«Нам повезло с рыночной нишей»: какие уроки из кризиса извлекла стоматологическая клиника

Прочтёте за 3 мин.

«На случай будущих кризисов будем формировать резервный фонд»

IT-инструменты, которые использует Дмитрий Дмитрович

  • AmoCRM
  • Инфодент
  • Jivosite

Одна из серьёзно пострадавших в кризис индустрий – частная медицина. Во многих регионах частные клиники вынуждены были либо закрыться совсем на время режима самоизоляции, либо вести приём пациентов только с острой болью. Соответственно, многие заведения понесли ощутимые потери или вообще закрылись. О том, как московская стоматологическая клиника «Дмитрович и Коллеги» смогла пережить этот кризис и какие уроки извлекла из него, порталу Biz360.ru рассказал её главный врач Дмитрий Дмитрович.

Досье

Дмитрий Дмитрович, главврач московской стоматологии  «Дмитрович и Коллеги». Выпускник Белорусского государственного медицинского университета, окончил клиническую ординатуру Московского государственного медико-стоматологического университета. Кандидат медицинских наук. Опыт в сфере стоматологии – 19 лет, работал в частных клиниках Минска и Москвы. Клинику «Дмитрович и Коллеги», работающую на рынке с 2005 года, вместе с партнёрами приобрёл в 2009 году.

Дмитрий Дмитрович

Тёртые калачи

За время работы нашей стоматологической клиники мы к началу 2020 году пережили уже два кризиса – в 2008-2009 и 2014 годах. Кризис 2008-2009 годов отложил наше участие в проекте на год. У нас были договорённости с инвесторами, но кризис внёс свои коррективы. В 2009 году многие компании переживали банкротства, клиники разорялись. Для нас же это время стало окном возможностей – мы вошли в капитал стоматологии. О чём за год до этого и мечтать не могли. 

В 2014 году мы открыли вторую клинику «Дмитрович и Коллеги», но буквально через месяц после начала работы Крым присоединили к России, и началось… Мы держались примерно год, но поняли, что одна клиника не может прокормить себя и ещё одну стоматологию. Поэтому продали вторую клинику в 2015 году. Тогда же мы получили важный урок – аренда всегда должна быть в рублях

Незапланированная подготовка к кризису

Мы следили за ситуацией с коронавирусом в Китае. Тревожные новости из этой страны натолкнули нас на мысль, что пандемия к нам, может, и не придёт, но цены на медицинские маски точно вырастут из-за «закрытия» Китая. Тогда же мы начали формировать запас этих средств. Получилось, что это было верное решение, потому что на самом пике коронавируса цена одной маски выросла в 10-12 раз. 

В начале 2020 года мы провели анализ эффективности сотрудников. И с теми, кто не выполнял KPI или был у нас совместителем, прекратили трудовые отношения. Это стало удачным стечением обстоятельств, а не продуманным действием на волне слухов о кризисе. Решение об оптимизации штата помогло нам снизить финансовую нагрузку на проект, когда президент в марте объявил о нерабочих, но оплачиваемых днях. 

Мы хоть и микро-предприятие, но всё равно держим небольшой резервный фонд. В апреле этого года он нам пригодился для выплаты материальной помощи тем сотрудникам, которые ушли в отпуск за свой счёт. 

Как мы работали на карантине

В начале марта, когда коронавирус добрался до России, мы оптимизировали запасы медицинских препаратов. Провели инвентаризацию остатков и проанализировали, от каких препаратов можем отказаться или держать их в минимальном количестве. Также определили, какие позиции нам необходимо закупить впрок, исходя из длительности срока хранения, небольших габаритов и привязки их стоимости к валютным колебаниям. Это позволило нам уменьшить количество средств, «замороженных» в препаратах. 

Когда стало понятно, что карантина и закрытия не избежать, мы начали переговоры с арендодателем и получили арендные каникулы. Спасибо ему за это. 

Мы взяли авансы у пациентов и зафиксировали цены на длительные планы лечения. Очень благодарны пациентам, которые пошли нам навстречу, хотя это было обоюдовыгодное решение для них и для нас. 

Когда частным клиникам запретили вести плановый приём, а работать только с пациентами по острой боли, мы словно вернулись в дефицитные 90-е годы. Мы были вынуждены искать дополнительные средства индивидуальной защиты – респираторы, дистанционные термометры, устройства для дезинфекции. Цены на них в это время колоссально выросли. Например, стоимость облучателя-рециркулятора воздуха «Дезар-4» увеличилась с 10 тысяч рублей до 70 тысяч. 

В пик стоимость средств индивидуальной защиты для приёма одного пациента составляла 2000–2500 рублей. Это расходы на средства индивидуальной защиты для администратора, врача и ассистента. 

Работа в режиме оказания неотложной помощи потребовала от нас тщательного изучения этого вопроса в законодательстве. В законах однозначно не указано, что именно разрешается, а что запрещается. Формулировки очень расплывчаты, и каждая из сторон может трактовать их по-своему. Было много противоречивых нормативных актов, при этом высокие штрафы для клиник – до 2 млн. рублей, и как всегда - угроза уголовного преследования врачей. 

Мы обкладывались всеми возможными документами, чтобы избежать нарушений и штрафов. С помощью юристов, а также просмотров вебинаров по этой теме разработали нормативную документацию о работе в новых условиях. 

В это время мы организовали и провели внутреннее обучение, а также серию вебинаров. Были на связи с пациентами, отвечали на их вопросы и консультировали, а тех, у кого острая боль, принимали. Мы сосредоточились на разработке стандартов с привлечением всех сотрудников - от врачей до администраторов. Получили документ на 700 страницах. 

Нездоровая экономика

В каждый месяц карантина мы получили чистый убыток более 1 млн. рублей. Режим самоизоляции мы пережили, но ещё один такой месяц не выдержали бы. 

Сейчас мы столкнулись с отложенным спросом и достаточно высокой загрузкой клиники. Вместе с ростом наших затрат на СИЗы и тестирование персонала произошёл отказ многих пациентов от протезирования и проведения дорогостоящих операций. Некоторые из них потеряли работу или обанкротились. 

В нашей отрасли объективная экономическая реальность станет видна в сентябре–октябре, когда сократится очередь из пациентов, образовавшаяся в предыдущие месяцы. 

Уроки и выводы кризиса

Нам повезло с рыночной нишей, в которой мы работаем. Люди могут не ходить в ресторан, могут заниматься спортом дома, смогут экономить на новых кроссовках – но решение проблемы со здоровьем не отложишь. Хотя, конечно, в ранге ценностей, здоровье в нашей стране не на самом высоком уровне. 

Мы ещё раз убедились в необходимости формировать резервный фонд. В идеале он должен быть в размере шести месячных затрат и на 60-70% состоять из валюты. У нас в валюте было не более 30% резерва, и это стало ошибкой, которую мы не хотим повторять. 

Ещё одна наша ошибка – досрочная выплата лизинга на медицинское оборудование буквально за несколько дней до закрытия на карантин. 

Мы поняли и рекомендуем это всем предпринимателям, что в кризис надо быстро принимать кардинальные решения и не тратить время на раскачку. От скорости может зависеть судьба вашего проекта.

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

16 июля 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов