Рубрики:
  • Идеи для бизнеса
  • Кейсы
  • Маркетинг
  • 4.9

Напечатать воспоминания: как заработать на снимках из Instagram

Прочтёте за 4 мин.
05 октября 2017

Тос Мовсисян - о том, как придумать автомат для печати фотографий и сделать его популярным во многих странах

IT-инструменты, которые использует Boft

  • 1С:Бухгалтерия
  • Telegram
  • Trello
  • Instagram
  • ВКонтакте

Фотографии, выложенные в соцсети, существуют у многих пользователей только в электронном виде. Они хранятся в телефоне или фотоаппарате, иногда – в компьютере или облаке. Тос Мовсисян и его друзья решили перевести эти снимки в бумажный формат. Они придумали автомат, распечатывающий на бумаге снимки из Instagram в удобном формате карточек Polaroid. Автоматы оказались востребованы не только в России, но и в других странах. О том, как создать аппарат для печати нестандартных по размеру фото, и как установить их во многих городах с минимальными вложениями, Тос Мовсисян, сооснователь Boft, рассказал порталу Biz360.ru. 

Досье

Тос Мовсисян, 29 лет, сооснователь компании Boft (аббревиатура от Bureau of future technologies - Бюро технологий будущего). Учился в Российском экономическом университете имени Плеханова, Технологическом университете в Финляндии и Высшей школе экономики. Специальности в вузах получал схожие: управление предприятием, менеджмент и маркетинг. Собственную компанию Boft открыл в 2014 году вместе с друзьями - Артёмом Гармеряном, Денисом Сколотой, Евгением Ильиным. В апреле 2017 года проект победил в GenerationS - крупнейшем акселераторе технологических стартапов на территории России и Восточной Европы, и получил 5 миллионов рублей.

Тос Мовсисян 

Бизнес-идея нашлась в соцсети
  

В 2013 году Тос Мовсисян думал с друзьями над тем, каким бизнесом заняться. Их интересовали сферы, связанные с IT. 

«Мы рассматривали проекты, связанные исключительно с информационными технологиями, - рассказывает Мовсисян. – Ведь IT-сфера развивается огромными темпами. Каждый год выходят приложения, программы, игры или софт, которые изменяют наше мироощущение. Нас вдохновляли YouTube, Instagram, WhatsApp, LinkedIn и другие прибыльные и успешные проекты. Здесь надо отметить, что часто их создают обычные ребята, студенты». 

На одной из встреч друзей Тос заметил, что во время общения все они сидят в набирающей тогда популярность сети Instagram. Он тоже там зарегистрировался и понял, что у соцсети огромное будущее. По мнению предпринимателя, успех Instagram в том, что он основан не на стандартных ценностях соцсетей - писать посты или делиться ими, а исключительно на публикации фото. Причём в то время можно было опубликовать только один снимок в одном посте (сейчас - до 10 штук). Друзья Тоса старались выбрать для публикации в Instagram самую лучшую фотографию, долго обрабатывали её и, наконец, выкладывали. 

«Я понял, что человеку нравится именно опубликованное фото. Он возвращается к нему, чтобы посмотреть, сколько лайков ему поставили, оставили ли комментарии. Я подумал, а почему бы не материализовать драгоценный снимок? – говорит Тос. – Сейчас люди скидывают свои фото только в соцсети или на компьютер, а это ненадежно. Например, «полетел» жёсткий диск, и фото, которые на нём хранились, просто исчезнут. А с ними - как будто бы и несколько лет жизни. С распечатанным снимком такого не случится». 

Так возникла мысль о распечатывании фотографий, опубликованных в Instagram. Тос Мовсисян и его друг Артём Гармерян думали, что в мире уже существуют аппараты, которые занимаются печатью из этой соцсети. Тогда они просто закупили бы их и привезли в Россию. Но такой машины нигде не нашлось (были в некоторых странах принтеры или специальные сервисы, а автомата для печати фото из соцсетей не было), и ребята решили собрать её сами с помощью двух других друзей - Евгения Ильина и Дениса Сколоты. Кстати, многие до сих пор думаю, что ребята привезли франшизу Boft из США. 

Boft

Печатать фотографии друзья хотели в формате карточек Polaroid. Такие снимки было бы удобно носить с собой в кошельке или документах вместо стандартных фото размеров 10х15, которые печатают обычные принтеры. И такой формат больше подходит для прямоугольных снимков сети Instagram. 

Трудности изобретателей   

Проект решено было реализовать на собственные деньги. Поэтому для старта Тос Мовсисян и Артём Гармерян продали квартиру и машины, заняли деньги у своих знакомых. Первый автомат, на сборку которого потребовался почти год, обошёлся в 1 миллион рублей. 

«Мы сами изучали вопрос сборки, ездили по магазинам, смотрели сенсорные стекла, платы, фотопринтеры, и как это всё взаимодействует между собой, - вспоминает Мовсисян. – Самая большая проблема возникла с принтером. На рынке не было таких, которые бы печатали фото размером с карточки Polaroid. Поэтому мы написали программное обеспечение и разработали специальный резак к принтеру, который печатает стандартные фото. Программа на обычном снимке помещает два изображения, а резак режет его на две части. Это происходит внутри автомата, а пользователь на выходе получает две фотографии. На эту разработку ушло много времени и сил». 

Все детали автомата у себя дома собирал Евгений Ильин. Затем начинку поместили в корпус, который вначале был металлический (сейчас деревянный). Его заказали у компании, которая занимается вендингом. Но ничего не работало. Около месяца партнёры бились над этой проблемой, и им ничего не оставалось, как перепрограммировать автомат. Но даже после того, как он распечатал первые фото, всё равно были сбои в работе и частые поломки. 

Boft

Когда работу автомата удалось наладить, его создатели решили закрепить за собой изобретение. В ноябре 2014 года компания Boft получила в Федеральной службе по интеллектуальной собственности патент №147575 «Терминал для печати фотографий». На его регистрацию ушло 5 месяцев - кроме самой заявки необходимо было подготовить массу документов, касающихся, в том числе, технической составляющей автомата. 

Но через 2 года после выдачи патента его аннулировали, потому что тот не отвечал условию патентоспособности «новизна». Оказывается, он пересекался с похожим американским патентом 1996 года. Суд предложил компании Boft сузить патент, но партнёры решили не тратить на это деньги и время.  

Найти своё место   

Вместе с решением технических задач основатели компании Boft искали место, где можно будет установить свой первый автомат. Такой площадкой стала территория дизайн-завода «Флакон» в Москве. Это было единственное место, которое приняло у себя автомат неизвестной компании - до этого ребятам постоянно отказывали в установке. Поначалу партнёры по очереди дежурили рядом со своим изобретением на «Флаконе», потому что 5-6 раз в день в автомате что-то ломалось. 

В итоге наладить бесперебойную работу удалось только через месяц. Автомат Boft понравился пользователям, потому что он оказался прост в обращении. Чтобы распечатать фото, нужно набрать свой никнейм в Instagram. Если профиль закрыт, то ввести пароль или снять приватность в соцсети. Сейчас по паролю можно попасть в соцсеть «ВКонтакте» (совсем скоро добавится «Facebook»). Кроме этого, автомат распечатывает фото с телефона по wi-fi или bluetooth и делает селфи. Все снимки можно обработать в автомате фильтрами, поставить геотег. 

Boft

Машина выдаёт­ 2 фото размерами 7,5 на 10 сантиметров (почти как размеры в Polaroid). Сейчас компания Boft также вводит в свои автоматы печать на бумаге с перфорацией, то есть пользователь получает две фотографии на одном листе, а потом по дырочкам разрывает их. 

Цена двух распечатанных снимков - 50 рублей. Эта стоимость держится с 2014 года, и компания не повышает её намеренно  

«Рост курса доллара, инфляция, повышение аренды – всё это влияет на наш бизнес, - делится Тос Мовсисян. - Но мы заботимся о клиентах, понимая, что среди них много школьников и студентов, для которых дорог каждый рубль. Кстати, когда появилась печать с телефона, к нам стали приходить даже пенсионеры». 

После установки первого автомата Boft о нём написали многие СМИ. Интерес журналистов и клиентов спровоцировали более активное распространение автоматов по Москве и Санкт-Петербургу. Договариваться с новыми площадками об аренде места для автоматов стало гораздо проще. Сегодня они установлены во многих торгово-развлекательных центрах, кафе, парках. В качестве эксперимента один автомат стоял даже в московском метро – на станции «Комсомольская». 

Производство из отечественного дерева 

Чтобы не зависеть от чужих производств, основатели Boft решили запустить своё собственное в Великом Новгороде. Этот город расположен между Москвой и Петербургом, городах, в которых живут совладельцы проекта.   

Автоматы Boft собирают из иностранных деталей, которые заказывают в Японии, Германии и Китае. В России нет техники должного уровня, поэтому тут покупают только дерево для корпусов. Сейчас производство обслуживает 8 человек. Они собирают около 30 автоматов в месяц, в планах увеличить производительность до 100 машин. Заказы расписаны на год вперёд. 

Boft

Себестоимость автомата со временем упала более чем в 2 раза и составляет сегодня чуть меньше 500 тысяч рублей. Вместе с этим рентабельность проекта Boft выросла и составляет порядка 50 процентов (из них 90 процентов возвращаются в проект обратно). Вложения в проект окупились за полгода. Выручка растёт примерно на 30 процентов в год.   

Завоевать рынок с помощью партнёров   

После того, как собственное производство автоматов было налажено, Boft начали продавать франшизу, при этом оставляя собственную сеть в Москве и Петербурге. Франшиза в России стоит 490 тысяч рублей. В её стоимость входит автомат, расходники на 2-3 месяца и бесплатное техническое обслуживание в течение года. Для других стран стоимость франшизы - 9,6 тысяч долларов. Если брать несколько машин одновременно, то предоставляется скидка. 

Основатели Boft выбрали ведение бизнеса по франшизе, а не с привлечением инвесторов. На тот момент многомесячные обсуждения дел с потенциальным инвестором замедлили бы развитие компании. Нужно было быстро закрывать рынок от появившихся подражателей, которые пытались скопировать автомат по печати фото из Instagram. Они появились почти сразу после выхода на рынок Boft. 

Тос Мовсисян

Подражать Boft пытались компании, производящие банкоматы и вендинговые аппараты. В свои металлические корпусы конкуренты устанавливали фотопринтер и делали сырое программное обеспечение. По сравнению с автоматами Boft, привлекающими внимание стильным деревянным корпусом, они выглядели не так презентабельно. Второй ошибкой подражателей, по мнению Тоса Мовсисяна, стало то, что они продавали свою франшизу всем желающим. В итоге многие обанкротились. Сейчас из 50 конкурентов, бывших когда-то на российском рынке, не осталось, по замечанию предпринимателя, практически никого.­ В свою очередь, Boft подходит к выбору франчайзи очень внимательно. 

«Когда мы запустили франшизу, нам приходило около 3 тысяч заявок в месяц на сайт, - рассказывает Тос. – Среди них было много физлиц, типа, студентов, которые, не зная бизнеса, хотели купить автомат и куда-нибудь его поставить. Они думали, что в любом месте и при любой стоимости аренды он будет приносить деньги. Это не так. Машина у них не окупится, и потом они вернут её нам, а мы потерпим убытки». 

Сегодня в автоматах Boft распечатывают в среднем 120 фотографий в день (по России). Если у места высокая посещаемость, то в день автомат может печатать и до 500 фото. Окупаемость одного автомата – от 4 месяцев. 

Boft

При выборе партнёров Boft заключает контракты с одним человеком, имеющим эксклюзивные права на город или регион. Например, один из франчайзи закрыл в Сибири 11 городов, установив в них 60 автоматами. По мнению Тоса Мовсисяна, это необходимо, чтобы не возникало конфликтов внутри региона между несколькими франчайзи Boft. И самой компании проще контролировать одного партнёра в регионе, чем несколько. Сейчас у компании 50 таких франчайзи по всему миру, суммарно они владеют 400 автоматами. В Москве 60 машин (к концу года будет 100), еще 230 - по всей России, остальные в других странах. Больше всего автоматов за границей находится в Азии. 

Что дальше  

В планах Boft активно развивать франшизу. Тос Мовсисян считает, что потенциал рынка во всём мире -10 тысяч автоматов. Поэтому компания хочет выходить в другие страны, прежде всего, в Бразилию и Китай. Если все-таки партнёры решат обратиться к инвестору для более быстрого развития проекта, то реализовать все намеченные планы можно будет за 2-3 года. 

Ёмким и наиболее привлекательным для компании остаётся рынок в США, на котором сейчас установлено лишь 4 автомата Boft. В ближайшее время Тос Мовсисян собирается лететь в Америку, чтобы изучать местные возможности. Если всё будет в порядке, то в 2018 году компания запустит там второе производство своих автоматов.

Boft

Читайте также:

Как заработать на продаже игрушек через Instagram.
Идея для бизнеса по франшизе: аквариум-автомат в торговом центре
Как интернет-магазину увеличить продажи с помощью фотоотзывов. 



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Все материалы