспаривать решение налогового органа в полном объёме, особенно если доначисления основаны на формальных претензиях или неправильном толковании законодательства.
Ещё один важный момент – сохранение активов компании и предотвращение привлечения руководителей к субсидиарной ответственности. Для этого необходимо своевременно реагировать на требования об уплате налогов, не допускать значительного превышения обязательств над активами и сохранять первичную документацию, подтверждающую экономическую обоснованность хозяйственных операций.
Оспаривание результатов налоговых проверок – сложный, но вполне реализуемый процесс, который при грамотном подходе позволяет существенно снизить сумму доначислений или полностью отменить решение налогового органа. Ключевыми факторами успеха являются своевременность реагирования на налоговые претензии, тщательный сбор доказательной базы и правильный выбор стратегии защиты.
Важно помнить, что профилактика налоговых рисков эффективнее, чем борьба с уже возникшими проблемами. Внедрение системы внутреннего налогового контроля, регулярный анализ налоговой нагрузки, тщательная проверка контрагентов позволят минимизировать риски выездных проверок и доначислений.
В случае если налоговая проверка всё же началась, не паникуйте – сосредоточьтесь на защите своих прав и интересов. Помните, что налоговое законодательство и правоприменительная практика постоянно меняются, поэтому важно следить за актуальными тенденциями и оперативно адаптировать свою налоговую стратегию к новым реалиям. Только такой подход позволит вашему бизнесу эффективно функционировать в современных условиях, минимизируя налоговые риски и сохраняя финансовую устойчивость.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».